Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КЛИЕНТОЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ



Наиболее известная книга Роджерса — “Становление лично­сти”. Это название можно отнести как к терапии, так и к само­му автору. С точки зрения Роджерса, работа психолога не имеет определенного финала, это отражение экзистенционально-гуманистической ориентации, которая направлена на выбор будущего.

Как говорится во введении к этой главе, роджеровская клиентоцентрированная теория — это попытка войти в мир клиента и помочь ему изменить его, но только при согласии клиента. Можно было бы назвать это теорией выслушивания, но с годами среди его методов появляются и методы воздействия. Табли­ца 10.1 поможет вам построить интервью, в котором использу­ются только методы выслушивания. Удивительно, но можно провести целое интервью, пользуясь только методами, относя­щимися к последовательности выслушивания. Это упражнение не отражает полностью роджеровских методов, но иллюстриру­ет, какие результаты дает попытка войти в мир клиента и по­смотреть на все его глазами.

 

Таблица 10.1

УПРАЖНЕНИЯ КЛИЕНТОЦЕНТРИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ

Приверженец клиентоцентрированной терапии может сказать, что мир полон советчиков, которые только и знают, что говорят всем, как им жить и что им делать. В данном упражнении вам надо будет встать на точку зрения клиента и использовать только навыки выслушивания и, возможно, отражение смысла.Никаких советов, предложений, интерпретаций! Чтобы облегчить себе задачу, можете использовать вопросы, но каждый вопрос должен идти как бы с точки зрения клиента. Хорошей темой для реального или воображаемого клиента может быть откладывание дел на “потом”. Но можно использовать и другие темы.

1. Раппорт/структурирование. Начните интервью с установления раппорта, который очень важен на протяжении всего занятия. Сразу же скажите честно, что вы хотите выслушать и понять клиента, а не давать ему советы. Можно начать сеанс словами: “Вы хотели поговорить о...”

2. Сбор информации. Используйте методы выслушивания — поощрение, пере­сказ, отражение чувств. Периодически подводите итог тому, что сказал клиент, чтобы течение интервью было непрерывным. После того, как вы уяснили проблему, вы можете пересказать ее или отразить позитивный смысл сказанного. Это конкретный путь проявления положительного отношения и поиска позитивных ресурсов.

3. Желаемый результат. У клиента наверняка есть пожелания относительно того, как все должно быть. Как только вы разобрались в проблеме клиента, пере­скажите своими словами желаемый результат с точки зрения клиента. Обязательно надо в той или иной форме задать вопрос: “А как все должно быть?” Из второго этапа вы услышали информацию о “реальном Я” и реальной проблеме, теперь надо выявить идеальное Я или идеальное решение.

4. Выработка альтернативных решений. Разница между реальным и желае­мым положением вещей являете важной в клиентоцентрированной терапии. Попро­буйте выявить инконгруэнтность между реальным и идеальным с помощью фразы-конфронтации: “С одной стороны, ваша проблема в том, что..., но с другой стороны, идеальным решением было бы... Что приходит вам в голову в качестве возможного решения?” Либо вы можете обсудить, каким видит клиент себя и каким он бы хотел быть. Но имейте ввиду, что слишком категорическое разграничение реального и идеального часто обезоруживает клиента и он уже не может начать выработку своих собственных решений. Чтобы понять новые мысли клиента, используйте в работе последовательность выслушивания и отражения смысла. Это один из самых важных этапов интервью, именно здесь у клиента появляются новые идеи и новый взгляд на проблему.

5. Обобщение. Традиционно клиентоцентрированная терапия уделяла мало внимания этой стадии беседы, и, видимо, поэтому исследования показывают не такую высокую эффективность, как хотелось бы. Вы можете суммировать альтернативные решения, предложенные клиентом, и посмотреть, заинтересован ли он в их выпол­нении. Так как у роджеровской теории в этой области нет разработок, то вы можете воспользоваться техникой предотвращения рецидивов (глава IX) или просто спросите клиента: “Изменятся ли завтра вещи, мысли и поступки после нашей беседы?”

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.