Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гимнастика как метод физического воспитания. 9 страница



Подобные явления должны предупреждаться рядом методи­ческих приемов, направленных в одних случаях к смене деятель­ности детей >и тем самым ослаблению замеченных признаков утомления, предложении детям таких заданий, которые уравно­вешивают психические и физиологические функции организма и способствуют сохранению работоспособности, в других — к использованию игровых и соревновательных методов, повышаю­щих эмоции и целенаправленность действий.

Музыка создает у детей эмоциональный музыка на физкуль- подъем и содействует воспитанию ритмич­ности и выразительности движений. В со­ответствии с характером музыки .и отдельными средствами му­зыкальной выразительности (темпом, динамикой, метроритмом, формой) могут выполняться основные движения: ходьба, бег, подпрыгивания (за 'исключением метания, лазанья, а также уп­ражнений в равновесии, связанных с индивидуальным ритмом выполнения), все обще развивающие упражнения, имеющие ха­рактер художественной гимнастики (с предметами и без них), а также подвижные игры с правилами.

Музыкальное сопровождение на физкультурных занятиях должно содействовать совершенствованию движений и решению задач музыкального воспитания.

По «Программе воспитания в детском саду» физкультурные занятия проводятся два раза в неделю. Одно из них может соп­ровождаться музыкой. Необходимым условием для этого явля­ется тщательный и разнообразный подбор музыкальных произ­ведений и их квалифицированное исполнение.

13* 195

 

 

Нравственное, умственное, эстетическое и трудовое воспитание в процессе физкультурных занятий.

Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка в процессе физкультурных занятий осуществляется путем целенаправленного формирования у него нравственных качеств, умственных способностей, септических чувств и элементарных трудо­вых навыков. Физкультурные занятия предоставляют простор для воспитания у детей этих сторон личности и возможности их укрепления в активных упражнениях.

Специфика физкультурных занятий заключается в точной регламентации выполняемых детьмиупражнений, что воспиты­вает согласованность действий в общем для всех темпе, созна­тельность, сосредоточенность, волевые усилия, дисциплиниро­ванность.

Упражнения в основных движениях, которым обучаются дети, требуют проявления смелости, решительности, самооблада­ния и ломкости (влезание на трибунку, лазанье по веревочной лесенке, хождение по балансирующему бревну, узкой рейке и т. д.). Выполнение этих упражнений связано с преодолением чувства страха и неуверенности, волевым напряжением и настой­чивостью при достижении цели.

В подвижной игре с правилами дпн упражняются в прояв­лении выдержки и ноли, быстром реакции на неожиданные из­менения игровой ситуации, а также чувств товарищества и вза­имопомощи, честности, справедливости, смелости и решитель­ности. Активное проявление детьми на занятии всех указанных качеств в силу их повторяемости и руководства воспитателя постепенно переносится в повседневную жизнь.

В процессе занятия воспитатель следит за формированием у детей всех доступных им норм нравственного поведения и пользуется теми методами воздействия, которые требуются в каждом конкретном случае: личным наглядно убежда­ющим ребенка примером, применяемым в целях возникно­вения у него чувства смелости, решительности, особенно в млад­ших группах; практическим приучением ребенка путем его собственных действий (при дружеской помощи воспитателя) и в связи с достижением успеха, — поощрением; сопо­ставлением различных поступков (своим отношени­ем к ним и отношением всех детей); убеждением, в котором большую роль играет логика понятных ребенку доводов.

На физкультурных занятиях двигательная деятельность де­тей содействует воспитанию у них умения вести себя в коллек­тиве, подчинят], свои чувства и желания определенным прави­лам, общим для всех детей. Все это постепенно воспитывает у ребенка необходимое, сознательное, активное торможение отри­цательных чувств и поступков.

«Если человеку не приходилось в детстве сдерживать свои поступки, руководствуясь определенными социальными мотива-

 

ми, т. е. тормозящими возбуждениями, — пишет профессор II. К. Анохин,— то для него и в дальнейшем всякое вынужденное и категорическое торможение эмоций будет внезапным, а это как раз и может стать опасным. Мы должны воспитывать в ребен­ке именно комплексы тормозящих возбуждений, т. е. развивать сознательность в пни роком смысле... Воспитание эмоции ведет к гармоническому развитию личности человека. И такая плано­мерная тренировка должна начинаться с раннего детства»1.

В процессе обучения детей на физкультурных занятиях и осо­бенно и подвижной игре с правилами воспитатель практически приучает детей к соблюдению доступных им этических норм. Ребенок эмоционально и сознательно подчиняется под влиянием воспитателя общим требованиям: внимательно слушает объяс­нения, своевременно выполняет задания, включается в различ­ные действия при установленной на данном занятии последова­тельности. Постепенно формируются общественные чувства и со­знание ребенка, тесно связанные с развитием сложных тормоз­ных pea к ц] in.

Практически это приучает к выдержке, дисциплине, призна­нию определенных, понятных детям норм поведения, воспита­нию необходимого критерия собственных поступков и поступков других детей, выработке нравственного сознания.

Подвижная игра создает условия, в которых ребенок не мо­жет не проявить определенных нравственных качеств. Например, в играх «Смелые ребята», «Два мороза», «Хитрая лиса» ребе­нок, подчиняясь правилам, бежит между двух ловишек, не убе­гает до сигнала из круга, зная, что рядом с ним может быть «ли­са», которая должна его ловить; выручает товарищей, хотя мо­жет быть при этом пойман водящим, и т. д. Все это системати­чески воспитывает у него смелость, решительность, выдержку, дружеские чувства.

Определенные условия игры, ее правила вызывают у детей необходимость добровольно подчиняться им. Неоднократное пов­торение в игре положительных действий и поступков постепенно вырабатывает у ребенка навыки нравственного поведения. В дальнейшем дети самостоятельно, уже без влияния в данный момент воспитателя, начинают сознательно и эмоционально про­являть их.

Таким образом, постепенное практическое приучение детей на физкультурных занятиях к выполнению этических норм пове­дения в конкретных условиях их деятельности содействует вос­питанию нравственных чувств и сознания.

Физкультурные занятия содействуют умственному развитию Детей. В процессе обучения на занятиях двигательным действи­ям осуществляются воспитательно-образовательные задачи. Дети приобретают некоторые элементарные знания о значении физи-

1 П. К. Анохин. Воспитание эмоций. «Известия», 1965, 29 мая.

 

 

ческих упражнений и их правильного выполнения для здоровья, доступные им сведения по гигиене и закаливанию, некоторые знания об отдельных видах спорта, усваивают спортивную тер­минологию. У них уточняются представления об окружающем, развиваются пространственные и временные ориентировки, вос­создающее и творческое воображение, память, активизируется мыслительная деятельность.

Процесс обучения ребенка двигательным действиям связан с работой сознания.

Воспитатель, учитывая уровень, умственного развития детей на каждом возрастном этапе, применяет соответствующую ме­тодику, постепенно приучая их к осознанию предлагаемых дви­гательных задании и в связи с этим правильному выполнению движений, умению наблюдать, сопоставлять отдельные дейст­вия, обобщать их.

В простейшей форме он учит ребенка доступному анализу своих двигательных действий и действий товарищей, критичес­кой оценке. Важную роль играет при этом слово воспитателя, предельная ясность в формулировке предлагаемого детям за­дания, одобрение за правильное выполнение движения, замеча­ние о недостатках, эмоциональный образный рассказ игры и т. п. Весь процесс обучения вызывает у детей сосредоточенность внимания и активность мышления: наглядный показ образца дви­гательного действия с соответствующими пояснениями воспита­теля требует целенаправленного наблюдения, осмысливания по­следовательности его элементов; воспроизведение известных де­тям упражнений по словесной инструкции воспитателя — напря­жения памяти, двигательных представлений, осознанных само­стоятельных действий; выполнение детьми задания, выражаю­щегося в словесном описании последовательности элементов всего упражнения, вызывает в сознании образ упражнения, дви­гательное представление и в связи с этим сознательное воспро­изведение. Это способствует детальному уточнению всей после­довательности двигательного действия в сознании ребенка и поэ­тому его точному практическому выполнению.

В подвижных играх образное изложение сюжета игры или точное краткое объяснение несюжетной игры и ее правил воспи­тателем, самостоятельное объяснение содержания игры и ее правил детьми старших групп, а также самостоятельная органи­зация ее под наблюдением воспитателя — все это развивает мы­слительные процессы, упражняет память.

Физкультурные занятия тесно связаны с эстетическим воспитанием, направленным на развитие у ребенка способнос­ти эстетического восприятия, вкуса, чувства красоты в окружаю­щей жизни, эстетического отношения к ней, посильного внесения некоторых элементов красоты в повседневную действительность. В области физкультуры в связи с ее спецификой эстетичес­кое восприятие начинается с образа здорового, гармонически


развитого, сильного, жизнерадостного человека, обладающего высокими моральными качествами, душевной красотой.

Внешние качества — стройность, красивая, правильная осан­ка, пропорциональное телосложение, свобода, непринужден­ность, благородство и выразительность движений—неразрывно связаны с душевной красотой, проявляющейся во всем поведе­нии человека, высоком развитии его нравственных чувств и соз­нания, в чуткости и доброжелательности к людям, в неприми­римости к равнодушию, беспринципности.

К этому образу, прежде всего, должен быть близок воспита­тель. Непосредственное ежедневное общение с ним, восприятие его манеры держаться, культуры речи и движений, доброжела­тельности и чуткости окажут на детей благоприятное влияние и послужат стимулом к подражанию,

В содержании двигательного материала на физкультурном занятии имеется много эстетических компонентов: быстрый, ус­тремленный бег, четкость метания, ловкость движений, разно­образные упражнении со скакалками и обручами, игры в мяч, серсо. Все это вызывает у детей эстетические эмоции и развива­ет вкус, а при воспроизведении в собственной деятельности — эмоционально-эстетическое чувство удовлетворения.

Различные групповые построения и передвижения детских групп демонстрируют красоту коллективных действий и вызы­вают чувство «мышечной радости» от ощущения собственных движений.

Большую радость детям доставляют подвижные игры, в ко­торых различные игровые образы дают возможность ребенку проявить собственную творческую инициативу.

Следовательно, вся двигательная деятельность детей в про­цессе занятия вызывает подъем физических и психических сил, насыщенных эстетическими эмоциями, и влияет на оздоровление организма и повышение тонуса жизни.

Большое, значение в воспитании у детей эстетического вкуса имеют внешняя среда, гигиенические условия для занятий, кра­сивый физкультурный костюм детей и воспитателя, художест­венное оформление всех пособий и снарядов.

В процессе занятия большую воспитательную роль играет слово воспитателя, обращенное к детям. Образный, эмоциональ­ный рассказ содержания игры, использование народного фоль­клора (игровые зачины, считалки, певалки), этическо-эстетические оценки поведения детей, качества выполнения ими движе­ний — все это постепенно вырабатывает у детей эстетический критерий, возможность сопоставления двигательных действий, поступков, взаимоотношений и конкретность эстетической оцен­ки их.

Наглядные образцы показываемых воспитателем физических упражнений должны быть технически правильными. Красивое,

 

четкое выполнение их вызывает у детей желание аналогичного воспроизведения.

Целеустремленное воспитание у детей самостоятельности и творческой активности, особенно в старших группах, приучает детей вносить что то снос, самостоятельное в упражнения и иг­ры, а также придумывать свои игры, развивает у детей эстети­ческие стремления, связанные с творческим воображением и с творческим отношением к своей деятельности.

Особенно важное значение в воспитании эстетических чувств, вкуса и любви к прекрасному на занятии имеет музыка.

Ее особая роль выражается в эмоциональном воздействии на детей, повышающем их жизненный тонус, объединяющем их общим настроением, вызывающем общий эмоциональный подъ­ем. Основным условном эстетического воздействия музыки на занятиях является квалифицированное, выразительное исполне­ние педагогом музыкальных произведений, направленное на вос­питание у детей эстетического восприятия, любви к искусству, эстетического вкуса.

Указанный комплекс эстетических воздействий на физкультур­ных занятиях представляет собой значительную долю программы эстетического воспитания, органично сливающегося с физи­ческим воспитанием.

Физкультурные занятия связаны с элементарной трудовой де­ятельностью детей. Эта связь выражается в обычных для до-школьников формах — самообслуживании, дежурствах и выпол­нении отдельных поручений воспитателя. Однако привлечение детей к труду предусматривает дифференцированный подход к ним воспитателя в соответствии с возрастными и индивидуальны­ми возможностями. Это определяется наличием у детей различ­ных по объему и качеству двигательных умении, навыков обра­щения с предметами (игрушки, мелкие физкультурные пособия, крупные физкультурные снаряды), степенью осознания ребенком цели своей деятельности и стремления к ее достижению.

Одной из самых важных задач воспитателя является форми­рование общественно!! направленности труда детей, обществен­ных мотивов деятельности (важно, что именно будет побуждать детей к труду, ради чего и кого они выполняют свои трудовые обязанности). Например, дежурные, своевременно подготавливая к физкультурному занятию коврики и обручи, раскладывают их на определенные места так, чтобы всем детям было удобно ими пользоваться. Ясно представляя себе цель и ее общественное зна­чение (конкретную пользу для всех детей на занятии), они, как показывает практика, эмоционально, доброжелательно и охотно выполняют порученное им дело.

В младших группах воспитатель действует в основе сам, при­влекая детей к выполнению простейших поручений: принести флажки, мяч, куклу и т. п. Однако уже и в этих поручениях со­держится общественный смысл действий: мяч надо принести для

 

 

общей игры, стульчики поставить для всех играющих детей и т. д.

С возрастом трудовые поручения и дежурства усложняются по объему, самостоятельности выполнения их детьми, сокраще­нии ориентировочных признаков для выполнения. Воспитатель говорит о том, что надо сделать, а план и способ выполнения действий предоставляет выбрать самим детям.

Систематическая элементарная трудовая деятельность на физкультурных занятиях при условии четкой постановки задач перед детьми, распределения между ними общих и отдельных поручений, доверии к их самостоятельному выполнению и при обязательной краткой оценке выполненных поручений воспи­тывает достаточно прочные организационные навыки.

В результате упражнений у детей вырабатываются правиль­ные навыки обращения с предметами (флажками, обручами,
палками и т. п.), закрепляются знания о месте и способе их хра­-
нения (шкаф, стопки, корзины и т. п.), умения сообща, эмоционально, дружно, быстро и согласованно перемещать портатив­ные физкультурные снаряды, делать все без стука, суеты и с минимальной затратой времени. Такие действия способствуют совершенствованию координации движений, их ловкости, ориенти­ровки в пространстве и во времени, самостоятельности, сообрази­тельности, согласованности действий, а также развитию коллек­тивных чувств и ответственности за порученное дело.

Особенности проведения физкультурных занятий в смешанной возрастной группе.

Физкультурное занятие в смешанной по
дики возрасту группе требует особенно тщательного подбора физических упражнений, которые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в одной группе.

Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содер­жание физических упражнений и методика обучения должны быть различны. Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий некоторых пси­хических и физических усилий, для более старших детей одина­ково нецелесообразен. Младшие дети будут безуспешно осили­вать сложные для них задания, неправомерно минуя необходи­мые промежуточные звенья трудности.

А. В. Запорожец предупреждает: «На каждой возрастной ступени возводится очередной этаж общего психофизиологиче­ского здания, и наша задача заключается в том, чтобы построить, сформировать его наилучшим образом, не проявляя неразумной торопливости и не возводя следующий этаж, не достроив преды­дущий»1.

1 А. В. Запорожец. Роль воспитания в формировании ребенка. «До­школьное воспитание», 1968, № 2.

 

В то же время старшие дети, выполняя физические упражне­ния ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому имматериалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Поэтому программное содержание физических упражне­ний на занятиях и смотанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы.

Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной про­грамме, а с другой— найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности.

Рассмотрим более конкретно возможности примерного проведения занятий.

Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни из них помогают более младшим детям переодеваться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям 'необходимые физкультурные пособия. При такой организации маленькие не задерживают проведение занятия, а старшие уп­ражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказы­вают помощь младшим.

Начинаться зaнятие может по-разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними — старшие, осанка и дви­жения которых служат наглядным примером для подражания младшим.

После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут уча­ствовать в них, показывая способ выполнения упражнений (на­пример, при построении в круг старшие стоят между маленьки­ми, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каж­дую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. «Посмотрите,—говорит он,— как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз». И после показа предлагает: «Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими».

Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удов­летворения, а у маленьких — уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в ка­ком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в по­ле зрения воспитателя.

Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их об­щей дисциплины.


При проведении подвижной игры с маленькими (иногда мо-жет быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поруча­ет отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть этот опыт), создать игровую обстановку (расста­вить стульчики, размести, игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.

По окончании игры младшие дети под наблюдением и с по­мощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают зани­маться с воспитателем по своей программе.

Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной органи­зации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наобо­рот — младшие занимаются физическими упражнениями с воспи­тателем, а старшие дети — самостоятельно чем-либо другим по его заданию.

Основное условие всех занятий — систематическое выполне­ние программы для детей каждого данного возраста.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.