§ 1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕП В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребенка и его психики в течение дня.
Целесообразное чередование различной по характеру деятельности детей, требующей, с одной стороны, определенного умственного напряжения и, с другой — активного отдыха, предусматривает профилактику утомления нервной системы, поддержания у ребенка жизнерадостного настроения и оптимальной работоспособности организма.
Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений и физкультурные праздники.
Основу для успешного овладения двигательными навыками ребенок получает на систематических физкультурных занятиях, В процессе занятий двигательные навыки постепенно формируются и приближаются к уровню динамического стереотипа. Однако совершенствование, устойчивость приобретаемых навыков и самостоятельное применение их ребенком в различных условиях жизни не могут осуществляться только путем одних занятий. Чтобы дать возможность детям упражняться и самостоятельно применять навыки в своей деятельности, воспитатель использует в установленном режиме дня различные формы работы.
Помимо ежедневной утренней гимнастики и определенного числа физкультурных занятий в неделю, воспитатель в течение дня обязательно предусматривает время для разнообразных подвижных игр, индивидуальных занятий и предоставляет возможность детям самостоятельно объединяться и играть или упражняться.
Каждая из укачанных форм должна естественно находить свое место в ежедневном плане работы воспитателя, так, чтобы все дети были охвачены разнообразной двигательной деятельностью.
Соотношение их в течение дня зависит от воспитательных задач, программы, определяющей план всей работы, учета различных показателей: степени овладения всеми и отдельными детьми различными двигательными навыками, общего и эмоционального состояния детей, характера их деятельности и активности, проявления индивидуальных желаний. Поэтому ежедневное соотношение этих форм не может быть стандартно, оно изменяется в зависимости от динамики всех показателей, от того, что в данный день требует большего внимания.
§ 2. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы.
При распределении игр в календарном плане воспитатель предусматривает все многообразие двигательного содержания, необходимую повторность и вариативность, содействующие совершенствованию двигательных навыков, учитывает конкретные условия для их осуществления. Учет окружающих условий важен для организации различных игр, определения количества участвующих в них детей, воспитания у них необходимой ориентировки и поведения в конкретной обстановке.
Чтобы использовать все возможности для игровой деятельности детей в течение дня, необходимо строго придерживаться установленного режима, основу которого составляют врачебно-гигиенические требования и' учет возрастных особенностей де-
тей каждой группы. Это значит, что время проведения подвижных игр и их продолжительность находится в теснейшей взаимосвязи с предыдущей и последующей деятельностью детей. Кроме того, воспитатель, наблюдая за характером деятельности детей, предлагает им игры различного содержания и степени подвижности, регулируя тем самым их двигательную активность: одним усиливая ее, другим ограничивая и обеспечивая необходимый отдых.
При составлении календарного плана проведения подвижных игр принимается также во внимание время года и состояние погоды.
Холодной осенью и зимой и морозные дни чистый, свежий воздух в сочетании с движением благотворно влияет на организм ребенка, закаливает нервную систему, усиливает сопротивляемость организма, повышает жизненный тонус. Чтобы дети не зябли и с удовольствием гуляли, рекомендуются подвижные игры с активным движением, вызывающие повышение эмоций и бодрость. Исследования Е. Г. Леви-Гориневской и А. И. Быковой1 показали, что возникающие при игр<е эмоции даже в играх малоподвижного характера оказывают влияние на процесс теплорегуляции.
При холодной погоде игры с активным движением чередуются с другими видами деятельности умеренно подвижного характера. Чередованиехарактера и темпа двигательной деятельности создает возможность отдыха для детей и предохраняет их как от замерзания, так и излишнего перегревания.
Имеющиеся работы М. М. Конторович и Л. И. Михайловой2 о пребывании детей на воздухе в зимнее время, а также описание практического опыта убеждают в эффективности закаливания детей во время ежедневных прогулок, о благотворном влиянии содержательной деятельности детей на воздухе в зимнее время для оздоровления организма, формирования двигательных 'Навыков.
Летом, когда вся жизнь детей переносится на воздух и одежда облегчается (трусики, панамки, легкие туфли составляют их ежедневный костюм), разнообразные движения повышают самочувствие детей, вызывают у них радостное ощущение жизни. Движения в сочетании с чистым, свежим воздухом и солнцем укрепляют организм ребенка, усиливают процессы обмена. В это время года также используются разнообразные подвижные игры, но воспитатель тщательно следит, чтобы дети не перегревались.
Необходимо, чтобы участки всех возрастных групп были оборудованы крупными физкультурными приборами в соответ-
1 См.: Е. Г. Л еви-Г о р иневск а я и А. И. Быкова. Закаливание организма ребенка. М., Учпедгиз, 196?
2 См.: М. М. Конторович, Л. II. Михайлова. Зимние игры и развлечения дошкольников. М., «Физкультура и спорт», 1946.
ствии с указаниями программы и систематически использовались детьми для совершенствования двигательных навыков в лазанье, перелезании, пролезании, прыжках, метании, упражнениях в равновесии и т. п. На участки ежедневно выносятся также игрушки (каталки, коляску, вожжи, мельницы-вертушки, змеи и т. д.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, флажки, мячи, мячеброеы, кольцебросы, короткие и длинные скакалки и т. п). В старшей и особенно подготовительной группах разучиваются элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, проводятся спортивные игры, бадминтон, настольный теннис, а также кегли, городки, бабки и др.
Широко используются в летнее время подвижные игры с правилами, совершенствующие двигательные навыки и физические качества. Помимо организации их воспитателем, в средней и двух старших группах поощряется самостоятельное объединение детей.
Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детой, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение.
§ 3. ПРОГУЛКИ И ЭКСКУРСИИ
Проведение прогулок и экскурсий за пределы детского учреждения содействует решению оздоровительных, воспитательно-образовательных задач, эффективномусовершенствованию двигательных навыков. Часто дет, хорошо выполняя различные упражнения в знакомом помещении или на участке детского сада, теряются в новой обстановке. Изменяющиеся природные условия, с которыми сталкиваются дети во время дальних прогулок, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки, решительности, смелости, совершенствованию двигательных навыков. Поэтому такие прогулки и экскурсии должны осуществляться регулярно и начинаться с первой младшей группы, при условии учета возрастных особенностей и возможностей детей данной группы, состояния здоровья, индивидуальных показателей и рекомендации врача.
Чтобы прогулки были целенаправленными и интересными, воспитатель намечает их заранее в календарном плане и тщательно готовится к их проведению.
Лучшее время для проведения прогулок — лето. Предварительно воспитатель изучает район, в котором расположено детское учреждение: в городе (если детский сад не выезжает на дачу) —парки, сады, скверы; на даче — ближайшие лес, поляны, рощи, цветущие луга, реку, озеро. Очень важно установить, по какой дороге целесообразно идти с детьми, определить дальность отдельных маршрутов. Уточняются возможные места для
отдыха детей в пути, учитываются все естественные условия для проведения упражнений в совершенствовании двигательных навыков— наличие ручейков, овражков, горок, кочек, поваленных и наклоненных деревьев, полян и т. д.
Весьма целесообразно будет ознакомление с различными общественными учреждениями (как в городе, так и на даче): дом пионеров, лагерь, стадион и наличие там физкультурных площадок. Все это важные сведения для планирования прогулок, определения их целей (например, наблюдение тренировок спортсменов, их игр, соревнований), выбора маршрутов.
В содержание прогулок наблюдаются подвижные игры с использованием различных игрушек и мелких физкультурных пособий, а также подвижные игры с правилами. На поляне может быть проведено очередное физкультурное занятие, подвижная игра, после которых дети отдыхают, гуляют, спокойно играют,
В зимнее время прогулки за пределы детского сада не менее важны и также включаются в план работы.
На прогулках, помимо проведения веселых зимних игр, согревающих детей, рекомендуется катание на санках, ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в хоккей (подготовительная группа). Такие прогулки содействуют выработке стойкости, повышению сопротивляемости детского организма, уравновешиванию деятельности нервной системы, созданию у детей бодрого, веселого настроения.
Опыт детских садов подтвердил мнение врачей, что систематическое закаливание и проведение регулярных прогулок с использованием лыж и коньков значительно снижает количество инфекционных и простудных заболеваний.
Методика проведения прогулок и экскурсий. В день прогулки за пределы участка детского сада воспитатель следит за тем, чтобы дети спокойно играли, не затрачивая на это много энергии.
В соответствии с задачами и планом прогулки детей следует предупредить о ней накануне, создать у них радостное ожидание предстоящего удовольствия, сообщить о цели прогулки: «Будем играть на поляне, а потом купаться», «Пойдем на поляну заниматься физкультурой», «Возьмем мишек и будем с ними играть». Дети средней и старших групп должны участвовать в сборах на прогулку. Они вместе с воспитателем отбирают физкультурные пособия, распределяют их между собой, чтобы всем было удобно их нести.
По дороге дети всех возрастных групп могут идти свободно, группируясь по желанию (соблюдение построения в пары, зависимость ребенка от другого угнетающе влияет на состояние нервной системы, вызывает отрицательные эмоции, стесняет свободу движений, не дает возможности почувствовать природу и прелесть прогулки). Построение в пары может быть использовано только в определенных обстоятельствах, например дети должны перейти шоссе, по которому возможно движение транспорта,
Детей младшей группы, кроме воспитателя может сопровождать кто-либо из взрослых: он помогает перевести детей через дорогу, организовать игры на поляне, в лесу.
Если во время прогулки намечено провести физкультурное занятие, то в него включаются упражнения с использованием природных условий (пройти несколько раз с переменой темпа по наклонно лежащему дереву и спрыгнуть вниз, перепрыгнуть через ручеек и т. п.), упражнения с принесенными предметами из положения стоя, сидя, лежа (с палками, флажками, обручами), метание вдаль и в цель собранными шишками и т. п. Содержание физкультурного занятия по нагрузке на организм ребенка и продолжительность его должны соответствовать установленной норме.
Прогулка и занятие являются естественной воздушной ванной в движении благодаря непосредственному воздействию свежего воздуха на обнаженное тело ребенка (должны быть надеты только трусики, панама и туфли). Прогулка организуется таким образом, чтобы дети без опоздания вернулись к обеду.
В зимнее время прогулка также планируется; дети предупреждаются о ней заранее и вместе с воспитателем приготавливают то, что для нее нужно (игрушки, лопатки, атрибуты для игр, санки, лыжи, коньки, клюшки и т. п.).
Регулярное проведение прогулок совершенствует двигательные навыки детей, закаливает организм, воспитывает вынесли- вость, обновляет жизненные впечатления, содействует познанию окружающего.
§ 4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Эта работа строится на основе обязательных знаний возрастных и тщательного изучения индивидуальных особенностей детей. Она требует чуткого отношения к ребенку.
Воспитатель учитывает состояние здоровья, физического развития, появляющиеся симптомы каких-либо отклонений от нормы (признаки начальной деформации позвоночника, стопы, временное ослабление сердечной деятельности в связи с перенесенным заболеванием).
В каждой возрастной группе находятся дети, относящиеся к различным типам нервной системы. Одни из них —уравновешенные, но с более живой или замедленной реакцией на окружающее, другие — чрезмерно возбудимые или, наоборот, очень чувствительные, с пониженной реакцией, застенчивые, требующие осторожного подхода.
Индивидуальные особенности нервной системы проявляются во всем поведении ребенка, отношении его к окружающему, в темпе и прочности усвоения знаний и навыков.
Наблюдение ребенка в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями — все это дает возможность воспитателю уяснить его индивидуальные особенности и наметить задачи, содержание и методы работы.
Для каждого ребенка предусматривается различная помощь: одному —и усвоении программных требований и тем самым увеличен не возможностей одновременного овладения знаниями и навыками со всеми детьми, повышение эмоционального жизненного тонуса, самостоятельности, укрепление веры в себя; другим— в выработке сдержанности, регулировании их поведения в общем коллективе детей. Не менее нажно изучение воспитателем склонностей ребенка, ирг'(.почтение им определенной деятельности, связанных с его анатомо-физиологическими задатками, особенностями его анализаторных систем, повышенной чувствительностью их (к музыке, движению, краскам). На фоне одновозрастного состава группы обычно выделяются дети с более топкой слуховой чувствительностью, острым зрительным восприятием, дети, отличающиеся четкостью, ритмичностью и координацией движений, или, наоборот, с заниженными данными. Внимание воспитателя к своеобразию у детей склонностей позволяет выявить, что именно требуется в каждом отдельном случае.
На основе учета особенностейкаждого ребенка задачи индивидуальной работы по физическому воспитанию заключаются в обучении детей, не усваивающих программный материал » общем со всеми темпе; в своевременном исправлении дефектов осанки и стопы; в улучшении физического развития ослабленных детей; в активизации малоподвижных, застенчивых детей и повышении их эмоционального тонуса; во внимании к проявляемым склонностям в области движений и конкретном содействии их развитию. Эффективным результатом индивидуальной работы воспитателя с детьми в возрастных группах должна быть равномерная подготовленность всех детей по программе, здоровое состояние организма и эмоционально-положительный тонус, развитие индивидуальных склонностей, формирующихся способностей и творческой активности.
Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. В группе первого года жизни она является основной, ежедневной формой работы. Сестра-воспитательница в непосредственном общении с ребенком обучает всех и каждого первоначальным действиям с предметами, руководит становлением таких движений, как переворачивание, ползание, вставание, подготовка к самостоятельной ходьбе.
Присматриваясь к реакции каждого ребенка на явления окружающей жизни, она пользуется приемами индивидуального подхода, создавая у ребенка эмоционально-положительное состояние, вызывая первоначальные двигательные реакции и поощряя решение простейших задач.
У детей второго года жизни, уже начинающих говорить, умеющих ходить и действовать с предметами; с развивающимися способностями к подражанию действиям взрослого, понимающих его слова, сестра-воспитательница, с одной стороны, бережно развивает движения, с другой — опираясь на достигнутые успехи, помогает достижению новых целей.
В этой группе днем уже можно объединять в небольшие группы (2—3 ребенка). Однако и при такой форме организации воспитательниц;! учитывает индивидуальные особенности каждого.
Наблюдаядетей в процессе обучения, анализируя своеобразие восприятия заданий и темп двигательной реакции каждого ребенка, педагог дифференцированно пользуется воспитательными приемами, стремится вызвать у ребенка интерес, эмоциональный отклик, посильное осмысливание простейшей задачи и ее успешное выполнение.
В последующих, все более старших возрастных группах, индивидуальная работе е детьми планируется в течение всего дня в часы игр и прогулок: она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Успех этой формы работы, как и в предыдущих группах, зависит от умения воспитателя найти для каждого ребенка, нуждающегося в его помощи, удачный момент для занятия и верный доброжелательный тон без обижающей ребенка снисходительности.
Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребенку правильно выполнить упражнение, например по ею образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. Он обращает его внимание на основные опорные признаки выполнения, ориентирующие ребенка на главное, помогает ему понять, в чем заключается задача, и на основе этого предлагает решить ее самостоятельно.
В следующий раз воспитатель предлагает вспомнить и выполнить упражнение. Контролируя правильность выполнения, он закрепляет успешные действия краткими уточняющими указаниями и поощрением. В случае необходимости прибегает к наглядным приемам — показу упражнения по его составным элементам в целом.
В процессе индивидуального общения с воспитателем, в удобном для ребенка темпе, он, осознанно воспринимая задание и опираясь на указанные ему ориентиры, выполняет его. В этих случаях индивидуальное обучение не только способствует освоению данного двигательного действия, но и развивает ребенка, активизирует его мыслительную деятельность. Оно выявляет также способность представления движения в последовательности всех составляющих его элементов и как результат этого процесса-—его правильное воспроизведение.
Работы советских психологов и опыт работы воспитателей показывают, что обучение, опирающееся на предварительную ори-
ентировку в действиях, значительно эффективнее, чем обучение, основанное только на показе и заучивании готовых образцов.
Указанная методика может быть использована и при организации детей в небольшие группы, если занятие с ними решает какую-либо общую по отношению ко всем задачу (бросание и ловля мяча друг другу, разучивание общего для всех упражнения). Объединение детей в небольшие группы целесообразно также при проведении подвижных игр с правилами с целью уточнения этих правил и усвоения обязательности их выполнения, выделения застенчивых детей па роли ведущих (что значительно легче для ребенка в небольшой группе играющих), вовлечения малоподвижных дотом в двигательную деятельность и т. п.
Другой характер имеет индивидуальная работа при выполнении упражнении корригирующего характера. И этом случае одновременное выполнение упражнений воспитателем вместе с ребенком преследует важные цели коррекции (например, исправление развивающейся деформации осанки). Поэтому ребенок должен воспроизводить их максимально правильно, воспринимая одновременно образец движения воспитателя. При выполнении упражнений воспитателю не следует подчеркивать физические недостатки ребенка. Целесообразно мотивировать такие занятия, например, необходимостью улучшения качества какого-либо движения, и сохранять п течение их эмоционально-положительное состояние ребенка(или небольшой группы детей).
Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учета результатов работы, показывающего прогресс физического и психического развития детей.
§ 5. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ
Не менее важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня.
У ребенка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя. Нужно своевременно предлагать интересную для ребенка деятельность, периодически корректировать ее, дозировать время.
Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредоточивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного ее осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Следовательно, этот процесс вызывает определенное напряжение мысли, связанное с проверкой на практике, проявление настойчивости, целеустремленности. Этот активный процесс опирается на предварительное ознакомление ребенка с игрой или упражнением при обучении его воспитателем. Однако усвоение и совершенство-
вание двигательных умений может быть самостоятельным. Воспитатель, следя за действиями детей, одному ребенку может предложить правильный способ действий, чтобы не затягивать бесполезные усилия; другому, наоборот, предоставить самостоятельность в решении задачи или даже усложнить задание, чтобы вызвать полезные физические и психические усилия.
Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп служит прежде всего наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. Поэтому воспитатель, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей своей группы, предусматривает в ежедневном плане работы использование этих предметов, подбирая их по признаку разнообразия движений и в целях необходимой повторности, закрепления приобретаемых
детьми навыков.
В группе детей второго года жизни целесообразны игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия: различные каталки (кони, мотушки и другие животные), коляски, автомобили, мячи, шары, удобные для бросания, подбрасывания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки. Из крупных пособий, побуждающих детей к движению, необходимы горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и другие приспособления, на которых дети упражняются в лазанье, подлезании, ползании, перешагивании и т. п. под руководством воспитателя,
Использование всех этих игрушек и пособий, после предварительного объяснения м показа воспитателем способов действий с ними, приучает к усвоению их названий, назначения, содействует развитию мышц ног, рук, всего тела, основных движений.
Однако деятельность детей раннего возраста относительно самостоятельна: она чередуется с индивидуальными занятиями и занятиями в небольших группах. Предложение ребенку игрушки для самостоятельных действий, дозировка времени и своевременное переключение его на другую деятельность, создание и поддержание эмоционально-положительного состояния — все это определяет содержательную жизнь детей во время их бодрствования. Воспитатель стимулирует и поощряет самостоятельность детей в индивидуальных играх и при объединении в небольшие группки, следит за выбором ими деятельности, ходом ее и в случае необходимости оказывает помощь или, наоборот, объясняет, показывает новые способы действий, расширяющие двигательные возможности ребенка, развивающие умственную активность и целеустремленность в решении новой, более трудной, но интересной задачи.
Для самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста начиная с четвертого года жизни воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие физкультурные пособия и игры в соответствии с указаниями «Программы воспитания в детском саду» и учета возможностей детей каждой кон-
кретной группы. Для упражнений в бросании и метании — мячи различных размеров, мешочки, кольца, разнообразные интересные по конструкции и форме кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также трех и двухколесные велосипеды. Могут быть использованы двигатели с педальным управлением (упряжки, автомашины), способствующие ориентировке в пространстве.
Для детей старших групп, особенно подготовительной, целесообразны элементы спортивных игр — волейбол, баскетбол, подготавливающие детей к ознакомлению с правилами этих игр и к овладению некоторыми простейшими элементами в целях подготовки к школе и к будущему занятию спортом.
Так, для овладения элементами игр и в волейбол дети отбивают ладонями мяч, стоя в кругу, отталкивают его двумя руками при игре вдвоем, перебрасывают мяч через натянутый шнур или сетку. Также полезны упражнения, постепенно подготавливающие детей к игре в баскетбол: бросать мяч в корзину, подвешенную на высоте, примерно 1,5 ж
Овладев правильными приемами, дети самостоятельно организуют командные игры с соревнованием. Наблюдая ход игры, воспитатель должен вносить необходимые коррективы.
Кроме указаниях игр, нужно также использовать кегли, городки, серсо, бабки, бадминтон. В отдельных случаях во второй половине дня следует рекомендовать «Бирюльки» и «Палочки-недотроги», развивающие внимание, ловкость пальцев, сдержанность движений, заставляющие ребенка думать, определять наилучший план действия.
Вечером или в ненастную погоду могут быть использованы настольные игры, способствующие развитию точности и ловкости движений.
Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников в игре и в выполнении правил, сближают детей.
Все указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в плане воспитателя.
§ 6. ПРАЗДНИКИ
Физкультурный праздник в детском учреждении представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков.
Насыщенный динамикой двигательного содержания, проводимый на свежем воздухе, он является радостным событием в жизни детей.
Основу программы физкультурного праздника должны составлять веселые подвижные игры и разнообразные физические
упражнения, отражающие приобретенные детьми двигательные навыки за определенный период времени. Усвоенные па регулярных физкультурных занятиях, они не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие.
Подготовка к празднику не должна нарушать плановую воспитательную работу. Многократно повторяемые до праздника «номера» часто без учета продолжительности по времени вызывают у детей физическое и психическое утомление, потерю интереса, притупление эмоций и выполнение их на празднике как зау-ченнего, надоевшего урока. Праздник должен быть результатом регулярной работы с детьми и ее естественным результатом.
Физкультурные праздники, отличаясь присущей только им спецификой содержания, могут быть весьма разнообразными по программе и структуре.
Обычно физкультурный праздник выделяется на фоне повседневной жизни необычным украшением участка, нарядно оформленными физкультурными пособиями; цветы, фонарики, ленты и т. п. изменяют привычный вид детской площадки, вызывая радостное ожидание и праздничное настроение у детей.
В процессе самого праздника большую роль играет музыка, создающая эмоциональный подъем, объединяющая детей веселым бодрым настроением.
Первая часть праздника может быть построена в форме физкультурного парада, который начинается общим шествием детей, разделенных па отдельные физкультурные команды, идущие со своим вымпелом и значками. Движения детей, сочетающиеся с песнями, стихами, вызывают высокий эмоциональный подъем.
Следом за этим дети могут демонстрировать свои достижения в играх и упражнениях. Старшие группы участвуют в доступном им соревновании (в беге, метании, прыжках и т. д.), в спортивных играх.
Все это проводится с учетом времени для каждой возрастной группы и всех в целом.
Вторая часть праздника может быть сюрпризной, вызывающей у детей повышенный интерес, яркость впечатлений, удивление, радость. Например, приглашение всех детей и гостей на прогулку в «волшебный лес», которая заканчивается хороводом на лесной поляне, чаепитием и угощением детей на «скатерти-самобранке».
Физкультурные праздники хороши и зимой. Содержание их также составляет двигательная деятельность детей, характерная для данного сезона, — катание на санках с различными заданиями на ловкость, катание и игры на коньках, ходьба на лыжах, игра в хоккей, веселые подвижные игры, массовые несложные пляски и сюрпризные моменты, подготовленные взрослыми или школьниками.
15. Заказ 499? 225
Зимний праздник может быть организован вокруг новогодней елки как праздник русской зимы или в виде игр на определенные темы («Поездка на север», «Путешествие» и др.)- Основу программы, как указано выше, составляют и в зимнее время физические упражнения и игры, которыми к этому времени овладевают дети. Использование красочных атрибутов и музыки (баян, аккордеон) делают их необычными и заново привлекательными.
На зимнем празднике не звучат песни и стихи в исполнении детей, однако музыка, обращение ведущего (в стихах или прозе) придают праздничное настроение и соединяют в единое целое отдельные действия и игры детей. Сюрпризные моменты как источник радостных удивлении и смеха исполняются взрослыми или школьниками.
Успешное проведение праздника — результат слаженной и кропотливой работы всего педагогического коллектива: заведующей, музыкального руководителя и воспитателей.
Дети могут участвовать в доступной для них подготовке праздничного оформления. Постепенно должно нарастать и усиливаться в рамках ежедневной жизни радостное состояние (экскурсии на стадион, рассматривание иллюстраций, беседы, стихи), которое достигает кульминации па самом празднике.
В день проведения праздника настроение детей следует беречь- Жизнь их не должна нарушаться ненужной спешкой, срывом режима, нервным состоянием педагогов-воспитателей.
При общей заинтересованности взрослых в успехе праздника, желании их доставить детям радость и удовольствие, осуществить все намеченное в плане, общая длительность праздника не должна превышать 45 минут— 1 часа.
Итак, вся многообразная двигательная деятельность детей в течение дня проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание эмоционального жизненного тонуса детей, целесообразная занятость каждого ребенка, необходимая смена деятельности, дозировка ее, соблюдение всего двигательного режима.
Эта сложная и кропотливая работа требует от воспитателя большой четкости и в то же время необходимой гибкости, умения наблюдать за деятельностью детей, их общим состоянием и в связи с этим целесообразно направлять ее, тактично, доброжелательно и вместе с тем настойчиво добиваясь от ребенка, когда это необходимо, выполнения предъявленных к нему требований. Воспитатель должен быть готов в любом случае помочь детям и в то же время не спешить с этим и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилия при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий и т. п.
От педагогического мастерства воспитателя, сердечных взаимоотношений с детьми (особенно с малышами) зависит спокойное и жизнерадостное настроение в группе, активность и устремленность двигательной деятельности детей, желание чему-то
научиться, поделиться с педагогом своими радостями и огорчениями.
Воспитатель должен быть щедрым на отдачу детям богатства своих знаний, умений и чувств, работать эмоционально, увлекая за собой детей.
Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащих основам гигиены нервной системы ребенка. Физическое воспитание во всех его компонентах чередуется с другими занятиями и деятельностью детей. При соблюдении систематически такого чередования распорядок дня стереоти-призируется и вызывает положительную реакцию детей.
Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогатили свои знания и чувства, а уходя домой, имели интересную перспективу на завтра — поиграть в обещанную интересную игру, пойти в дальнюю прогулку, поучиться кататься на велосипеде и т п. Такую полноценную интересную жизнь может создать каждый воспитатель, любящий свою работу и детей.
Г л а в а восьмаяПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ
РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ,
ВОСПИТАНИЮ
В ДЕТСКОМ САДУ
§ 1 • ЗНАЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА РАБОТЫ
Планирование в воспитании — это умение предвидеть, какими средствами и методами будут решаться те или иные задачи и какие должны быть получены результаты. Правильное планирование позволяет решать задачи физического воспитания детей более эффективно.
Учет — это выявление уровня развития различных показателей. На основе учета составляется план работы. Кроме того, учет позволяет видеть сдвиги в результате проведенных мероприятий, определять правильность планирования и своевременно вносить соответствующие коррективы.
Планирование и учет взаимосвязаны. Только при правильном планировании работы и своевременном учете возможно совершенствование педагогического процесса и достижение высоких результатов в воспитании и развитии детей,
§ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ
В каждом детском саду составляется общий план работы, в котором записываются мероприятия по физическому воспитанию. Для четкой организации работы составляется план-график на год, а также планы на неделю и планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры и др. форм физического воспитания.
Рассмотрим каждый из указанных документов. Общий план работы. Этот план составляет заведующая детским садом с участием всего педагогического коллектива. В разделе «Физическое воспитание» перечисляются основные задачи на данный год, указываются мероприятия, которые должны, быть проведены, намечается необходимая подготовка к ним. Например, ставится задача обучения детей ходьбе на лыжах, плаванию и др. В связи с этим намечаются прокладка лыжни или оборудование бассейна, приобретение лыж или купальных костюмов, подготовка воспитателей, беседы с родителями и т. д.
Важно предусмотреть в плане повышение квалификации воспитателей по физическому воспитанию-, обсуждение различных вопросов на педсоветах, участие в практикумах, семинарах, методических объединениях, проведение открытых занятий, обобщение опыта, подготовка выступлений на «Педагогических чтениях». Кроме того, следует наметить участие в пропаганде физического воспитания в стенной газете, а также оформление родительского уголка. В плане должны быть отражены формы совершенствования физической подготовленности воспитателей. План работы детского сада обсуждается и утверждается
на педсовете.
План-график на год. Воспитатель, приступая к работе с детьми своей группы, составляет перспективный план работы по физическому воспитанию па год. Прежде всего он знакомится с состоянием здоровья детей, антропометрическими показателями (физическим развитием), физической подготовленностью (уровень развития двигательных навыков и физических качеств). Анализируя «Программу воспитания в детском саду», воспитатель определяет, какие физические упражнения и подвижные игры могут быть использованы, если группа недостаточно подготовлена или если показатели развития двигательных навыков и физических качеств у детей превышают норму. После этого воспитатель приступает к распределению упражнений и игр по неделям каждого месяца им неп» год. При этом следует учесть указания по кварталам, которые даны в «Программе воспитания в детском саду», рекомендации, имеющиеся в литературе, и личный опыт работы воспитателя с детьми.
При планировании важно учитывать размер помещения, участка (площадки), наличие оборудования, физкультурного
инвентаря, климато-метеорологические условия. Осенью и весной следует планировать те виды упражнений, которые целесообразно проводить на участке, используя физкультурное оборудование (прыжки в яму с песком, ходьба по бревну, лазанье по заборчику) и большое пространство (метание на дальность, подвижные игры с бегом). На летние месяцы планируются знакомые физические упражнения, подвижные игры, которые уже разучивались детьми.
Правильность планирования зависит от теоретической подготовки воспитателей,знания характеристики физических упражнении, закономерностей формирования двигательных навыков, этапов обучения физическим упражнениям, системы обучения отдельным видам движений, подбора подводящих (подготовительных) упражнений и т. д.
План на год
Физические упражнения
месяц
Сентябрь
Октябрь
ноябрь
Недели
Прыжки в длину с места
Метание на дальность
В цель
И т.д.
В графе «Физические упражнения» перечисляются (записываются) все упражнения и игры, отобранные для детей данной группы на год. Знаком «X» обозначается использование упражнений на занятиях. Знаком «О» — в повседневной жизни (вне
занятий).
К составлению плана следует подходить творчески, в случае необходимости усовершенствуя форму, делая ее более удобной для пользования или внося изменения, поправки в последовательность распределения упражнений, игр и т. д.
План на неделю.В этом плане указываются физические упражнения и подвижные игры на каждый день с утра до вечера не только в детском саду, но и во время пребывания ребенка в семье. При этом учитывается распределение физических упражнений и игр в плане на год.
Виды деятельности
Пн.
Вт.
Ср.
Чт.
Пт.
Сб.
Вс.
Утром, до утренней гимнастики
На утренней гимнастике
На занятиях: утренних, вечерних
После дневного сна
На прогулке: дневной, вечерней
Вечером
В семье
В графе «Утром, до утренней гимнастики» воспитатель записывает виды физических упражнений, а также физкультурные пособия, которые будут использоваться в это время. В графе «На утренней гимнастике» следует указать № комплекса и пометить, в какие дни какие изменения будут в него внесены. В графе «На занятиях» нужно четко записать программные задачи (это позволит планировать во взаимной связи все формы организации физического воспитания, в частности занятия, утреннюю гимнастику, подвижную игру и др.).
В графах «На утренней прогулке», «На вечерней прогулке» записываются названия подвижных игр, перечисляются физкультурные пособия, указываются задачи индивидуальных занятий и занятий с небольшими группами детей.
В графе «После дневного сна» фиксируются различные виды деятельности, связанные с физическим воспитанием (воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями, водные процедуры и др.). В графе «Вечером» указываются индивидуальные занятия.
В графе «В семье» называются упражнения, игры, которые воспитатель рекомендует выполнять утром непосредственно после сна и вечером, когда дети возвращаются домой.
Можно в этом документе планировать и другие виды деятельности детей (рисование, лепка, разучивание стихотворений, труд и др.). Тогда в соответствующих графах следует записать программные задачи по той или иной деятельности. Заблаговременный подбор различных видов деятельности обеспечит целесообразное их соотношение и взаимную связь, а главное — всестороннее развитие детей.
На основе данного плана составляются планы-конспекты всех форм организации физического воспитания (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижная игра и др.).
План-конспект физкультурного занятия. Целесообразно составлять такой конспект на отдельных листах (в клеточку) по следующей форме:
План-конспект физкультурного занятия для детей . . . группы детского сада
Дата проведения
Время проведения
Место проведения
Количестводетей (мальчиков и девочек)
Одежда и обувь детей Физкультурный инвентарь, пособия Задачи занятия
Части занятия
Содержание занятия
Дозировка, дыхание, темп
Организационно-методические указания
примечание
Задачи записываются только главные, которые относятся к основной части занятия (формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств), и формулироваться должны очень конкретно. Например, если на занятии дается новое упражнение—метание, то задача занятия записывается так: «Разучивание метания на дальность правой рукой» (исходное положение). При этом в скобках указывается, на какой элемент техники движения обращается внимание на данном занятии. После разучивания с детьми основных элементов техники физического упражнения будет поставлена задача закрепления двигательного навыка. И задача занятия тогда записывается следующим
образом: «Закрепление навыка метания на дальность правой рукой» («Кто дальше бросит»), В скобках указывается название игры, если навык закрепляется в игровой форме.
На физкультурных занятиях воспитываются в той или иной степени все физические качества (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, равновесие и др.)- Но для развития каждого из них требуются особые условия и своеобразная методика проведения упражнений и игр. На одном занятии при соответствующих условиях воспитывается в большей степени какое-либо одно физическое качество, поэтому особое внимание на этом занятии обращается на данное качество, например ловкость, и соответствующим образом создаются условия и продумывается методика проведения физических упражнений. Задача при этом записывается так: «Воспитание ловкости» («Ловишки с ленточками») или «Воспитание быстроты» («Ловишки»). В скобках записывается название игры, в процессе которой воспитывается указанное качество.
Наряду с главными задачами в процессе занятия решаются и многие другие, но они, как правило, не фиксируются в конспекте. Однако в необходимых случаях следует записывать задачи, которые решаются и в других частях занятия. Например: «Разучивание построения и круг» и др.
После сформулирована задач занятия следует подобрать физические упражнения для их решения. Сначала определяются движения для основной части занятия, продумывается методика их проведения. Затем подбираются упражнения для вводно-подготовительной и заключительной частей занятия. Подбор упражнений для этих частей занятия и методика их проведения зависят от основной части. Уточнив задачи занятия, наметив его содержание, необходимо тщательно продумать организацию детей и методику проведения каждого упражнения.
В графе «Части занятия» записывают названия частей занятия (вводно-подготовительная, основная, заключительная).
В графе «Содержание занятия» фиксируют все виды физических упражнений в той последовательности, в которой они будут даны. Описание общеразвивающих упражнений ведется по правилам, принятым в гимнастике.
Если в занятие включается подвижная игра, то записывается ее название, например «Ловишки», «Хитрая лиса», и указываются физические упражнения, которые входят в эту игру.
В графе «Дозировка, дыхание, темп» указывается количество повторений упражнений, время, расстояние для бега, ходьбы и др., а также обозначается момент выдоха, характер дыхания при выполнении физических упражнений и темп их выполнения (медленный, средний, быстрый).
В графе «Организационно-методические указания» раскрываются организация детей и методика проведения каждого
упражнения, записываются все объяснения, команды, распоряжения. Организационно-методические указания оформляются так, чтобы ясна была методика проведения всего занятия. В этой графе могут даваться рисунки, показывающие размещение детей и воспитателя в процессе занятий.
Чем меньше опыт воспитателя, тем подробнее заполняется данная графа. Запись в виде прямой речи делается для учебных целей, при подготовке студентов к проведению занятия в детском саду или при подготовке воспитателя к открытому занятию. Опытный воспитатель, продумывая ход занятия, кратко записывает наиболее важные моменты методики.
В графе «Примечание» до проведения занятия следует предусмотреть, например, увеличение или уменьшение нагрузки, варианты игры, а после проведения занятия записать замечания, которые следует учесть при составлении плана-конспекта следующего занятия.
План-конспект утренней гимнастики составляется по вышеприведенной форме, но в ней не указываются задачи и не обозначаются части занятия.
План-конспект утренней гимнастики для детей . . . группы детского сада
Дата проведения
Место проведения
Одежда и обувь детей
Физкультурный инвентарь
Физические упражнения
Дозировка, дыхание, темп
Организационно-методические указания
Примечание
Порядок записи физических упражнений, дозировки, дыхания, темпа и организационно-методических указаний такой же, как и в плане занятия.
План-конспект подвижной игры. Не менее важно заранее составить план-конспект подвижной игры, так как каждая игра может проводиться по-разному, в зависимости от того, какая задача намечается воспитателем.
План-конспект подвижной игры для детей . . . группы детского сада
Дата проведения
Время проведения
Место проведения
Одежда и обувь детей
Физкультурный инвентарь, игрушки, атрибуты Задачи, решаемые и подвижной игре
Физические упражнения
Дозировка
Темп
Организационно-методические указания
примечание
В графе «Физические упражнения» записывают все движения, которые входят в подвижную игру, в той последовательности, как они выполняются в первый раз и при повторении игры.
В графе «Дозировка, темп» следует указать, сколько разив каком темпе выполняются все физические упражнения, входящие в игру.
В графе «Организационно методические указания» описывают организацию детей и весь ход игры в виде прямой речи.
Примерно по таким же формам можно составлять план-конспект прогулки, закаливающих процедур и др.
Воспитатель предусматривает методическую работу по физическому воспитанию. Он намечает проведение открытых занятий, анализ опыта работы, выступления на педсовете, «педагогических чтениях», написание статей для стенной газеты и т. д. Работа с родителями также должна планироваться. Воспитатель намечает проведение докладов, групповых и индивидуальных бесед, консультаций, родительских собраний, открытых занятий для родителей, посещение детей на дому и т. д.
§ 3. УЧЕТ
В работе по физическому воспитанию осуществляется предварительный, текущий и итоговый учет.
Предварительный учет. Для правильного планирования работы по физическому воспитанию необходимо знать данные состояния здоровья детей, их физического развития, уровень развития двигательных навыков и физических качеств. Для этого проводят обследование и сведения о каждом ребенке записывают в специальном журнале. Нужно зафиксировать год рождения ребенка, условия, в которых он живет, состояние здоровья, антропометрические показатели, состояние осанки и стопы, измерения изгибов позвоночника, расстояния между лопатками и т. д.
Целесообразно на каждый вид обследования отвести по одной странице, что позволит изучить динамику развития детей. Данные обследования сравниваются со стандартными показателями и делаются соответствующие выводы, которые учитываются при планировании работы.
Осмотр и антропометрические измерения проводит врач совместно с воспитателем. Сообщая дополнительные сведения о детях, воспитатель помогает врачу вскрыть причины поведения ребенка, отдельных отрицательных проявлений и др.
Фиксировать уровни развития у детей двигательных навыков и физических качеств следует 3—4 раза в год (осенью, в середине зимы, весной и в конце лета).
Учет рекомендуется проводить по основным движениям (бег, прыжки в длину с места и в высоту с разбега, метание на дальность и в цель правой и левой рукой и др.), так как они характеризуют физическую подготовленность детей.
Рассмотрим для примера методику обследования некоторых движений1.
Бег. При обследовании бега берется расстояние для старшей и подготовительной групп — 30 м, средней — 20 м, младшей — 10 м.