Защитник принимает участие в исследовании доказательств, высказывает свое мнение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам и участвует в прениях. Он излагает суду соображения: 1) по существу обвинения; 2) относительно обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности подсудимого; 3) о применении уголовного закона; 4) о мере наказания; 5) гражданско-правовых последствиях преступления.
Структура защитительной речи определяется результатами судебного следствия, особенностями доказательственного материала, характером предъявленного обвинения, избранной защитой позиции, линией поведения обвиняемого и содержанием обвинительной речи. Поэтому нельзя дать единую схему защитительной речи. В каждом конкретном случае она строится в зависимости от обстоятельств рассматриваемого дела, опыта и привычки защитника - автора защитительной речи.
К числу особенностей защитительной речи адвоката следует отнести следующие.
Во-первых, защитник выступает в судебных прениях после прокурора. После произнесения речей всеми участниками судебных прений каждый из них может выступить еще по одному разу с замечаниями (репликами) относительно сказанного в речах. Право последнего замечания (реплики) всегда принадлежит обвиняемому или его защитнику.
Поэтому защитник строит свою речь с учетом речи прокурора, при оценке доказательств вынужден приводить свои доводы, контраргументы и контрдоказательства, высказать свои суждения о речи прокурора, предложенной им мере наказания. Но речь защитника не следует рассматривать лишь как ответ оппоненту. Она имеет самостоятельный характер: в ней подвергаются детальному анализу все обстоятельства дела под углом зрения защиты, приводятся все доводы, говорящие в пользу подсудимого.
Во-вторых, обвинительная и защитительная речи взаимосвязаны. Выступая с обвинительной речью, прокурор, используя рефлексивный метод, предвосхищает, прогнозирует речь защитника. Обвинительная и защитительная речи соотносятся не только с материалами рассматриваемого дела, но и друг с другом.
В-третьих, речь защитника более свободная по форме и содержанию, более полемичная, чем обвинительная речь прокурора. Обвинять проще, чем защищать и защищаться. Адвокату приходится в большинстве случаев говорить экспромтом, без подготовки отвечать прокурору, реагировать на показания свидетелей, следить за линией поведения подсудимых и подзащитного. И от защитника требуется умение точно излагать свои мысли.
В-четвертых, у прокурора и защитника различные функциональные обязанности. Задача защитника - «смягчить краски картины, нарисованной прокурором, пользуясь тем же самым фактическим материалом, но придавая ему несколько иное объяснение».
С учетом конкретных обстоятельств дела защитник избирает главную идею, главный тезис защиты:
1) оспаривает обвинение в целом, доказывая невиновность обвиняемого за отсутствием в его действиях состава преступления, за отсутствием самого события преступления или за непричастностью к нему обвиняемого;
2) оспаривает обвинение в отношении отдельных его частей;
3) оспаривает правильность квалификации, доказывая необходимость изменения предъявленного обвинения на статью Уголовного кодекса, влекущую более легкое наказание;
4) обосновывает меньшую степень вины и ответственности обвиняемого, приводя смягчающие его вину обстоятельства.
Структурно защитительная речь состоит из введения, главной части, которая включает анализ фактических обстоятельств дела и юридической стороны предъявленного обвинения, и заключительной части.
Большое значение в речи защитника имеют ее обрамляющие части: вступление и заключение. Весьма важно правильно начать речь. Начало не должно отличаться ударностью, бить на эффект. Начало требует простоты и естественности тона.
Основная задача защитника во вступительной части речи -снять эмоциональное впечатление от только что прозвучавшей речи прокурора и убедить суд и всех присутствующих в зале судебного заседания в правильности своего видения фактов и их трактовки, обоснованности предлагаемого решения.
Иногда во вступлении оратор отмечает общественное значение рассматриваемого дела, в другом случае определяет программу речи, намечает «стратегию и тактику защиты»
Иногда защитник использует вступление к своей речи для изложения предпосылок, обосновывающих стратегию защиты.
Какое бы вступление ни избрал судебный оратор, важно помнить, что:
1) в нем должен отразиться тот конфликт, на котором строится судебная речь;
2) оно должно быть связано с главной частью, служить отправной точкой для исследования обстоятельств дела;
3) не должно быть длинным;
4) стилистически должно гармонировать с основной частью38.
Основное содержание защитительной речи составляют анализ собранных по делу доказательств, их правильная юридическая оценка, характеристика личности подзащитного.
Содержание основной части защитительной речи определяется стратегическим тезисом защиты. Каждый тезис подтверждается тактическими приемами, наиболее оправдывающими замысел защиты.
Так, оспаривая обвинение в целом, доказывая невиновность обвиняемого за отсутствием в его действиях состава преступления, за отсутствием самого события преступления или за непричастностью к нему подсудимого, защитник может использовать:
1) прием внешней на первых порах солидаризации с государственным обвинителем;
2) прием открытого противопоставления позиций;
3) прием эмоционального воздействия.
В том случае, когда у защиты нет достаточных контраргументов, чтобы опровергнуть обвинение, защитник может избрать прием эмоционального воздействия на участников судебного разбирательства.
Если защитник оспаривает обвинение в отношении его отдельных частей, то может воспользоваться приемом, который называется приемом скрытой аргументации. Он достигается употреблением в речи словосочетаний типа: «Всем известно, что.. », «Как известно .», «Само собой разумеется, что...», «Бесспорно, что ».
При оспариваний правильности квалификации, доказывании необходимости изменения предъявленного обвинения на статью УК, влекущую более легкое наказание, защита может прибегнуть к анализу душевного состояния обвиняемого, пытаясь доказать, что преступление совершено в невменяемом либо аффектном состоянии, либо использовать прием смягчения вины за счет соучастников.
При оспариваний правильности квалификации защитник может воспользоваться приемом, при котором вина обвиняемого перекладывается на соучастника, если преступление совершено группой, и особенно на отсутствующего, не привлеченного по какой-либо причине к ответственности. Но здесь должно быть соблюдено чувство меры.
Допустим и прием, при котором защитник использует обстоятельства, положительно характеризующие подзащитного и отрицательно потерпевшего.
В том случае, если в качестве стратегии защиты избрана демонстрация меньшей степени вины и ответственности подзащитного, могут быть использованы два следующих приема.
Во-первых, когда нет доказательств, подтверждающих невиновность подзащитного, всегда найдутся обстоятельства, которые можно употребить в пользу клиента.
Во-вторых, при характеристике личности подсудимого эффектно используется описание детства подзащитного46, его учеба, семья и окружение, воспитание, его психологические качества, что в результате превращается в argumentum ad hominem, запрещаемый логикой, но широко используемый в адвокатской деятельности.
В заключительной (просительной) части речи защитник выражает главную идею защитительной речи, подводит итоги анализа обстоятельств дела, формулирует выводы, обращается к суду с просьбой о вынесении определенного приговора, о мере наказания в отношении подзащитного. Заключительная часть должна быть краткой, четкой, образной и выразительной. Иногда бывает уместно более эмоциональное завершение речи.