Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ ПО КУРСУ



Адаптационная региональная политика— политика, ориентированная на имеющиеся возможности регионов и рыночные механизмы активизации бизнес-процессов (по мнению сторонников этой позиции, поддержка проблемных регионов снижает эффективность национальной экономики).

Административно-территориальное деление— система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления.

Аналитические социально-экономические показатели— социально-экономические показатели, дополнительно привлекаемые при оценке эффективности интеграционных процессов для детализации, а также для характеристики специфических черт того или иного субъекта Федерации и расчета оценочных (см. ниже) показателей.

Базовые отрасли экономики— отрасли реального сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство), а также инфраструктурные и жизнеобеспечивающие отрасли (транспорт и связь, энергетика, розничная торговля).

Государство— основной институт политической, экономической, социальной и оборонной системы, занимающий часть принадлежащей ему земной поверхности для проживания на ней населения и проведения им трудовой и других видов деятельности. Основными признаками современного демократического государства являются:

1. наличие территории, признанной мировым сообществом;

2. наличие совокупности общенациональных учреждений, предназначенных для осуществления политической власти, а также для проведения на всей территории государства единой социально ориентированной политики в экономической, денежно-кредитной, финансово-банковской, налоговой, внешнеэкономической, демографической сферах; наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти в условиях рыночной экономики, а также осуществляющих взаимодействие с другими государствами, воплощаемое в геополитической и геоэкономической стратегии, отвечающей национальным интересам государства;

3. наличие демократических институтов, свободы слова и оптимальное сочетание государственной, частной и смешанной форм собственности на землю, недра и капитал; наличие политической и экономической независимости, а также соответствующих государственных, общественно-политических и оборонных организаций, обеспечивающих незыблемость территориального пространства государства и его политическую и экономическую независимость.

Государственно-территориальное деление страны- [в федеративном государстве] процесс конституционного закрепления части территории государства за определенным субъектом Федерации, осуществляемый в большей степени либо в процессе образования нового государства, либо при его переустройстве, вызванном серьезными и жизненно важными геополитическими и геоэкономическими внешними и внутренними факторами.

Государственно-территориальное образование- единица государственно-территориального деления страны.

Государственно-территориальное пространство федеративного государства- совокупность равноправных субъектов Федерации, соединяемых общими интересами, которые в общем плане включают права человека, безопасность, свободу волеизъявления, экономическую свободу и др.

Единое экономическое пространство страны— территория, на которой все хозяйствующие субъекты вне зависимости от форм собственности (государственная, смешанная, частная, иностранная) работают по единым законам и правилам, действующим на территории РФ и отвечающим как национальным интересам страны в целом, так и интересам ее населения. На едином экономическом пространстве страны верховенство принадлежит законам и нормативным актам федеральной власти, в связи с чем все положения законодательных и нормативных актов региональной власти не должны противоречить соответствующим актам федерального уровня. На едином экономическом пространстве страны нормативно-законодательные акты региональной власти не должны создавать искусственные барьеры для товарных потоков и финансово-хозяйственной деятельности отечественных товаропроизводителей, находящихся в других регионах страны. На едином экономическом пространстве страны при формировании государственного заказа федерального, регионального или местного уровня к участию в конкурсах в обязательном порядке допускаются все хозяйствующие субъекты, обладающие необходимым финансовым, технологическим и кадровым потенциалом и желающие принять участие в конкурсе на выполнение государственного заказа.

Интеграция субъектов Федерации— процесс создания условий для более тесного управленческого, экономического, социокультурного взаимодействия регионов. Интеграция может осуществляться в различных формах — от договоров между интегрируемыми субъектами Федерации по реализации отдельных инвестиционных и других проектов до полного их объединения.

Инфраструктура— совокупность отраслей экономики, от функционирования которой зависит уровень активной производственной деятельности в стране. К ним относятся транспорт, связь, энергетика, ирригация, а также образование, здравоохранение, общественные службы, связанные с обеспечением закона и правопорядка. Инфраструктура — фундамент и каркас современной экономики. В отечественной экономической литературе инфраструктуру рассматривают как комплекс отраслей общего пользования, создающих необходимые условия для функционирования как производственных предприятий, так и объектов самой инфраструктуры. К ним относят: различные виды транспорта (железнодорожный, трубопроводный, водный, автомобильный, воздушный, космический) и транспортного строительства (автодороги, аэродромы, пристани, порты); энергетику; системы связи (телефонно-телеграфные, Интернет и др.); водоснабжение и санитарно-техническое обслуживание. К инфраструктуре относят также линии электропередачи, линии связи, мелиоративные сооружения.

Модернизация государственно-территориального устройства— процесс внутритерриториального переустройства государства, обусловленный важными геополитическими и геоэкономическими факторами и направленный на совершенствование состава и структуры субъектов Федерации, обеспечивающее их экономическую самодостаточность и повышение уровня жизни населения.

Национальные интересы России в сфере экономики— совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в сфере экономики, имеющих долгосрочный характер и выражающихся в количественных и качественных характеристиках важнейших индикаторов состояния экономики и направленности их изменения.

Объединение субъектов Федерации— формирование на базе нескольких субъектов Федерации одного субъекта Федерации с едиными структурами управления.

Потенциал— имеющиеся средства, запасы и источники ресурсов, а также иные возможности государства или субъекта РФ, которые могут использоваться для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи.

Природно-ресурсный потенциал страны— совокупность природных ресурсов государства, составляющая основу как формирования производственных и инфраструктурных комплексов, так и обеспечения жизнедеятельности населения и конкурентоспособного экспорта. Подразделяется на две составляющих — природно-ресурсный энергетический потенциал и природно-ресурсный сырьевой потенциал.

Реальный сектор экономики— отрасли, которые производят товары (промышленность, сельское хозяйство, строительство).

Регионализация— развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между административно-территориальными образованиями или государствами, входящими в один регион.

Региональная политика в Российской Федерации- система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Региональное экономическое пространство— составная часть единого экономического пространства страны в горизонтально-географическом плане, отличающаяся особенностями воспроизводственного процесса, обусловленного природными, ресурсными, структурно-отраслевыми и другими факторами, присущими данному региону.

Синергетический (синергический) эффект(от грвч. Synergos вместе действующий) — эффект агрегирования, который представляет собой результат ситуации взаимозависимости агентов системы. В простейшем случае взаимодействия двух объектов при их объединении в новую структуру СЭ заключается в превышении эффекта совместного функционирования объектов над суммой эффектов их автономной деятельности.

Система социально-экономических показателей,применяемых при оценке эффекта от объединения, — перечень имеющихся в статистическом учете социально-экономических показателей, которые привлекаются при оценке эффекта интеграционных процессов.

Социум— исторически сложившийся социальный организм с единой системой жизнеобеспечения, цельность и устойчивость которого обусловлены факторами материального и духовного порядка, в том числе культурным.

Территория государственная— определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. ТГ отделяется от территории другого государства границей. ТГ включает сушу, внутренние воды, недра, территориальные воды (территория морей, примыкающих к сухопутной территории государства, входящих в состав ее территории и находящихся под его суверенитетом), пространство над ними (с сухопутной территорией, внутренними водами и территориальными водами). Территорией государственной считаются также суда, плавающие под флагом государства, и его воздушные суда, а также посольства и иные представительства государства, находящиеся в других странах.

Трансграничные регионы— регионы, расположенные по периметру территории страны, активно участвующие в транснациональных экономических отношениях с приграничными государствами. Признаками трансграничных регионов являются:

активный перелив транснационально ориентированных финансовых и ресурсных потоков; осуществление функции своеобразного транспортно-инфраструктурного коридора с приграничными государствами; активная социально-этническая диффузия населения, развивающаяся совместная социально-культурная среда; важная роль в реализации оборонно-защитного потенциала страны (Примеры: Приморский край, Сахалинская область, Республика Дагестан, Мурманская область, Республика Карелия и др.)

Устройство государства— форма территориальной организации государства, характеризующая его структурный состав в виде отдельных образований, типы которых могут быть различны.

Федеральный округ— высшая форма государственно-территориального образования, инструмент общего управления государством, предназначенный для решения общенациональных задач в рамках определенной территории, обеспечивающий сочетание в управлении централизма и демократизма, федерального вмешательства и гарантий прав регионов, входящих в состав округа, осуществляющий функции контроля, регулирования и координации деятельности региональных органов при сохранении за ними их конституционно-правовых полномочий.

Федеративное устройство государства— в конституционном праве одна из двух основных форм государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования (субъекты Федерации) с достаточно широкой компетенцией (имеют собственное законодательство и органы региональной власти). Это основное отличие Федерации (союзного государства) от унитарного (единого) государства. И то, и другое могут иметь одинаковую форму правления, то есть быть президентскими или парламентскими республиками, но федеративное устройство в отличие от унитарного означает значительно большую степень разделения властей по вертикали и децентрализации.

Федеративные отношения— взаимоотношения Федерации и ее субъектов.

Федерация— союз (объединение) различных территориальных структур (например, в бывшем СССР — союзные республики, в США — штаты, в Германии — земли, в Швейцарии — кантоны, в современной России — республики, области, края и другие образования), имеющих, наряду с федеральной, собственные законы, законодательные, исполнительные и судебные органы. При этом образуются единые союзные федеральные органы государственной власти, устанавливающие единое гражданство, денежную единицу. Федеральные конституция и законы имеют главенство перед законами структур, образующих федеративное государство.

Финансовое пространство страны— составная часть единого экономического пространства, представляющая собой сферу финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами на разных уровнях по поводу процессов, связанных с различными аспектами движения капиталов и денежной массы.

Финансовый сектор— банковская, денежно-кредитная и платежная системы, фондовый рынок и другие учреждения, осуществляющие формирование, регулирование и мониторинг финансовых потоков.

Формальная экономика— все хозяйствующие субъекты, имеющие расчетные счета в банковской системе и проводящие все финансово-хозяйственные операции, связанные с приобретением сырья, материалов, топлива и энергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, определенных видов услуг, а также с реализацией готовой продукции (работ), по безналичной системе через банки. К формальной экономике, помимо всех юридических лиц, относятся также предприниматели без образования юридического лица, имеющие расчетные счета в банковской системе и кассовые аппараты.

Экономический потенциал— совокупность и взаимодействие отдельных ресурсных потенциалов (природно-сырьевого, интеллектуального, трудового, производственного, инфраструктурного, инвестиционного и др.).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.