Образы предметов и процессов, в данный моментами не воспринимаемых, называются представлениями. Образ предмета, ранее воспринятого человеком, может быть намеренно вызван, а иногда он появляются в сознании непроизвольно. Чем богаче восприятие человека, тем шире круг его представлений.
Речь - одно из средств актуализации представлений; их вовлечения в деятельность нашего сознания.
Выполненные по памяти рисунки детей - олигофренов после восприятия несложных объектов, отличаются от оригинала: в них отсутствуют многие, характерные для объекта части. Так, показанные ученикам часы были нарисованы без секундной стрелки, ключ - без отверстия и характерных выступов. Встречаются в рисунках и другие особенности: объект часто рисуется в ином положении, чем был показан. Не всегда сохраняется пространственное расположение отдельных частей объекта. Из анализа выполненных учащимися рисунков выяснилось, что У. О. школьники очень плохо сохраняют в памяти пространственные отношения, в которых находятся объекты. В представлениях У. О. вместо специфически пространственных отношений объектов реального пейзажа, доминировали отношения неспецифические предметы находились около, возле друг друга, а справа или слева, ближе или дальше они расположены друг к другу, детям трудно было сказать, а тем более нарисовать.
При рисовании предметов дети уподобляют их друг другу (лещ, карась, окунь - очень похожи), то есть упрощают.
ПАМЯТЬ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.
Памятью называются психические процессы запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения того, что было в нашем прошлом опыте. В основе памяти лежат временные связи, возникающие в процессе ощущений и восприятий. Память У. О. детей формируется в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается от памяти нормальных детей, что отмечено в ранних исследованиях памяти детей - олигофренов (исследования Джонсона - 1985, Лобзина - 1903, Раншбурга - 1911). В исследованиях советских психологов (Л. В. Занков - 1935, М. С. Левитан - 1939, И. М. Соловьев - 1940, Г. М. Дульнев - 1940, М. М. Нудельман - 1940, Б. И. Пинский - 1954, Х. С. Замский - 1954, В. Г. Петрова - 1957) выявлены многие качественные особенности, которыми характеризуется память У. О. школьников. Процессы памяти формируются у них, как и у нормальных школьников, во взаимодействии с окружающим миром и не могут поэтому не зависеть от характера воздействия оказываемого на детей в процессе воспитания и обучения. При помощи специальных методов обучения и воспитания можно значительно развить память У. О. школьников. Развитие памяти у них зависит в сильной степени от эффективности применяемых в процессе обучения и воспитания приёмов и методов.
Преднамеренное (Произвольное) - ставим перед собой задачу запомнить то, что воспринимаем и используем для этого определённые приёмы и способы. Одна из форм преднамеренного запоминания - заучивание. В процессе заучивания мы делаем ряд повторных попыток лучше запомнить материал, фиксируем своё внимание на тех местах, которые труднее запечатлеваются в памяти. У У. О. школьников непреднамеренное запоминание не очень отличается от преднамеренного. Учащиеся вспомогательной школы воспринимают материал, не стараясь запомнить его. Очень важно поэтому воспитывать у У. О. школьников умение воспринимать материал в процессе заучивания с установкой на то, чтобы его запомнить. Этого удаётся достигнуть лишь при систематическом проведении с ними специальной коррекционно-воспитательной работы. У У. О. детей отстаёт развитие не только преднамеренного, но и непреднамеренного запоминания. Поэтому большое внимание должно быть уделено также развитию этого вида запоминания.
Непреднамеренное запоминание даёт максимально успешные результаты только при наличии определённых условий:
1 УСЛОВИЕ - мыслительная активность человека в процессе деятельности. Наиболее благоприятной для непреднамеренного запоминания является деятельность, требующая наибольшего проникновения в смысловое содержание материала. 2 УСЛОВИЕ - Материал должен иметь значение, ребёнок должен осмыслить его, осознать содержание мыслей и фактов.
При запоминании материала без должного понимания содержания он запечатлевается в памяти в результате "механического" заучивания, опирающегося только на многократные повторения. Осмысленное запоминание отличается от неосмысленного тем, что оно происходит всегда в единстве с процессами мышления, способствующими лучшему закреплению материала в памяти и оно более продуктивно, чем механическое. Установлено, что при осмысленном запоминании точность, прочность и скорость запоминания гораздо эффективнее, чем при механическом. В основе осмысленного запоминания существенные и опосредствованные связи между отдельными частями материала. В основе механического запоминания лежат единичные временные связи, образуемые в результате одновременного или последовательного восприятия объектов. При осмысленном запоминании всегда участвует прошлый опыт, ранее усвоенные знания и навыки, содействующие более эффективному запоминанию материала. У У. О. детей механическая память не отличается от механической памяти нормальных детей. Смысловая память почти не развивается.
ЭКПЕРИМЕНТ. Детям предлагаются пары слов. Ведущий называет первое слово, а дети должны написать на своих листочках второе слово каждой пары;
1 сочетание Слов: играть - кукла, яйца - курица, резать - ножницы и т.д. 2 сочетание Слов: в каждой паре слова не связаны друг с другом.
У У. О. школьников осмысленное запоминание развивается после десятилетнего возраста. Эффективность отсроченного воспроизведения возрастает резко после 12 лет. Осмысленное запоминание играет исключительно важную роль в процессе усвоения знаний. Успешное обучение невозможно без осмысленного запоминания сообщаемых в школе знаний. Для того, чтобы развивать осмысленное запоминание у У. О. школьников, необходимо в процессе обучения и воспитания научить их пользоваться рациональными приёмами запоминания.
Сравнение - эффективное средство запоминания У. О. школьников, запоминая два сходных объекта, воспринимают и осмысливают каждый из них в отдельности, не устанавливая между ними сходства и различия. У. О школьники нуждаются в том, чтобы их научили пользоваться сравнением в процессе запоминания, находить сходство и различие между объектами.
Развитие умения сознательно и целенаправленно запоминать существенные сведения и факты (выделение существенного).
Расчленение материала на отдельные смысловые части, осмысливать каждую из них и устанавливать между ними логические связи и отношения.
Развитие интереса и положительного отношения к материалу в процессе усвоения и запоминания. Побуждение к самостоятельной и активной работе.
Учёт склонностей и интересов учащихся. Побор таких материалов, которые имеют личностное значение.
Наглядные пособия и дидактический материал способствуют повышению интереса к учёбе.