Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гимнастика как метод физического воспитания. 6 страница



Детей необходимо приучать передвигаться по холмистой (пересеченной) местности, преодолевая неровности. При этом скорость движения и устойчивость лыжника обеспечиваются наиболее рациональной для данных условий стойкой. Приближаясь к кочке, бугру, следует принять более высокую стойку, в момент въезда (для устранения толчка) надо присесть, при спуске — выпрямиться.

При спуске во впадины сначала присесть, а с выходом на ровное место больше выдвинуть одну лыжу вперед и уменьшить наклон корпуса. На небольших неровностях необходимо «пру­жинить» (амортизировать) на согнутых ногах, плавно сгибая и разгибая ноги, наклоняя и выпрямляя корпус, балансируя ру­ками (покачиваясь на согнутых ногах), смягчать толчки при спуске. На выкате после спуска для сохранения устойчивости следует одну ногу выдвинуть вперед.


Детей следует научить преодолевать встречающиеся препят­ствия: неширокие канавы прямо или боком; широкие канавы — спуском и подъемом «лесенкой».

При спусках с гор детям даются различные задания: позво­нить в колокольчик, попасть снежком в цель, поднять шишки, лежащие на снегу, проехать с различным положением тулови­ща, ног, рук и движениями рук (подбрасыванием мяча и др.), спускаться с попоротом, вдвоем и т. д.

Дети в дошкольном возрасте легко овладевают основными способами передвижения, поворотов, подъемов на горку и спус­ков с псе, торможения. Необходимо этому научить всех детей, проводя занятия с группой в целом, с маленькими группами и индивидуально с отдельными детьми. Рекомендуется проводить занятия 2—3 раза в неделю продолжительностью от 15 до 40

минут.

При обучении следует использовать показ и объяснения. Кро­ме того, уточнению Представлений с) технике передвижения на лыжах помогает рассматривание рисунков, проведение бесед

и т. д.

Для закрепления приобретенных навыком проводятся под­вижные игры, прогулки за пределы участка (в парк, на ста­дион, в лес). Длительность прогулок на лыжах постепенно уве­личивается (от 30 минут до 1—1,5 часа). Важно, чтобы приоб­ретенные в детском саду навыки закреплялись в выходные дни под руководством родителей.

§ 3. коньки

Общая характеристика, Катание на коньках разви­вает основные группы мышц, особенно ног, укрепляет сердечно сосудистую, дыхательную системы, закаляет организм, повыша­ет обмен веществ, способствует воспитанию физических качеств (быстрота, ловкость, равновесие, ориентировка в пространстве, выносливость), а также волевых качеств (смелость, решитель­ность и др.).

Заливка катка. Площадка для катка должна быть дос­таточно просторной (150—200 кв. м) и ровной. С нее следует счистить снег и сделать из него валик (высота 40—50 см). Заливка катка проводится при температуре от—5 до—10°. В снегопад заливать каток не рекомендуется. Шланг для заливки надо держать вверх под углом 35—40°, тогда вода будет падать дождем. Чтобы лед был гладкий и ровный (без наплывов), сле­дует заливать каток рядами, идя по площадке медленно, не ос­танавливаясь. Если воду носят ведрами, то выливать ее надо на лист фанеры, который следует держать так, чтобы один его край лежал на снегу. Заливают каток до тех пор, пока ледяной покров достигнет 5—8 см и сгладит все неровности.

11. Заказ 4997 161

Типы коньков, одежда и уход за ними. Для детей дошкольного возраста рекомендуются коньки: фигурные, сне­гурочки, простые.

Шнуровать ботики следует на подъеме ноги (голеностопном суставе) туго, и на пальцах свободно, так как при тугой шнуровке пальцы будут замерзать. Детей надо научить надевать и правильно шнуровать ботинки, вытирать их и убирать после ка­тания на место.

Рекомендуется кататься на коньках в лыжном костюме, под который надеваются шерстяной свитер и рейтузы. Но в начале обучения можно надевать пальто и теплую шапку, так как движения детей еще недостаточно энергичны и возможны падения.

В безветренную погоду дети могут кататься на коньках при температуре— 10 12°.

Методика обучения катанию на коньках. Дети дошкольного возраста очень рано (с 3 лет) могут научиться скользить по льду и выполнять простые элементы фигурного катания. Но в условиях детского сада трудно организовать обу­чение катанию на коньках с детьми младших возрастов: у них слишком слабые голеностопные суставы и ноги могут подвер­тываться, и требуется квалифицированноеруководство, чтобы предотвратить возникновение травм; маленькие дети не мо­гут надеть ботинки и зашнуровать их без помощи взрослых, поэтому в детских садах проводится обучение катанию на конь­ках с детьми более старшего возраста (5—б лет).

Чем лучше общая физическая подготовленность детей, тем быстрее они овладевают этим видом движения. В процессе обу­чения большое место занимают физические упражнения, укреп­ляющие мышцы ног, в частности стопы, а также помогающие воспитанию таких физических качеств, как равновесие, ловкость, глазомер и др. С этой целью уже в младших группах (3—4 лет) проводится скольжение без коньков на ледяных дорожках или плотно утоптанному снегу. Ширина дорожки 50—70 см, длина 6—10 м. Сначала дети катаются с помощью взрослых, затем самостоятельно. Воспитатель показывает и объясняет, что надо сделать энергичный разбег по снегу и скользить по ледяной до­рожке на двух ногах, отставив одну ногу назад, примерно на ширину плеч, корпус держать прямо или немного присев. Дети старшего дошкольного возраста могут скользить по прямой дорожке и одновременно выполнять различные задания (при­сесть и снова выпрямиться, скользить боком, на одной ноге и др.), а также скатываться с ледяной горки. Скат горки шири­ной примерно 1 м, длиной 15—20 м.

Воспитатель следит, чтобы дети выполняли правила пове­дения, определяет дозировку нагрузки.

Большое внимание уделяется подготовительным упражне­ниям, которые проводятся в помещении без коньков и на коньках. Эти упражнения следует делать на резиновых дорожках, коври-


ках или не снимая с коньков чехлы. Рекомендуются следующие упражнения: ходьба на коньках с поддержкой и без поддержки; стойка на одной ноге, с попеременным подниманием правой и левой ноги; пружинистые полуприседания и приседания, отве­дение ноги в сторону, назад до полного выпрямления, выпады вперед—в сторону; наклоны корпуса (наклонять оба конька то вправо, то плево, внутрь, наружу); подскоки (прыжки) на месте на двух ногах; повороты направо, налево, кругом (переступанием), имитация скольжения и т. д. Эти упражнения раз­вивают равновесие, укрепляют голеностопные, коленные, тазо­бедренные суставы, а также облегчают освоение техники пере­движения.

В дальнейшем занятия переносятся на участок. Катание на коньках проводится в начале прогулки. Обучение сначала орга­низуется небольшими группами (5—6 человек), затем всей

группой.

Катание на коньках не проводится в дни, когда запланиро­ваны физкультурныеили музыкальные занятия. Если дети во время катания на коньках получили большую нагрузку, то игры большой подвижности на прогулке проводить уже не рекоменду­ется.

На снегу и на льду сначала можно повторить упражнения, которые давались в помещении, и другие, а затем научить «по­садке конькобежца»,разбегу с последующим скольжением, скольжению с поочередным отталкиванием правой и левой но­гой, поворотам, торможению.

Необходимо объяснить детям, что кататься надо в одну сторону — против часовой стрелки.

При правильном исходном положении («посадка конькобеж­ца») туловище немного наклонено вперед, ноги слегка согнуты в коленях, стопы немного разведены в стороны и наклонены внутрь; руки согнуты в локтях и расставлены в стороны, взгляд обращен вперед. Чтобы запомнить это положение, следует его повторять после выполнения различных упражнений. Например, дети делают из этого положения приседания или полуприседа­ния и снова возвращаются к нему.

Правильное исходное положение создает благоприятные условия для выполнения разбега. При разбеге движения рук такие же, как при обычном беге. Чем сильнее размах рук, тем сильнее движение ног при разбеге.

Из исходного положения делается 3—4 быстрых шага на
внутренних ребрах коньков (при этом носки коньков сильно
развернуты наружу, что обеспечивает лучшее отталкивание) и
последующее скольжение на поставленных параллельно конь­
ках. При скольжении руки опущены вниз или слегка разведены
в стороны. Скольжение происходит благодаря приобретенной от
разбега скорости. Как только скольжение прекращается, снова
повторяется разбег. С увеличением скорости разбега носки конь-
11* 163

ков все меньше отводятся в стороны. В начале обучения следует указывать детям, чтобы они не спешили при разбеге, а при скольжении не расставляли широко ноги и не сильно выпрямля­ли корпус.

Когда дети освоят разбег со скольжением, им дается задание во время скольжения на двух коньках несколько раз чередовать полуприседание или приседание с выпрямлением. Это задание приучает детей сильнее сгибать ноги, сохранять равновесие при изменении положения корпуса.

Скольжение с поочередным отталкиванием производится так: делается сильный толчок внутренним ребром левого конька в сторону-назад, носок немного разворачивается наружу и на него перемещается опора и конце толчка, а правая нога сколь­зит вперед на обоих ребрах конька. После толчка левая нога вытягивается сзади, оставаясь в 10—15 см над льдом. В начале шага (скольжения) правая нога сильно согнута в колене. В конце шага она выпрямляется, а левая нога подтягивается к правой, пяткой к пятке. Затем толчок производится внутренним ребром правого конька, а скольжение — на левом коньке. Пра­вая нога после толчка вытягивается сзади, а левая — сначала сильно сгибается, а в конце шага выпрямляется, правая же под­тягивается к левой. И так происходит поочередное скольжение то на правом, то мл левом ноге. Нa льду остается рисунок «елоч­ка». При выполнении толчка левой ногой левая рука в соответ­ствии с толчком идет из нижнего положения вперед-вправо и вверх кистью к правому плечу. Правая рука продолжает дви­жение по дуге назад — в сторону.

В процессе обучения нужно добиваться, чтобы дети сильнее делали толчки ногами и увеличивали длительность скольжения на одной ноге. Этому помогает задание пройти указанное рас­стояние, сделав меньшее количество шагов, увеличивая дли­тельность поочередного скольжения то на одном коньке, то на другом. Можно использовать и такое упражнение: скольже­ние на одном коньке, а отталкивание другим коньком.

По мере усвоения навыка детям разрешается кататься с за­ложенными за спину руками. Для этого нужно ноги слегка согнуть, туловище немного наклонить вперед, плечи расслабить, запястье левой руки за спиной придерживать кистью правой руки; голову держать прямо, смотреть вперед.

При обучении передвижению на коньках следует применять различные методы: показ, объяснения, а также помощь. Двое детей, которые умеют передвигаться по льду, помогают другим учиться отталкиваться и скользить (держа за руки). Можно использовать сани-кресло, специальные стулья, держась за ко­торые ребенок совершает поочередные толчки ногами и пере­двигается по льду (кресло следует держать к себе поближе, но не прислоняться к нему грудью). Когда у ребенка ноги не разъезжаются, он уже может кататься без поддержки.


Поворот на месте совершается перестиланием. Ребенок пе­реставляет поочередно ноги, пока не достигнет желаемого на­правления.

Поворот в движении при скольжении на двух коньках, не снижая скорости, совершается так: ребенок слегка наклоняется к центру круга и переносит вес тела на левую ногу (если поворот налево) и отирается на внешнее ребро левого конька, а пра­вой, опираясь на внутреннее ребро конька, отталкивается в сто­рону-назад и продолжает движение по дуге. Правая нога дви­жется но кругу несколько большего радиуса и поэтому отстает от ноги, в сторону которой совершается поворот. Таким же об­разом делается поворот направо. Если дети хорошо подготов­лены, с ними можно разучивать и более сложные повороты

(перебежкой и др.).

Торможение применяется, чтобы снизить скорость движения, приостановить его пли изменить направление. Оно выполняется разными способами. При торможении «плугом» надо медленно разводить в стороны пятки, опираясь па внутренние ребра конь­ков; ноги слегка согнуть при этом в коленях, прижать колени друг к другу; корпус слегка отклонить назад (для сохранения равновесия), вес тела распределяется равномерно на обе

ноги.

При торможении «полуплугом» (упором) во время скольже­ния по прямой па двух параллельных коньках одна нога, слег­ка сгибаясь в колене, продолжает скользить по прямой, на нее переносится вес тела, другая поворачивается носком внутрь и упирается внутренним ребром конька о поверхность льда, туло­вище немного отклонено назад.

Остановку можно производить торможением одновременно двумя ногами с поворотом туловища. Для этого ступни ног нуж­но соединить вместе и сделать резкий поворот на 90°. В момент поворота ноги в коленях надо согнуть, а туловище слегка откло­нить назад и развернуть в сторону так, чтобы оба конька ока­зались поперек линии только что законченного движения. Оста­новка производится на полном ребре конька.

При обучении катанию па коньках следует научить детей па­дать без ушибов. Для этого нужно быстро присесть и сгруппиро­ваться, чтобы высота падения была минимальной. Падая вперед, нужно подставлять руки, чтобы смягчить удар. При па­дении назад нужно стараться сгруппироваться (подтянуть под­бородок к груди) и повернуться боком в сторону возможного

падения.

На занятиях нужно следить за дозировкой упражнений. В начале обучения занятия проводятся каждый день, в дальней­шем— 2—3 раза в неделю (через 5—10 мин. надо дать возмож­ность детям отдохнуть на скамейках 2—3 мин.). Длительность за­нятий с возрастом увеличивается от 8 мин до 25—30 мин в под­готовительной группе,

 

 

Как только дети научатся передвигаться на льду, следует предлагать им кататься парами, тройками, взявшись за руки (держа руки скрестно или поддерживая ребенка за одну руку); выполняя различные задания (объехать предметы и др.); пере­двигаться но кругу, змейкой; участвовать в играх («Мышелов­ка», «Ловишки», «Перемени флажок» и др.)- С наиболее под­готовленными детьми можно разучить элементы фигурного ката­ния («пистолетик», «ласточка» и др.).

Во время объяснения упражнений и игр дети должны стоять, слегка наклонив туловище вперед, ноги поставить носками по­ближе друг к другу под небольшим углом, несколько согнув их в коленях. Такое положение более устойчиво и позволяет без напряжения сохранять равновесие.

§ 4. РОЛ! 1КОВЫЕ КОНЬКИ

Общая характеристика. Эти коньки применяются весной и летом. Они помогают закрепить навыки, которые дети приобрели зимой, а также физические и волевые качества.

Рекомендуются коньки на двух и четырех роликах (на четы­рех роликах сохранять равновесие легче-). Роликовые коньки прикрепляются к ботинкам при помощи клепок. Ботинки должны плотно облегать ногу н легком бумажном носке и быть акку­ратно зашнурованы.

Одежда рекомендуется обычная: весной — легкое пальто и шапочка, летом — платье.

Методика обучения. Дети, у которых сформирова­ны навыки катания на льду, быстро овладевают передвижени­ем на роликовых коньках.

Детям, не катавшимся зимой па коньках, требуется больше времени на овладение навыками.

Воспитатель обучает катанию на роликовых коньках одно­временно двух-трех детей.

Сначала надо показать и объяснить технику передвижения.

Для преодоления чувства страха и развития равновесия по­лезно с помощью товарищей прокатывать детей по прямой. Двое товарищей берут за руки ребенка и помогают продвигаться впе­ред. При этом ноги должны быть немного расставлены парал­лельно друг другу, корпус слегка наклонен вперед. Так надо пов­торять несколько раз в течение 3—4 дней по 5—8 мин.

На роликовых коньках трудно сохранить равновесие, поэто­му в начале обучения надо стоять спокойно, не переступать но­гами, не делать резких движений, пользоваться поддержкой.

Затем детей учат передвижению, отталкиваясь то правой, то левой ногой. Для этого нужно туловище слегка наклонить впе­ред, ноги немного согнуть в коленях, стопы несколько развести в стороны, руки чуть согнуть в локтях, слегка отвести в стороны,


Из этого исходного положения дети делают толчок левой ногой и передвижение (скольжение) на правой, затем толчок правой и передвижение на левой. При этом происходит согласование движения рук и ног, как при катании на льду. В начале обуче­ния дети делают робкие шаги, затем их движения становятся все более энергичными и прокатывание более длительным.

После этого детей учат сочетать разбег (поочередное оттал­кивание то одной, то другой ногой) с прокатыванием на двух коньках. Для этого следует сделать несколько энергичных по­очередных отталкиваний ногами (3—4), затем поставить ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии и катиться до замедления хода или полной остановки. После этого нужно снова сделать поочередные энергичные отталкивания.

Дети должны научиться делать повороты. Самый легкий изних — переступанием — выполняется следующим образом; ре­бенок наклоняет корпус немного в нужную сторону и делает небольшие переступания ногами до тех пор, пока не происходит поворот, после чего продолжает движение в новом направлении. Перед тем как сделать поворот во время движения, ребенок замедляет ход и производит переступания до нужного направ­ления, слегка наклонив корпус в ту же сторону.

Когда дети достаточно хорошо овладеют навыками, надо давать им возможность кататься самостоятельно, выполнять до­полнительные падания, участвовать в играх.

Следует установить правила: кататься в порядке очередно­сти в отведенном для этого месте не более 10—15 мин, после катания протирать ботинки и коньки тряпочкой и только чистые передавать товарищам или класть ни место.

§ 5. САНКИ

Общая характеристика. Катание на санках включа­ет различные движения: ходьба или бег с санками, катание дру­гих детей; бег с санками до лестницы (горки), поднимание по лестнице на горку и скатывание с нее и др. Эти движения спо­собствуют укреплению основных групп мышц, развитию сердечно сосудистой, дыхательной систем, усилению обмена веществ, закаливанию; воспитанию навыков правильной осанки. Кроме того у детей развиваются физические и волевые качества и по­ложительные эмоции.

Типы санок. Для детей дошкольного возраста используют­ся санки различной конструкции: детей до года катают на сан­ках «колыбель», с 1,5 лет применяются санки «метеор» со спин­ками, а для более старших детей—санки без спинок. Могут использоваться санки-ледянки, которые хорошо скользят по ука­танному снегу, а при спуске с горки вертятся и доставляют де­тям большое удовольствие. К санкам привязывается веревка.

 

 

После катания дети считают санки от снега и ставят их на место. Катание на санках проводится па прогулках в утренние ч вечерние часы по ровной местности и с горок.

Подготовка горки. Для скатывания на санках необхо­димы горки: деревянные, земляные, снежные. Деревянные гор­ки хороши тем, что с них можно скатываться даже при неболь­шом снежном покрове, а весной при утренних и вечерних замо­розках, когда снежные горки еще не готовы или теряют свою форму. Деревянная горка должна иметь скат, лесенку и лоток, по которому дети везут санки на горку. Желательно скат, лесен­ку, лоток располагать с одной стороны. Это даст возможность разместить горку в одном из углов площадки. Рекомендуется делать скат длиной Г> (> м и шириной !М) см. Высота горки до площадки 1 —1,5 м. Длина площадки — 2 м, ширина — 1,5 м. К скату прилетает лоток (справа или слева) с бортами для ввоза санок ширимой м 42 см. Борта необходимы у ската и лотка, что­бы самки не скатывались. Ширина борта — 10 см. К лотку примы­кает лесенка шириной 50 см. Высота перил у площадки и лесен­ки—70 см. Высота ступенек лестницы — 12—14 см, ширина ступенек — 23—25 см.

Земляные горки также используются с первых морозных дней: как только они покроются снегом, их наполняют водой со стороны ската. На участке для малышей надо иметь небольшие пригорки. Нужно также использовать естественные горки, которые имеют­ся в лесу, в поле, в парках. При этом следует определить место для подъема на горку с санками.

Снежные горки делаются следующим образом: снег сгребают в большую кучу, утрамбовывают (ногами и лопатой), придают форму горки. Высота горки для малышей 1 м, для детей средней и старшей групп—1,5—2 м. Наверху делается площадка, пере­ходящая в скат, по краям площадки ,п ската устраивают снеж­ные валы (барьеры). Сзади горки или сбоку сооружается лесен­ка с нешироким лотком, Лесенка должна быть слева, а лоток — справа, чтобы ребенку было удобнее ввозить на горку санки.

Горка слегка обрызгивается холодной водой, которая, замер­зая, образует ледяную корочку. На второй день горка поливает­ся водой более сильно (начиная сверху). Ступеньки лестницы и площадку после поливки засыпают немного снегом, чтобы не образовалась скользящая поверхность. В дальнейшем ступеньки лестницы и площадку посыпают песком (ступеньки можно де­лать из досок). Целесообразно делать горку во время оттепели. Тогда легко складывать снег комьями и придавать ему нужную форму.

Скат горки делается более пологим (наклон 20—30 гра­дусов), лоток для ввоза санок—более крутым. Чем горка выше и длиннее, тем увлекательнее катание с нее. Дорожку ската (проката) поливают водой. В конце проката насыпают песок или сугроб снега, чтобы санки вовремя остановились.

 

 

168
Следует старших детей привлекать к подготовке горки и при­учать следить за ее состоянием, очищать ступеньки от снега, по­сыпать их песком.

Методика обучения катанию на санках по ров­ной местности. В раннем возрасте детей на санках катают взрослые. Дети 3—4 лет сами возят санки за веревку, катая ку­кол, перевозя снег. В более старшем возрасте (5—6 лет) дети катают на санках друг друга по дорожкам. Необходимо следить, чтобы одного ребенка возили двое или один, но более сильный (равный по силе).

Воспитатель объясняет, как нужно сидеть на санках и как возить их: голову и корпус надо держать прямо, смотреть вперед, ноги вытянуть вдоль санок и ставить рядом (сомкнуто) или рас­ставить на ширину плеч, руки положить на ноги (ближе к живо­ту) или держаться ими за санки.

Ребенок, который везет сапки, держим веревку в двух руках и идет или бежит прямо вперед или одной (правой, левой) рукой (меняя их время от времени).

Катать друг друга можно по прямой, по кругу, змейкой. Для этого на снегу обозначают круг или ставят предмет, вокруг которого возят санки и рисуют змейку.

Катание на санках нередко проводится в игровой форме. Двое санок привязывают друг к другу. На каждые санки садится один ребенок. Двое детей, взявшись за веревку первых санок, везут все сапки, а сидящие на санках, изображают вагоны поез­да, передвигают ногами но снегу, помогая движению вперед. Прибыв в условленное место «пассажиры» встают, а на их мес­то садятся другие дети.

Можно проводить катание на санках с элементами соревно­вания. Например, ребенок, опираясь, на конец санок, везет их до какого-либо ориентира (предмет, снеговик), обегает его и возвращается на исходную позицию. Или ребенок садится на конец санок спиной вперед и, отталкиваясь ногами, продвигается вперед до указанного места как можно быстрее.

Воспитатель отмечает (определяет), кто из детей выполнил

задание первым. Расстояние до ориентира может увеличиваться в зависимости от возраста детей и их подготовленности.

Катание друг друга на санках целесообразно чередовать с упражнениями около санок и на санках (обегание вокруг своих санок с выполнением различных заданий — присесть и перело­жить предметы, сесть, встать на санки, перешагнуть через них и др.). Задания постепенно усложняются.

Методика обучения катанию на санках с горки. Прежде чем воспитатель начнет обучать детей скатыванию с горки, он знакомит их с правилами: скатившись, не останавли­ваться с санками внизу ската или на дорожке, а отойти в сторо­ну; скатываться после того, как отойдет в сторону впереди еду-

 

щий ребенок; не носить сапки на площадку в руках, а везти их за веревку вверх по лотку; не входить с санками по скату горки.

Скатываться с горки на санках можно в разных исходных положениях: сидя, стоя на коленях, лежа на животе.

Воспитатель объясняет и показывает, как надо сесть, куда поставить ноги и как управлять веревкой. При спуске с горки сидя ребенок располагается посередине санок, спину выпрямляет, голову держит прямо, ноги вытягивает вперед, упираясь ими в полозья, или слегка расславляет их в стороны, обеими руками держится за веревку, натягивая ее. Чтобы санки ехали прямо, надо натянуть обе персики одинаково. Если нужно сде­лать поворот направо, то сильнее па i питается правая часть веревки, все тело переносится на правую часть санок, если вле­во— левая. Управлять санками можно и йогами (если в этом возникает необходимость).

Детям младшей группы воспитатель помогает скатываться на санках с горки. Вместе с малышами он поднимается на пло­щадку, усаживает их на санки и осторожно спускает вниз. Если ребенок боится, то воспитатель берет веревку в руки и бежит около горки, направляя санки, или предлагает скатываться вдво­ем и впереди сажает более смелого. Постепенно дети становятся смелее и скатываются с горки самостоятельно. На небольших горках дети катают в санках своих кукол и скатываются с ними вместе.

Когда скатываются двое детей, то впереди сидящий ребенок вытягивает ноги и упирается ими в переднюю закругленную часть полоза, а сзади сидящий ставит их на полозья; он же и управляет санками с помощью веревки и ног. Детям старшего возраста разрешается сзади стоять на коленях и держаться за плечи впереди сидящего.

При скатывании на санках с горки на коленях ребенок вста­ет посередине сапок па колени, ноги слегка расставляет, спину и голову держит прямо, веревку держит в обеих руках и упра­вляет ею; в случае необходимости при управлении санками наклоняет туловище вправо или влево.

Скатываясь на санках с горки лежа на животе, необходимо поднять голову, смотреть вперед, расправить плечи, руки со­гнуть в локтях и держаться руками сбоку-снизу за переклади­ны спереди. Управление санками может осуществляться с по­мощью веревки и ног.

Скатывание с горки па сапках в положении стоя на коленях, и лежа па животе — трудные и опасные упражнения, поэтому их следует разрешать только дисциплинированным и достаточно подготовленным детям.

Спуск с горок на санках можно усложнять различными зада­ниями. Для этого над скатом на его середине протягивается ве­ревка на высоте вытянутой вверх руки сидящего на санках ре-


бенка. На эту веревку вешают несколько разноцветных лент или колокольчики. Проезжая на санках, ребенок снимает одну из лент или звонит в колокольчик.

Можно предложить детям скатываться с вытянутыми в сто­рону руками, попасть снежком в стоящий сбоку горки ящик, взять один из предметов, положенных вдоль спуска (еловые шишки и др.). проехать в «ворота» (между флажками), повер­нуть в конце спуска направо или налево и др. Задания постепен­но усложняются.

Воспитатель следит, чтобы дети долго не ждали очереди, но и не скатывались с горки беспрерывно, так как в первом случае они могут озябнуть, а во втором — переутомиться. Если с горки катаются 6—8 человек, то дети успевают отдохнуть. Через 20—30 мин детям следует предложить другие виды деятельности.

§ 6. ВЕЛОСИПЕД

Общая характеристика. Езда на велосипеде отно­сится к скоростно-силовым упражнениям циклического типа и оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыха­тельную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. При систематических занятиях ездой на велосипеде у детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмич­ность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчи­вость. Кроме того, у детей развиваются волевые качества, соз­даются положительные эмоции. Дети приобретают знания о технике механического передвижения, устройстве велосипеда и навыки по уходу за ним.

Для детей дошкольного возраста рекомендуются трехколес­ные и двухколесные велосипеды. Очень удобен комбинирован­ный велосипед, который можно ставить на три и два колеса; благодаря тому, что сиденье его поднимается и опускается, велосипед легко приспособить к росту ребенка. Но седло не должно быть поднято слишком высоко, чтобы ребенок не нак­лонялся сильно вперед и ке сутулился.

Удобнее пользоваться велосипедами, если для их хранения отведено определенное место на участке. После пользования дети сами очищают их от пыли, проверяют состояние деталей, смазывают и ставят на место.

Целесообразно обучение езде на велосипеде проводить в

брюках.

Для езды на велосипеде следует выделить специальное мес­то. Дорожка должна быть ровной и достаточного размера (длиной примерно в 50 м, шириной в 3 м), а также площадку

размером 10X10 кв. м.

Методика обучения езде на велосипеде. Обу­чение езде на велосипеде организуется во время утренней

 

и вечерней прогулки на участке весной и летом. Прежде всего детей знакомят с правилами езды на велосипеде: ездить по до­рожкам можно только в одном направлении, держась правой стороны; помимо выделенной дорожки выезжать на велосипеде никуда нельзя; ездить нужно осторожно, чтобы никого не столк­нуть; если случайно на дорожке встретится кто-нибудь из детей пли взрослых, его надо объехать; при катании на велосипедах по дорожке никто из детей не должен выходить на нее и не пе­ресекать ее.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.