Региональные финансы (вширокомсмысле) система экономическихотношений, посредствомкоторой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами.
Региональные финансы (вузкомсмысле) это совокупность денежных средств. используемых наэкономическое и социальное развитие территорий.
Региональныефинансы включают:
1) Централизованные финансы (государственные):
- бюджетная система (федеральный, региональный, местный)
- государственные внебюджетные фонды (социальные, экономические)
-средства хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) и отраслей экономики.
- кредитные организации, страховые учреждения
- средства населения
Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах:
самостоятельности
бюджетного федерализма;
государственной финансовой поддержки
прозрачности
гласности.
Функции, присущие и государственным и региональнымфинансам:перераспределение осуществляется через систему централизованных фондов; регулирующая функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда; контрольная функция.
Специфические функции региональных финансов:
- функция проведения социальной политики государством через региональные финансы
- выравнивание уровней социального и экономического развития территорий
- региональные финансы помогают осуществлять местным органам власти функцию обеспечения комплексного развития регионов.
В настоящее время в Российской Федерации главным экономическим механизмом государственного регулирования территориального и регионального развития является бюджетная система. Так же как и в большинстве стран, она строится по принципам бюджетного федерализма и имеет три уровня: федеральный, региональный (субфедеральный) и местный (муниципальный). Бюджетная система включает также государственные внебюджетные фонды (федеральные и субфедеральные). Практически ежегодно происходят уточнения правил конструирования бюджетов и межбюджетных отношений. Бюджеты принимаются и используются на основе законодательных актов: Бюджетного, Налогового кодексов Российской Федерации, Закона о федеральном бюджете на очередной год, актов законодательных органов субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст.41 БК к доходам бюджета относятся:
- налоговые доходы (федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним);
- неналоговые доходы (доходы от использования государственного и муниципального имущества, его продажи, доходы от платных услуг, средства, полученные в результате мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, средства самообложения граждан);
- безвозмездные поступления (дотации их других бюджетов, субсидии из других бюджетов, субвенции из федерального, регионального бюджета, иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц
Подавляющая часть всех расходов бюджетов субъектов федерации используется для нужд экономики и населения соответствующих регионов. В структуре расходов этих бюджетов первое место занимают социально-культурные мероприятия, далее — государственная поддержка отраслей регионального хозяйства.
Наиболее важными направлениями региональной бюджетной политики являются:
- сбор бюджетных доходов
- выполнение бюджетных обязательств
- управление бюджетным дефицитом и государственным долгом
Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляется в форме: дотаций или субвенций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности; субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых доходов
Финансовая помощь из федерального бюджета выделяется через бюджетные фонды:
ФФПР (создан в 1994 г.) трансферты ФФПР распределяются таким образом, чтобы повысилась бюджетная обеспеченность регионов с удельными налоговыми ресурсами ниже среднероссийского уровня.
Фонд компенсаций (создан в 2001 г.). предназначен для полною целевого финансирования так называемых федеральных мандатов - расходных обязательств, возложенных на региональные бюджеты законами о социальной защите
Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР) (создан в 2001 г.) предназначен для стимулирования регионов к финансированию основных общественных услуг на определенном уровне.
Фонд регионального развития (ФРР) (создан в 2000 г.) его средства выделяются только в форме субсидий, т.е. на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субъект финансирует проект не менее чем на 50%.
Фонд реформирования региональных финансов с 2001 года формируется в федеральном бюджете. Средства фонда в виде субсидий ежегодно предоставляются отобранным на конкурсной основе 5-10 субъектов при условии выполнения ими программ реформ в бюджетной сфере.
Главными задачами совершенствования межбюджетных отношений являются: 1) уменьшение числа регионов, получающих выравнивающий трансферт, посредством укрепления собственной финансовой базы региональных бюджетов; 2) переориентация финансовой помощи из федерального бюджета в большей степени на стимулирование экономического развития регионов; 3) усиление контроля за целевым и эффективным использованием финансовой помощи.