Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Клиентоценпрированный период



Следующий отрывок иллюстрирует второй период работы Роджерса. Клиентка,

м-с Оук, говорит о том, как трудно ей принять помощь или позитивную реакцию от окружающих. От­метьте, как возросла сложность реплик психолога по сравнению с предыдущим периодом. Основной акцент делается на клиента и на его мировосприятии.

К: У меня чувство, что я должна это принять, но тогда я должна принимать это и от других людей (она упоминает, что было “огромное” число случаев, когда она могла принять участие других). У меня подозрение, что я боюсь опустошения. Я имею ввиду, что здесь происходит какой-то разрыв себя. И я чувствую, как бы это объяс­нить, что все это Я. Безусловно, в этом есть сопротивление. Но не в этом дело. Дело в том, что всегда остается чувство — это Я, это МОЕ. Я должна не допустить этого. Понятно?

П: Бывают чувства, которые нелегко выразить словами, но я ухватил разницу: от чувств “это мое”, “я должна это сделать”, “я делаю это” — сильно отличается чувство “я позволяю вам войти”. (Здесь психолог улавливает основной смысл сказанного клиенткой, обеспечи­вая для нее тем самым обратную связь. Кроме того, перед клиенткой предстает основное противоречие между реальным и идеальным Я. В речи м-с Оун много неясностей, которые подтолкнули бы других пси­хологов на поиски конкретности, на уточняющие вопросы.

Возможно психолог-фрейдист усмотрел бы сексуальные символы в словах “я должна не допустить” и в словах психолога “я позволю Вам войти”.

К: Да, я считаю... Это, вроде, не я, но все-таки я. Понимаете?

П: М-м-м. Да, в общих чертах, насколько я понял, речь идет о каком-то парадоксе.

Во всем сказанном чувствуется, что каждый момент пережитого — это “мое собственное”, он неизбежен, необходим и т. д. Но ведь это еще не все. Нужно как-то поделиться пережитым с другими, должен быть интерес со стороны. В этом и состоит новизна жизни.

Особенность интерпретации в двух последних репликах пси­холога в том, что новый смысл накладывается на старый опыт. Так как все это идет из мира клиента, то эта реплика есть отра­жение смысла, но все-таки близка к пересказу. Становится оче­видной большая вовлеченность терапевта по сравнению с пер­вым периодом роджеровского учения. Заметим, что в беседе с клиентом терапевт уже говорит “я”, не “вы”, это можно считать знаком эмпатии, когда психолог уже способен посмотреть на мир глазами клиента.

К: Да, но вы говорите так, как мне хотелось бы. Так должно быть. Здесь возникает чувство, что “это было бы хорошо”. Это что-то проясняет для меня. Возникает чувство, как будто ты стоишь где-то в долине, и если хочешь прийти к чему-то, то надо пройти через заросли, но что ты способен на это, и тебя уже не волнует, что надо идти через это. Я не знаю — это какая-то бессмыслица. Я хотела сказать...

П: Но все-таки в связи с этим чувством возникает реальное ощуще­ние правильно выбранного пути?

К: М-м-м.

Очень важно отметить акценты в этом пересказе. Терапевт избирательно обращает внимание на позитивный аспект клиентки (“и это будет хорошо”) и игнорирует отрица­тельный аспект (“это бессмыслица”). Психологи-бихевиористы указывают на то, что роджеровский подход включает в себя се­лективное внимание, и что это напоминает бихевиористский подход. Как бы то ни было, но селективное внимание к пози­тивному очень характерно для данной концепции.

В комментарии Роджерс указывает, что это послужило пово­ротной точкой для м-с Оук, которая научилась принимать тепло от других и открывать позитивное в себе. Эта открытость очень важна для развития положительной, самоактуализирующейся личности.

Третий период

На третьей стадии развития учения Роджерса можно отме­тить возросшую активность и вовлеченность психолога. К тра­диционным методам отражения чувств и пересказа добавляются самораскрытие, обратная связь и вопросы. Приведенный ниже отрывок из группового занятия, где ведущим является Роджерс, отражает особенности третьего этапа.

Арг: Когда снаружи есть оболочка...

Льюис: Она есть!

Apг: Да, она надета плотно.

Сюзан: Вы всегда так заключены в нее?

Арг: Я так чертовски привык к этой оболочке, что почти не замечаю ее. Я даже не знаю себя как следует. Думается, мне удалось здесь сбро­сить эту броню. Когда я без оболочки, я ощущаю себя. Но затем я вновь натягиваю вожжи и оказываюсь в своей скорлупе. И так все время.

Ведущий: И тогда для вас опять никто не существует ?

(В этот момент Арг — центр группового воздействия. Он описывает свое чувство оторванности от людей, иносказательно повествуя о жизни в оболочке. Арг умело пользуется методом самораскрытия. Мы видим, что не только психолог, но и другие члены группы могут оказаться полезными. Вопрос, который задает ведущий, сводит воедино прошлые и нынешние пережи­вания в один экзистенциальный момент. Арг ощущает себя в данный момент, как и в прежних ситуациях, одиноким в своей оболочке. Как это ни парадоксально, он одинок и в группе, и с ведущим. Во многих теориях очень важен момент объединения прошлых и нынешних переживаний — “момент истины”.

Арг: (плача) Здесь никого нет, только я. Я все затягиваю в оболочку. Она замыкается. И я так действую всегда — замыкаюсь в скорлупу и выключаю внешний мир. А здесь, в этой группе, я хочу выйти из оболочки и отбросить ее.

Льюис: Вы уже прогрессируете. По крайней мере, вы уже можете го­ворить об этом.

Ведущий: Да, самое плохое — оставаться в этой оболочке.

Арг: Да, если я смог говорить об этом, то я могу и выйти из оболоч­ки, но меня нужно защитить. Мне больно говорить об этом.

Льюис дает хороший пример обратной связи, а ведущий вы­ражает свое мнение. Они вдвоем оказывают Аргу поддержку, помогают прояснить свои собственные ощущения.

(Роджерс, 1970)

В этом отрывке все реплики ведущего и членов группы можно классифицировать как методы воздействия (кроме за­крытых вопросов, которые так точно направлены, что более похожи на методы воздействия, чем на методы внимания). Ис­пользование групповой терапии дает возможность клиенту ощу­тить связь с другими членами группы. Психолог и члены группы используют одни и те же методы. Но если внимательно изучить групповую динамику, то мы увидим, что члены группы учатся использовать те навыки, которые предложены ведущим.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.