Риторика появилась в Древней Греции в пятом веке до нашей эры, сложилась в систему в 3-2 веках и получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме в период поздней Республики. В основу риторики положены достижения психологии, лингвистики, этики, педагогики. Первоначально под риторикой понималось красноречие - ораторское искусство. Риторика возникла из практики общественно-политического красноречия и судебных речей. Соответственно она появилась как умение хорошо говорить и как искусство убеждения.
Направление риторики - логическое (Аристотель). Он считал хорошей речью убедительно-логическую речь, ту, которая способа завоевывать признание (вызывать согласие, сочувствие, симпатию) и заставлять слушателя действовать определенным образом.
Второе направление - литературное (Исократ). Хорошей речью является красивая, богатая речь, построенная по законам эстетики).
После падения демократических форм правления в Греции и Риме снижается роль политического красноречия и большее внимание уделяется торжественным, церемониальным речам.
В период средних веков такое положение сохраняется. Риторику рассматривают как искусство устроения письменной и устной речи, поскольку она была ориентирована на составление писем и проповедей. Гомилетика - наука о составлении проповедей. Она использует арсенал риторики, отграничиваясь от нее и объявляя еретической.
В период Возрождения риторики воспринимались как элемент высокой культуры, как неотъемлемая часть знания, распространила влияние на литературу.
17-19 век - риторика есть искусство аргументации письменной речи, поскольку значение ораторской речи сократилось, а роль письменной литературы возрастает. Преобладают декоративно-эстетские формы риторики, отрыв от речевой практики, которая становится бесцельной.
20 век - неориторика. Основа - законы логики, теория аргументации. Это теория практического дискурса.
Риторика - научная дисциплина, которая изучает закономерности возникновения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
Система риторики - общая, изучающая универсальные принципы и правила, построение хорошей речи, вне зависимости от сферы речевой коммуникации. Здесь - учение об ораторе, аргументации, риторическом каноне.
Частное - система правил построения речи применительно к отдельным видам человеческой деятельности. Это общественно-политическая, социально-бытовая, научная, богословская, судебное красноречие.
Выделяют также теоретическую риторику и прикладную (оратория).
Основные категории риторики (риторический канон).
Риторический канон - система правил, которые определяют выбор темы выступления, его последовательность и способы изложения. Разработал Аристотель, состоит из частей:
- инвенция - нахождение или избрание материала речи, либо текста. Представляет собой систему правил, которые связаны с выборов темы выступления, способами ее раскрытия, доводами, аргументами в пользу тезиса.
В юридической речи тема выступления всегда заранее определена, поскольку она связана с материалами конкретного дела, ограничена предметом и пределами доказывания. Риторики рекомендуют выбрать спорный основной пункт, вокруг которого строить свою речь. Он проверяется при помощи статусов определения, квалификации и установления. К способами раскрытия темы относится, как будет тема подаваться в аудитории (описательно или проблемно, эмоционально или логически и т.д.).
Это модусы убедительности - этос, пафос, логос.
Этос - убеждение на основе обращения к моральным принципам. Поскольку все моральные принципы заранее известны оратору, остается лишь выбрать те принципы, которые близки к конкретной аудитории, и на их основе строить свою речь.
Пафос - возбуждение страстей, на базе которого строится убеждение.
Логос - апелляция к рассудку.
Диспозиция - учение о расположении частей речи. В учении о диспозиции лежит учение о композиции. По Цицерону - обращение к суду, изложение обстоятельств дела с позиции (фабулы), перечисление всех доказательств по делу, повторение самых сильных аргументов, выводы по делу.
Элокуция - словесное выражение, либо дикция. Эта часть связана с лингвистикой, рассматривает организацию языкового материала, вплоть до подбора слов.
Словесное выражение должно соответствовать определенным критериям (правильности речи, изящности, уместности).