Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность и модели кадровой политики



Достижение целей организации во многом определяется кадровым потенциалом и эффективностью его использования, формами и методами работы с кадрами, устойчивостью традиционных взаимоотношений между сотрудниками. Совокупность этих характеристик чаще всего относят к организационной культуре, формирование и поддержание которой в существенной мере зависит от проводимой кадровой политики.

Взаимосвязь организационной культуры и кадровой политики проявляется в подборе кадровых ресурсов, воспринимающих традиционно установившиеся официальные и неофициальные ценностные ориентации, правила поведения и трудовые отношения. Взаимное влияние трудового коллектива на поведение каждого индивида и нового специалиста на состояние кадрового потенциала организации обусловливает процесс саморегулирования взаимоотношений[33].

Недооценка трудовых и нравственных традиций при противоречивых интересах определенной части новых работников может привести к нарастанию конфликтных ситуаций, снижению производительности труда и распаду трудового коллектива на противоборствующие группировки.

Кадровая политика - это комплекс взаимосвязанных правил, принципов, форм и методов работы с кадровыми ресурсами, обязательный для исполнения всеми руководителями и специалистами. Кадровая политика носит подчиненный характер по отношению к кадровой стратегии, вытекает из ее положений, уточняет и детализирует ее основные положения.

Частые и резкие колебания рыночной конъюнктуры предопределяют динамичный характер кадровой политики с учетом влияния реальной рыночной среды, анализа состояния внутренних показателей кадровых ресурсов и оценки изменений внешних факторов.

Внутренние факторы, оказывающие существенное воздействие на кадровую политику:

укомплектованность организации опытными руководителями и квалифицированными специалистами, необходимость в их обучении, повышении профессионализма или обновлении;

распределение работников по признакам пола, возраста и уровня квалификации, необходимость омоложения и обновления состава трудового коллектива;

уровень организационной культуры, сплоченность коллектива, степень благоприятности условий трудовой деятельности, соответствие техники безопасности нормативам, частота случаев травматизма и аварийности;

состояние трудовой дисциплины и правопорядка, наличие грубых нарушений и преступлений, склонность к хищениям собственности и прогулам, уровень конфликтности и текучести кадров.

Факторы внешней рыночной среды, определяющие особенности кадровой политики организации и ее влияние на трудовой коллектив:

финансово-экономическое положение организации на рынке, состояние спроса на продукцию и услуги, обусловливающие расширение, стабилизацию или сокращение производственной деятельности;

темпы научно-технического прогресса в области деятельности организации, масштабы инновационных процессов, необходимость в обновлении техники и технологий;

развитие образования и культуры населения, уровень общей и профессиональной подготовки молодежи, сроки усвоения первичных производственных навыков;

состояние рынка трудовых ресурсов, возможность выбора достаточного количества претендентов на должности в организацию с соответствующей квалификацией;

развитость социальной сферы, определяющая ограничения при наборе кадров по наличию жилой площади, возможности трудоустройства членов семей;

активность партнерских хозяйственных связей, стремление к интеграции производственной деятельности и взаимному обмену кадровыми ресурсами;

законопослушность внешней рыночной среды и населения, побуждающая к применению различных методов проверки деловых и моральных качеств кадровых ресурсов;

опасности и угрозы, связанные с коррупцией представителей органов власти и преступного мира, сложность проблем работы службы безопасности и охраны.

Кадровая политика учитывает факторы внутренней и внешней среды, а также их динамику, при необходимости в ее положения могут вноситься существенные коррективы. Соответственно выбираются новые источники комплектования и развития кадрового потенциала, а иногда и уточняются направления производственной деятельности.

Функции выработки кадровой политики, ее корректировки и реализации принадлежат кадровой службе. Направляет кадровую политику руководитель организации. В небольших фирмах кадровая политика специально не оформляется и существует как система неофициальных установок руководства. В крупных компаниях кадровая политика обычно официально декларируется и формально фиксируется в общекорпоративных документах: меморандумах, положениях, кодексах, инструкциях или других разработках, детально регламентирующих важнейшие аспекты управления человеческими ресурсами.

Письменное оформление кадровой политики позволяет четко и открыто отразить взгляды руководства и улучшить взаимодействие руководителей подразделений, упорядочить процесс принятия кадровых решений, обеспечить единство во взаимоотношениях работников и стабилизировать морально-психологический климат в трудовом коллективе.

Цель кадровой политики организации заключается в своевременном обеспечении кадровыми ресурсами требуемого качества и необходимой численности. Одновременно кадровая политика должна отвечать ряду общепринятых требований:

гарантированная реализация гражданских прав и индивидуальных обязанностей работников и администрации;

формирование сплоченных и работоспособных трудовых коллективов в подразделениях;

согласование целей, коллективных и индивидуальных интересов на основе компромиссных кадровых решений;

эффективное использование природных задатков и накопленного опыта каждой творческой личностью для обоюдной выгоды работника и организации;

рациональное использование кадрового потенциала организации с учетом конъюнктуры рынка;

создание благоприятных и безопасных условий для трудовой деятельности, производительности труда и длительной работоспособности работников;

поддержание здорового морально-психологического климата в трудовых коллективах на основе рационального стиля руководства и развития индивидуальных способностей каждого сотрудника;

соблюдение единых этических норм взаимоотношений между подразделениями и отдельными членами трудового коллектива.

Эффективность кадровой политики оценивается по результатам трудовой деятельности, которые нередко рассматриваются с нескольких подчас противоречивых точек зрения. Главным критерием оценки эффективности чаще всего служит получаемый экономический эффект в виде количества и качества произведенной продукции и оказываемых услуг.

Однако выдающиеся экономические результаты могут достигаться при высокой социальной плате из-за высокой интенсивности трудовых усилий, тяжелых условиях труда и высоком уровне травматизма, нестабильном составе трудового коллектива из-за текучести кадров.

Динамичность рыночной конъюнктуры требует от кадровой политики организации гибкой реакции на требования рынка. Вместе с тем бесперспективны извлечение сиюминутной выгоды от манипулирования специалистами, нещадной эксплуатации работников низкой квалификации при тяжелых условиях труда.

Ущербность непоследовательной кадровой политики проявляется в ухудшении имиджа организации и существенном снижении возможности выбора способных специалистов, росте текучести кадров, нарастании социально-трудовых конфликтов, судебных разбирательств и споров, неизбежности неплатежеспособности (банкротства) организации.

В условиях высоких темпов научно-технического прогресса различаются три основные модели кадровой политики: производственная, социальная и инновационная. Каждая из них обладает определенными преимуществами и типичными недостатками, имеет рациональную область применения с учетом специфики деятельности и стадии жизненного цикла организации, уровня конкуренции и стабильности трудового коллектива.

Производственная модель кадровой политики применяется новыми организациями в период становления на рынке или освоения новой технологии, носит временный характер, подчинена интересам достижения максимальной эффективности деятельности и минимизации издержек. При этом основными критериями эффективности выступают степень внедрения на рынок новой продукции и услуг, а также окупаемость финансовых вложений.

На период становления применяется краткосрочный найм при средней квалификации специалистов, подбирается минимальная численность работников из внешних источников комплектования и предоставляются лишь минимальные социальные гарантии.

Социальная модель кадровой политикихарактерна для крупных стабильных организаций, обладающих развитой производственной и социальной инфраструктурой с расчетом на длительную перспективу успешной деятельности на рынке.

Переход от производственной к социальной модели кадровой политики обусловлен стремлением руководства к закреплению наиболее квалифицированных кадровых ресурсов. Финансовые вложения в социальную сферу постепенно возрастают, а критериями выступают экономическая и социальная эффективность деятельности, достижение высокого качества продукции и услуг, а также устойчивый имидж организации на рынке.

Применяется преимущественно долгосрочный найм с высокими требованиями к квалификации специалистов, что способствует формированию стабильного трудового коллектива и расширению практики обучения, передачи опыта и повышения квалификации.

При продвижении кадров предпочтение отдается своим сотрудникам, что создает благоприятный морально-психологический климат, формирует высокие социальные гарантии и заинтересованность в высокой производительности труда работников.

Инновационная модель кадровой политики применяется при внедрении нововведений в деятельности рисковых (венчурных) фирм. Кроме того, такая модель может стать одним из основных способов финансового оздоровления деятельности организации в период процедуры банкротства. В качестве критериев эффективности выбираются степень обновления технологий, улучшение структуры и состава подразделений, сокращение нерентабельных видов деятельности, создание условий для получения сверхприбыли в будущем.

Главными средствами достижения целей инновационной кадровой политики служат создание временных творческих коллективов с высочайшим профессионализмом новаторов, массовое переобучение работников при внедрении экспериментальных технологий, предоставление свободного графика работы специалистам творческих профессий, комплектование подразделений сотрудниками самых разнообразных специальностей, выполнение работ по срочным трудовым договорам и договорам подряда.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.