Основные принципы судебного разбирательства - непосредственность, устность и непрерывность.
Непосредственность судебного разбирательства означает, что судьи, разрешающие конкретное уголовное дело, лично воспринимают сведения об исследуемых фактах, получая их непосредственно из первоисточника.
Устность - заключается в том, что судебное разбирательство происходит путем заслушивания устных показаний обвиняемых, потерпевших, свидетелей и экспертов .Эти лица в судебном заседании дают показания, как правило, после того как их допрашивал следователь. Из принципа устности судебного разбирательства вытекает недопустимость дачи показаний в письменном виде, а документы, на которые ссылаются допрашиваемые в своих показаниях, оглашаются судом.
Судебное следствие проходит публично и носит воспитательный характер. Воспитательное воздействие на присутствующих в зале достигается соблюдением законности и культурой проведения следствия.
Успешное решение возложенных на суд задач по обеспечению полноты, всесторонности и объективности исследования материалов уголовного дела в целях вынесения обоснованного и справедливого приговора может быть достигнуто лишь при должной организации судебного разбирательства и проведении его по заранее разработанному плану. Уголовно-процессуальный закон не обязывает судей к составлению плана судебного следствия, однако опыт работы судебных органов свидетельствует о его необходимости. Составлению плана предшествует глубокое и тщательное изучение всех материалов следственного дела, на основании чего и делаются наметки предстоящего судебного следствия, соответствующие особенности данного дела.
По видам судебный допрос может быть основным, дополнительным и повторным, а по методам проведения - прямым, перекрестным и шахматным.
Основным принято считать такой допрос, который предполагает свободный рассказ обвиняемого с последующей постановкой перед ним участниками судебного разбирательства вопросов по всем обстоятельствам рассматриваемого дела. Первый допрос обвиняемого и является основным. Если отдельные обстоятельства не нашли своего освещения при основном допросе, они могут быть выяснены в процессе дополнительного допроса. Надобность в повторном допросе возникает в тех случаях, когда обвиняемого после исследования доказательств судом передопрашивают по всем существенным обстоятельствам дела с целью получения от него правдивых показаний. Дополнительный допрос проводится для выяснения какого-то отдельного факта, повторный - в объеме, равном основному. Ни повторный, ни дополнительный допросы не являются специфическими формами судебного допроса, ибо они встречаются и на предварительном следствии.
Шахматный и перекрестный допросы встречаются только в суде. Шахматным допросом может быть назван такой, при котором допрашивающий попутно ставит вопросы другим лицам по одним и тем же фактам и обстоятельствам, исследуемым в данный момент в основном допросе. Цель такого допроса - подтвердить или опровергнуть показания допрашиваемого показаниями других лиц. Он может быть допущен только в отношении лиц, уже допрошенных в судебном заседании; вопросы, задаваемые другим лицам, должны преследовать конкретную цель подтверждения или опровержения показаний допрашиваемого и не уводить в сторону от линии основного допроса.
Перекрестный допрос - это допрос одного человека несколькими участниками судебного следствия по поводу одного и того же обстоятельства. Такой допрос способствует выяснению этого обстоятельства с разных сторон, так как вопросы задаются то с позиции обвинения, то с позиции защиты.
Судебные действия следуют одно за другим, а разбирательство производится устно, внешне создается впечатление, что судебное следствие состоит из сплошного допроса проходящих по делу лиц. Допрос обвиняемого, потерпевших, свидетелей, экспертов вначале осуществляют судьи, а затем государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, защитник, гражданский ответчик или их представители.
Вопросы допрашиваемому могут быть заданы в хронологическом порядке, т е. в такой последовательности, в какой происходило преступление Так, вначале ставятся вопросы, касающиеся обстоятельств, предшествовавших событию, затем условий, ему способствовавших, и лишь после этого — основной вопрос, относящийся непосредственно к событию преступления. Вопросы могут быть поставлены и в иной последовательности - от основного к частным, от главного к второстепенным: вначале допрос о самом преступлении, а затем уже об обстоятельствах, ему сопутствующих.
Получение четких, ясных, исчерпывающих ответов от допрашиваемого предполагает постановку перед ним четких и ясных вопросов, заданных в строго логической последовательности.
Допрос обвиняемого. С момента предания суду обвиняемый становится подсудимым, участником судебного разбирательства. Дача показаний обвиняемым - это реальное обеспечение его права на защиту, для реализации которого он наделен рядом процессуальных гарантий. Показания обвиняемого - не только средство защиты от предъявленного обвинения, но и источник доказательств, поэтому его допрос имеет важное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Основная цель, которая преследуется при допросе обвиняемого, - получение от него правдивых показаний по всем пунктам предъявленного ему обвинения, повсем фактам, вменяемым ему в вину.
Тактика судебного допроса обвиняемого во многом определяется тем, признает он себя виновным или нет.
Чистосердечное раскаяние свидетельствует о том, что обвиняемый осознал свой поступок, осуждает свое поведение. Но не следует надеяться, что обвиняемый сам, добровольно расскажет суду о всех совершенных им преступлениях.
Если обвиняемый отрицает свою вину, изменяет показания в судебном заседании, суд анализирует причины изменения обвиняемым показаний, сопоставляет их с другими доказательствами по делу; выясняет, на какие доказательства тот ссылается. С этой целью оглашаются его показания, данные на предварительном. следствии, и документы, имеющиеся в деле, осматриваются вещественные доказательства, проводятся осмотр места происшествия и эксперимент, ставятся дополнительные вопросы перед экспертами, демонстрируются фотографии, диафильмы и кинофильмы, прослушиваются магнитофонные записи.
Если показания обвиняемого противоречат показаниям, которые он давал на предварительном следствии, то из этого нельзя делать вывод о ложности одних и истинности других.
Помимо сопоставления для оценки и проверки показаний обвиняемого, могут успешно применяться в ходе самого допроса и тактические приемы: детализация показаний, постановка перед допрашиваемым контрольных, уточняющих и напоминающих вопросов и т. д. При оценке показаний возникает опасность психологической предубежденности в отношении обвиняемого, отрицающего свою вину, и, наоборот, некритического отношения к показаниям обвиняемого, признающего свою вину, предвзятого отношения относительно причин изменения обвиняемым показаний. При оценке показаний обвиняемого опасна предубежденность судей.
Допрос свидетелей и потерпевших. При подготовке дела к рассмотрению в суде и при назначении судебного разбирательства судья обязан определить круг лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. Вызову в суд подлежат не все свидетели, указанные в списке подлежащих вызову в суд, а только те, без показаний которых нельзя полно, объективно и качественно рассмотреть дело. Судебное заседание должно быть проведено экономно, но не за счет отказа суда от допроса свидетелей, показания которых действительно необходимы.
Суд заранее намечает последовательность допроса свидетелей применительно к условиям рассматриваемого дела.
Перед допросом устанавливают личность свидетеля, разъясняют ему его гражданский долг и обязанность правдиво рассказать все известное ему по делу и предупреждают об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Разъяснение каждому свидетелю его обязанностей и предупреждения делаются непосредственно перед допросом.
Порядок допроса свидетелей следующий: сначала допрашиваются свидетели обвинения, а затем свидетели защиты. Допрошенные свидетели остаются в зале судебного заседания.
Свидетелю могут быть заданы вопросы, касающиеся исключительно обстоятельств, подлежащих доказывайте по уголовному делу, характеристики личности обвиняемого и личных качеств свидетеля, имеющих отношение к его показаниям. Свидетель дает показания устно.
Показания, данные свидетелем на предварительном следствии, не следует рассматривать только как правдивые свидетель мог дать показания неточные либо умышленно искаженные, а в судебном заседании дать правдивые. Но может быть и наоборот. Задача суда и состоит в том, чтобы установить причину таких расхождений.
Качество свидетельских показаний и тактика допроса свидетеля в судебном заседании зависят от ряда обстоятельств- обстановки в суде, наличия или отсутствия постороннего влияния на свидетелей, времени, прошедшего с момента преступления до рассмотрения дела в суде, неразглашения данных предварительного следствия и т д.
Потерпевший допрашивается по правилам, установленным для допроса свидетелей (ст. 329 УПК). Но потерпевшего, во-первых, не удаляют до допроса, так как он должен присутствовать все время в зале судебного заседания, быть активным и равноправным участником судебного разбирательства. Во-вторых, потерпевшего допрашивают раньше свидетелей, чтобы устранить возможность влияния показаний свидетелей на его показания и тем самым обеспечить их достоверность.
Необходимо помнить, что в его показаниях существует субъективизм. Но искажения в его показаниях могут быть и непреднамеренными.
Если необходимо соблюдать такт при допросе обвиняемого и свидетеля, то вдвойне следует быть внимательным и тактичным к потерпевшему как при его допросе, так и тогда, когда он ставит вопросы другим допрашиваемым.
Допрос эксперта. В стадии судебного разбирательства председательствующий предлагает обвинителю, защитнику, обвиняемому, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям задать эксперту в письменном виде вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. Затем эти вопросы оглашаются, и участникам судебного разбирательства предлагается высказаться по поводу этих вопросов. Суд и участники судебного разбирательства, выслушав заключение эксперта, могут его допросить. Цель этого допроса - проверка правильности его заключения, получение разъяснения и дополнения данных им ответов. Если по ходу допроса ему поставлены вопросы, касающиеся существа экспертизы, они оформляются письменно, и эксперт также дает на них письменные ответы.
Допрос эксперта в суде по сравнению с его допросом на предварительном следствии имеет некоторые особенности.
Во-первых, в судебном заседании роль эксперта более активная, чем на предварительном следствии. Он участвует в судебном следствии, знакомится с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, заявляет ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, с разрешения председательствующего судебного заседания может задавать вопросы обвиняемому, потерпевшему и свидетелям об обстоятельствах, имеющих значение для дачи заключения. Но участие эксперта в исследовании доказательства всегда ограничено предметом экспертизы
Во-вторых, на предварительном следствии эксперта допрашивает, как правило, один следователь, в судебном заседании — судья и участники судебного разбирательства. Вопросы эксперту задают стороны, при этом первой задает сторона, по ходатайству которой назначена экспертиза. Суд вправе задать эксперту вопросы в любой момент допроса. Так как эксперта могут одновременно допрашивать несколько человек, возможен перекрестный допрос. Если экспертиза проводилась несколькими экспертами, которые пришли к единому заключению, допросу подвергаются не все эксперты, а один из них: по усмотрению суда и предварительной договоренности экспертов между собой. В случае разногласия между экспертами каждый из них может быть подвергнут допросу для разъяснения и уточнения сделанного им заключения.
В-третьих, при процессуальном оформлении показаний эксперта в суде отдельного протокола, в котором они были бы записаны (как это делается на предварительном следствии), не составляется. Показания эксперта заносятся в протокол судебного заседания наравне с показаниями всех других лиц, допрошенных в судебном заседании