Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРАПИИ



Франкл был врачом в Вене, перед Второй мировой войной переписывался с Фрейдом. Фрейд, благодаря своему мировому имени, смог покинуть Вену до эпохи концлагерей. Франкл написал книгу “Врач и душа”, отрывок из которой мы приводим:

“Урок, который я извлек из трех лет, проведенных в Аушпице и Дахау, состоит в том, что выживали в лагерях люди, ориентиро­ванные на будущее, оно давало им силы жить... Но смысл и цельэто только необходимое, но недостаточное условие выживания. Но даже те, кто не смог спастись, смогли встретить смерть с высоко поднятой головой”.

В этой главе не было предоставлено примера “логотерапевтического” интервью, поскольку в главе VII, в интервью Мэри Грендфорт было продемонстрировано большинство нужных понятий. Это интервью проводилось в традициях логотерапии — т. е. сбалансированы методы выслушивания и воздействия, и психолог охотно помогает клиенту найти позитивный смысл. Табл. 10.3 дает упражнение по некоторым направлениям логотерапии, которые смогут помочь вам в работе.

 

Таблица 10.3

УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГОТЕРАПИИ

Виктор Франкл и его ученица Элизабет Лукас не меньше, чем Карл Роджерс, уделяли внимание выслушиванию и пониманию мира клиента. Поэтому вы легко можете адаптировать к логотерапии упражнение 10.1 по клиентоцентрированной терапии.

Хорошим объектом для данного упражнения может стать трудность в общении с коллегами и домашними, скука, озабоченность в связи с болезнью, потеря чего-то.

Стадии 1, 2 и 3, раппорт, сбор информации, желаемый результат.

Предполагается, что вы используете ту же структуру интервью, что и в 10.1. Вначале используйте навыки выслушивания для выявления проблемы.

Кроме того, добавьте еще одно очень важное направление. Спросите себя и своего клиента: “Что это значит для вас?” Задайте эти смысловые вопросы, только полностью уяснив проблему. На третьей стадии, когда цели определены, спросите, что цель значит для клиента и почему он ценит ее. Благодаря вопросам смысла ваша беседа становится более углубленной, и клиент начинает больше говорить о своей жизни, и меньше о проблемах. На этой стадии уместно будет употреблять отражение смысла. Отражение смысла и пересказ очень похожи, но первая техника — несколь­ко глубже.

Стадия 4. Выработка альтернативных решений.

Выслушав клиента и уяснив смысл, вы имеете две альтернативы:

1. Кратко изложить клиенту проблему в контрасте с идеальной целью и ее смыслом. Таким образом можно указать на противоречия и смешанные сообщения в смысловой системе клиента. Используя методы выслушивания и отражения смысла, вы можете способствовать росту самосознания клиента. Цель — открыть глубинные мотивы, лежащие в основе его деятельности.

2. Если клиент хочет действовать, выберите одну из четырех техник логотерапии (смена отношения, парадоксальные намерения, переключение и убеждение). Если одна техника не сработала, попробуйте другую. На этом этапе ваша цель со­стоит в том, чтобы клиент понял свою систему ценностей и через методы воздейст­вия помочь клиенту изменить ее.

Стадия 5. Обобщение.

Как и в случае с другими экзистенциально-гуманистическими направлениями, логотерапия уделяет много внимания обобщению и поддержке перемен в поведении. Предполагается, что вы можете попросить клиента обдумать интервью и через не­сколько дней вновь поговорить с ним (даже по телефону).

 

НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Красота и сила экзистенциально-гуманистической традиции основывается на вере в человека, в возможность его роста, в бесконечное разнообразие его опыта. Однако некоторые наив­ные психологи восприняли из всего этого только “бесконечность возможностей” и ведут клиента к деструктивно­му, замкнутому циклу существования.

В Стендфорском университете изучались 17 групп встреч общей численностью 20 человек. Основной результат заключает­ся в том, что для одной трети результат положительный, для второй — без изменений, для третьей части результат был явно отрицательным. Важнее то, что результатом этих коротких встреч было: 1 тяжелый случай и 17 отрицательных перемен. Среди них были случаи попыток самоубийств и госпитализации в психиатрические клиники. Лидеры групп встреч были разбиты на категории по стилю поведения, и выяснилось, что все, кроме одного случая, исходят от трех-пяти лидеров, которые можно назвать “стимуляторами агрессии”. Эти люди любят вызывать конфронтацию между членами группы. Они склонны к автори­тарности, ищут немедленного самораскрытия и выражения глу­боких чувств, их мало заботят мысли членов группы. Один из лидеров (три тяжелых случая) говорил так: “Я вижу, что боль­шинство группы не хочет что-то делать, поэтому я шел вперед и хорошо проводил время” (Я лом и Либерман, 1971)

Эти исследования, конечно, не определяют характер всех групп встреч, и мало что говорят о психологах экзистенциально-гуманистической направленности. Просто мы хотели еще раз подчеркнуть, какой вред может принести даже хорошая теория, если ее применять без учета человеческой натуры. Индивиду­альная терапия гуманистической традиции представляет вели­чайшие ценности человечности. В то же время некоторые “новейшие” терапии приклеивают на себя этикетку экзистенци­ально-гуманистических и развивают крайнюю степень зависи­мости клиента от психолога, вплоть до того, что поощряют сек­суальные связи между психологом и клиентом. Психоанализ и бихевиоризм, которые часто обвиняют в манипуляторстве и отсутствии гуманизма, имеют строгие этические нормы, высокий уровень профессионализма, чего не скажешь о некоторых не­контролируемых формах экзистенциального гуманизма.

Нельзя оставить без внимания, что экзистенциально-гума­нистическая терапия постоянно делает упор на индивидуальный рост клиента. Хотя в теории уделяется достаточно внимания отношениям с другими (промежуточная сфера), на практике мы всегда прежде всего имеем дело с индивидуумом, с тем, что он хочет, меньше обращая внимание на отношения со средой. Вот как говорил основоположник гештальт-терапии Перлс: “Вы де­лаете по-своему, я — по-своему. И если случайно наши пути пересекутся — что ж, тем лучше”. Можно критиковать его за нежелание вступить во взаимоотношения, за неумение преодо­леть рамки собственного Я. Разнообразие жизни, которое под­черкивается экзистенциальной традицией, может привести к проблеме отчуждения личности от других.

Как и психодинамическая теория, экзистенциально-гума­нистический подход является вербальным по своей природе. Занимаясь проблемой смысла жизни, внутренней удовлетворен­ностью человека, эта терапия неизбежно многословна, а потому больше подходит представителям верхнего и среднего классов. Позитивная философия Карла Роджерса может встретить пони­мание у небелых клиентов, но, поскольку у ее методов медлен­ная отдача, мало непосредственного действия и она не умеет рассматривать сиюминутные проблемы, то она часто не подхо­дит для этих групп. Кроме того, существенным недостатком с точки зрения небелого клиента является игнорирование отно­шений личности — окружение.

Учитывая все эти проблемы и трудности, что же делает эк­зистенциальный гуманизм полезным для начинающего психо­лога? Пожалуй, главным вкладом Роджерса было его стремление к эмпатии, тщательное выслушивание клиента и его готовность предоставить интервью для исследования с помощью звукозапи­си или фильма. Методы внимания (глава III) взяты большей частью из его классификации, которую он сделал еще в своих ранних работах.

Качественные условия (глава VI) — теплота, уважение, кон­кретность — тоже берут свое начало из теории Роджерса. Мето­дическая ценность этой теории в том, что он научил нас внима­тельно слушать клиента, быть открытым во время интервью.

Только так мы и можем расти, только так мы поймем свои воз­можности, которые могут обогатить жизнь других людей.

Работы Фрица Перлса дали нам ряд эффективных техник, которые можно использовать не только в гештальт-терапии, но и в сопряжении с другими теориями.

Теория Виктора Франкла с его сбалансированными метода­ми выслушивания и воздействия занимают центральное место в экзистенциально-гуманистической традиции. У Элизабет Лукас, его ученицы, мы находим полезное обсуждение работ Франкла. Этот подход открыто и честно ведет разговор о проблемах чело­веческой души, преодолевая их через действия личности и с помощью поддержки психолога. Все эти теории всегда заняты поиском позитивного в человеческом опыте и развивает взаимо­отношения личности и его окружения.

 

КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

Овладев материалом данной главы, вы должны уметь:

1. Давать определение и обсуждать элементарные понятия экзистенциального гуманизма. В частности, надо знать термины: экзистенция, внутренняя сфера, средняя сфера, внешняя сфера, экзистенциальная тревожность, интенциальность, гуманизм, самораскрытие, отношения “Я — Ты”. Также очень важно по­нимать отношение Карла Роджерса и Виктора Франкла к клю­чевым понятиям экзистенциально-гуманистической традиции.

2. Описать революцию в психологии, которую осуществил Роджерс. До появления методов Роджерса психологи работали в основном в рамках психоанализа. Позитивистские ясные фор­мулировки Роджерса изменили лицо психологии и психотера­пии.

3. Определять и обсуждать основные аспекты роджеровской теории: роджеровское мировоззрение, важность понимания того, как клиент воспринимает мир, расхождение между реальным и идеальным образами “Я”, стремление к самоактуализации.

4. Уметь рассказать о трех основных этапах эволюции взгля­дов Роджерса: бездирективный этап, клиентоцентрированный этап и этап сильного личного участия.

5. Понимать методы воздействия и техники Фрица Перлса в рамках гештальт-терапии. Среди всех экзистенциально-гуманистических направлений гештальт-терапия является самым сильным и спонтанным подходом. Поскольку техники достаточ­но мощные, то необходимо помнить о предосторожностях.

6. Понимать место логотерапии в психотерапии. Виктор Франкл построил философию психологии и жизни. Элизабет Лукас показала, как широко эту теорию можно приме­нять в практической работе. В главе VII был показан фрагмент интервью, где с точки зрения логотерапии происходила смена отношения к объекту. Ключевые методологические понятия: смена отношения, парадоксальные намерения, переключение и техника призыва.

7. Уметь обсуждать проблемы ограничений экзистенциально-гуманистического направления и его практическое применение.

Отдельные терапевты, которые называют себя экзистенциалистами, могут своими непрофессиональными действиями нанести ущерб клиенту. В целом эта система, хотя и философски привлекательна, слишком многословна, поэтому часто не подхо­дит для небелого населения или представителей низших классов.


ГЛАВАХI

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.