Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие анализа и синтеза учащихся вспомогательной школы.



У У. О. учеников совершенствуется умение расчленять объекты на основные части, а затем и выделять детали, то есть они начинают воспринимать предметы более дифференцированно. Их внимание перестает привлекать в предмете только его периферические, резко выступающие части; вырабатывается умение выделять не только наиболее бросающиеся в глаза, но основные части объектов.
Постепенно последовательность выделения частей также становится более строгой. Появляются попытки расчленить объект сначала на несколько крупных частей, затем каждую из них на более мелкие частицы.
Анализ обогащается и благодаря выделению свойств рассматриваемых предметов, которые раньше полностью опускались, количество называемых в предмете признаков увеличивается в основном за счёт зрительно воспринимаемых свойств.
Развитие анализа и синтеза у У. О., обучающихся в младших классах, проявляется также в том, что они постепенно научаются дифференцировать форму от величины и правильно обозначают их; в высказываниях об анализируемых предметах упоминают свойства, воспринимаемые с помощью осязания, но эти свойства выявляются в незначительном количестве и, преимущественно, в благоприятных условиях.
Процессы анализа и синтеза у школьников младших классов находятся в непосредственной зависимости от того, в какой форме поставлен вопрос. Вопрос, заданный в общей форме, недостаточно побуждает школьников к детальному и многостороннему анализу объектов.
Помочь детям мобилизовать имеющиеся у них знания и направить их на пристальное рассматривание объекта могут дополнительные, более конкретные вопросы, которые мобилизуют их потенциальные возможности. Большую роль для обогащения анализа вопросы, побуждающие учеников рассматривать предметы с точки зрения их практического исследования.
Особенно успешно происходит выделение признаков у предметов, которые вовлечены в практическую деятельность учащихся. Практическая задача направляет мышление ребёнка на выделение таких признаков, которые без этого отмечаются с большим трудом.

СРАВНЕНИЕ - сложная мыслительная деятельность, посредством которой познаются отношения тождества, различия и сходства предметов и явлений внешнего мира. Оно играет большую роль в познании объективной действительности, помогает сохранению точных представлений о предметах, формированию правильных обобщений и систематизации имеющихся знаний.
Сравнение опирается на анализ и синтез сопоставляемых объектов, так как отношения тождества, различия и сходства устанавливаются не только между их признаками, частями и свойствами.
В сравнении участвует речь. Оно оформляется в многообразных высказываниях. В сравнении двух объектов в качестве обязательного условия требует особым образом упорядоченного соотносительного анализа, то есть последовательного выделения и сопоставления соответственных признаков каждого из сравниваемых предметов.
Несовершенство процесса сравнения, осуществляемого маленькими умственно-отсталыми учениками, проявляется прежде всего в том, что дети часто соотносят между собой несоответственные признаки предметов (Они не похожи. У этого мальчика штаны коричневые, у этого - зелёные).
Трудности соотносительного анализа проявляются часто в том, что ученики не вовлекают в сравнение оба сопоставляемых объекта. Если один из 2-х сравниваемых объектов, имеет сходные или тождественные части, то иногда умственно-отсталый первоклассник, вместо того, чтобы сравнивать два предмета, устанавливает отношения между частями одного и того же предмета. Например: получив задание сравнить 2 цветущих растения, ученик устанавливает сходство между лепестками, листьями одного и того же растения.
В ходе сравнения обнаруживается характерное для У. О. явление, так называемого, соскальзывания. Поставленные перед необходимостью сравнивать 2 объекта, учащиеся сопоставляют 2 - 3 соответственные части предметов, после чего "соскальзывают", то есть переходят к описанию одного из предметов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.