Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Франция эпохи Бальзака



1789 год — начало Великой французской революции. 1799 —1815 годы — Консульство и Империя Наполеона Бонапарта. 1815 год — Реставрация Бурбонов. 1830 год — Июльская революция, свержение Бурбонов, установление конституционной монархии Луи Филиппа. 1848 год — Февральская революция и провозглашение республики. 1851 год — контрреволюционный бонапартистский перево­рот, 1852 год — основание Второй империи.

Таковы вехи французской истории интересующей нас эпохи. Но это лишь внешняя канва, изменения в полити­ческой надстройке общества. Главное — изменения в эко­номическом базисе. В этот период во Франции разверну­лась промышленная революция, начала развиваться ма­шинная индустрия. Отношения между капиталистами и наемными рабочими становились главной формой общест­венных связей, прежде всего в городе, но в известной мере и в деревне. Буржуазия экономически и политически сменила дворянство в качестве господствующего класса об­щества.

Эта эпоха нашла свое художественное отражение в од­ном из самых поразительных созданий мировой литера­туры — в «Человеческой комедии» Бальзака. Как всякого большого писателя, Бальзака интересовал человек. Но он не только стихийно выражал своим творчеством тот прин­цип, что человек всегда существует лишь в рамках опре­деленной эпохи и конкретной социальной группы, а созна­тельно положил его в основу своего грандиозного произве­дения. Бальзак писал, что «Человеческая комедия» — это одновременно история человеческого сердца и история со­циальных отношений.

Как известно, по политическим взглядам Бальзак был
легитимистом, т. е. сторонником «законной» монархии Бурбонов. Он идеализировал аристократию и презирал буржуазию с ее культом денег и властью корысти. Но может быть, это было его силой, а не слабостью. Бальзак с гениальной проницательностью изобразил процесс возвы­шения буржуазии в его самых различных аспектах: от бан­кирского дома Нусингена, воплощавшего высшую «фи­нансовую буржуазию», до сельских ростовщиков и кулаков в «Крестьянах». Верный правде жизни и искусства, он изо­бразил и разложение дворянства. Рабочий класс еще ви­делся Бальзаку в образе ремесленников и подмастерьев, но и это во многом соответствовало социальной действитель­ности тогдашней эпохи. (Впервые ввести в литературу об­разы пролетариев, фабричных рабочих новой эры, законо­мерно выпало на долю английских писателей 40-х годов,
особенно Элизабет Гаскелл и Шарлотты Бронте. Однако талант их был несравним: с талантом Бальзака.) Энгельс писал, что из созданной Бальзаком художественной исто­рии французского общества он «даже в смысле экономиче­ских деталей узнал больше... чем из книг всех специали­стов — историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых»[178].

По оценкам французских экономистов, национальное богатство страны увеличилось с 1815 по 1853 г. почти втрое. За эти годы число действующих веретен в хлопчато­бумажной промышленности возросло более чем в 4 раза. Еще более резко увеличилось количество перерабатывае­мого за год хлопка, хотя оно и было в середине века все еще почти впятеро меньше, чем в Англии. Отставая от Анг­лии в этом и во многих других отношениях (особенно в применении машин), Франция все же быстро проходила через основные этапы промышленного переворота. Стои­мость ее экспорта выросла с 1815 по 1855 г. почти в 4 раза. Французские шелковые ткани, парижские швейные и галантерейные изделия, стекло и ряд других промышленных товаров вывозились в больших количествах во многие стра­ны мира. Париж превращался в крупнейший промышлен­ный и финансовый центр. Росли число акционерных об­ществ и объем биржевых сделок, развивались банки, появились сберегательные кассы.

В Париже бурлила политическая и идейная жизнь, из­давались читаемые во всей Европе газеты и журналы. Эмигранты из Германии и Польши, России и Италии со­ставляли важный элемент парижской интеллигенции. Франция оказывала сильное интеллектуальное влияние на другие страны. Идеи, родиной которых был Париж, вос­принимались в Европе и Америке с таким же интересом и почтением, как парижские моды. Поэтому и концепции «школы Сэя», нередко в изложении способных публици­стов, широко распространялись за пределами Франции. Они определяли, в частности, лицо официальной эконо­мической науки в России.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.