Еловые леса на территории области сохранились небольшими массивами. На месте вырубленных еловых лесов сформировались вторичные, временные, мелколиственные – березовые, осиново-березовые и осиновые леса. Береза повислая (бородавчатая), формирующая эти леса, светолюбивое растение. К 50–60 годам рост ее прекращается, и она редко доживает до 120 лет. Береза легко заселяет вырубки и гари. В молодом возрасте растет очень быстро, поэтому легко борется с травостоем на вырубках, не страдает от заморозков. Береза пушистая по своим экологическим свойствам близка к повислой, но может произрастать на сильно заболоченной почве. На болотах чистые древостой образует береза пушистая. Осина, или тополь дрожащий, также растет очень быстро, особенно в молодом возрасте. В 20 лет достигает высоты 10 м. Но она недолговечна и обычно живет до 80–90 лет, очень редко до 140. Активно захватывает вырубки и формирует осиновые леса. Таким образом, жизненная стратегия этих светолюбивых видов соответствует принципу: быстро пришел – быстро ушел.
Сначала на лесосеках разрастаются светолюбивые травы, а затем в зависимости от вырубленного типа ельника, поселяются береза повислая, либо береза пушистая и осина. На богатых и сырых почвах доминирует осина. Вариации в ходе восстановления елового леса различны и зависят от экологических и географических условий, от того к какому именно типу принадлежал вырубленный еловый лес, произведена ли сплошная рубка, оставлена ли чистой лесосека. Но в любом из вариантов ель появляется только под пологом «временных» видов – березы и осины. Основные причины этого: слабая морозоустойчивость всходов ели, гибнущих от заморозков на открытых территориях; гибель медленно растущих всходов ели, угнетаемых травостоем на вырубках.
Смена временных типов леса происходит главным образом потому, что под их пологом микроклиматические и почвенные условия изменяются в пользу ели. Амплитуды суточных температур уменьшаются и прекращаются опасные заморозки. Лесная подстилка и умеренное затенение ограничивают задернение почвы травами, но не мешают всходам теневыносливой ели. Поэтому вскоре появляется подрост ели. Под пологом елового подроста возобновление светолюбивых видов прекращается. Еловый подрост, вырастая, входит в верхний ярус, и возникают елово-березовые или елово-осиновые леса. Позднее старые березы и осины вымирают, и на месте вырубки восстанавливается еловый лес.
Таким образом, восстановительная смена или сукцессия елового леса идет по механизму облегчения. Раннесукцессионные виды (береза и осина) создают благоприятные условия для появления всходов ели. Одним из факторов успеха ели является ее теневыносливость.
Широколиственные леса
Широколиственные леса распространены в юго-восточной части Брянской области, за пределами ареала ели европейской, на территории ландшафтов ополий и лёссовых возвышенных равнин. Под этими лесами формируются зональные серые лесные почвы. Широколиственными их называют потому, что виды растений, формирующие эти сообщества, имеют крупные листовые пластинки во всех ярусах. В составе древесного яруса обычно доминирует дуб черешчатый с участием липы сердцелистной, клена платановидного, вяза шершавого или гладкого, клена полевого, а на карбонатных грунтах – ясеня обыкновенного. Кустарниковый ярус (подлесок) почти всегда хорошо развит. В нем доминирует лещина обыкновенная с примесью свидины кравяно-красной, бересклета бородавчатого и бересклета европейского, реже жимолости лесной.
Ранней весной, как только растает снег, а деревья и кустарники стоят без листьев, поверхность почвы покрывается густым ковром ярко-желтых цветков ветреницы лютиковой, гусиного лука, чистяка весеннего, белых и лиловых цветков хохлаток полой и плотной. Продолжительность их цветения 8–10 дней. После того как деревья оделись листвой, и в лесу изменилось освещение, эти растения засыхают. Но за столь короткий период вегетации они успели дать плоды и семена. К началу лета никаких следов от них на поверхности почвы не остается, но в почве сохраняются живые клубни, луковицы и корневища этих растений, из которых на следующий год возникнут новые растения. Эту группу растений называют эфемероидами или в обиходе «подснежниками».
Летом в травяно-кустарничковом ярусе этих лесов доминируют виды широкотравья: сныть обыкновенная, зеленчук желтый, пролесник многолетний, осока волосистая, копытень европейский. На этом фоне постоянно встречаются фиалка удивительная, чина весенняя, звездчатка жестколистная, купена многоцветковая, медуница неясная и др.
Широколиственные леса сохранились небольшими массивами на фоне сельскохозяйственных земель. Леса вырубались по двум причинам. Во-первых, они давали ценную древесину, а во-вторых, под ними сформировались плодородные серые лесные почвы. По мере развития земледелия оказались не тронутыми участки лесов непригодные для использования под пашню. Территория юго-восточной и частично центральной части области (ополья) приобрела лесостепной облик. Вторичные мелколиственные березовые и осиновые леса возникают при вырубки коренных лесов. По растениям-индикаторам можно легко установить на месте, каких коренных лесов возникли вторичные леса. Если в травяно-кустарничковом ярусе березовых или осиновых лесов встречаются черника и брусника, кислица, седмичник и пятна зеленых мхов, то до вырубки это были еловые леса. Если же в этом ярусе весной растут эфемероиды, а летом виды широкотравья: сныть, копытень, осока волосистая, подмаренник душистый и нет таежных видов, то они возникли на месте широколиственных лесов.
Хорошо выраженная ярусность в широколиственных лесах обуславливает и ярусное распределение животного населения. Листовой опад деревьев и кустарников, а также травянистых растений формирует мощную подстилку (подстилочный ярус). Через ряд стадий разложения он переходит в гумусовый горизонт. Деятельное участие в разложении листового опада принимают бактерии и грибы (редуценты), а также большая группа беспозвоночных животных, поедающих отмершие части растений – сапрофагов. Ведущая роль принадлежит дождевым червям. Кроме них обильны ногохвостки, кивсяки, почвенные клещи. Эти животные вносят свой вклад в переработку листового опада на всех стадиях разложения. Они обитают как в подстилочном, так и в почвенном ярусе.
Почвенный ярус наряду с сапрофагами населяют ризофаги – потребители живой массы растений. Они поедают молодые корни, корневища, луковицы и др. Обычно это личинки жуков-щелкунов (проволочники), личинки майских жуков.
В древесном и кустарниковом ярусах поселяются и питаются древесиной насекомые-ксилофаги: личинки усачей-древосеков, личинки златок. В кронах поедают зеленые листья гусеницы различных бабочек-пядениц, шелкопрядов, листоверток, жуки-листоеды. Сосут соки растений тли, червецы, листоблошки. Всех этих насекомых, питающихся живыми частями растений, объединяют в группу фитофагов. Некоторые из фитофагов могут массово размножаться и давать вспышки. Известны вспышки зеленой дубовой листовертки. Полчища гусениц объедают листву дуба, и деревья стоят без листьев.
Немало фитофагов и среди позвоночных животных. В наземном ярусе обитают мелкие грызуны: лесная рыжая полевка, лесная и желтогорлая мыши. Крупные копытные потребляют летом зеленые листья, а зимой – ветки и кору. Это в основном лось, косуля обыкновенная. Кабан питается не только надземными частями растений, плодами, но и подземными: корневищами, клубнями, которые выкапывает из верхних горизонтов почвы. В них он находит и поедает всевозможных беспозвоночных: дождевых червей, личинок насекомых, улиток и т. д. Кабан – всеядное животное.
В древесном ярусе занимают экологическую нишу потребители семян и плодов (орехов и желудей) – садовая и лесная сони. Желудями в осенний и зимний период питается сойка. Она делает запасы желудей до 4 кг. Весной и летом сойка поедает майских жуков, гусениц бабочек, иногда разоряет гнезда мелких птиц. Многие лесные птицы (дрозды, скворцы) в период созревания плодов частично переходят на питание ими, но зерноядные птицы (зяблик, чечевица, зеленушка и др.) выкармливают птенцов насекомыми. Хищные животные населяют все яруса широколиственного леса. В почвенно-подстилочном ярусе живут жуки-жужелицы и стафилины, хищные клещи. Ведущее место среди хищных занимают рыжие муравьи, сооружающие наземные гнезда. Но в поисках пищи они обследуют все яруса леса. Много хищных в древесном ярусе, где они находят своих жертв среди листьев, под корой деревьев. Особенно заметны перепончатокрылые – осы, наездники, тахины, стрекозы. Жужелицы-красотелы прекрасно бегают по стволам деревьев и поедают гусениц пядениц и шелкопрядов. Подстилку и поверхность почвы заселяют землеройки-бурозубки. Они активны во все времена года. Съедают в день пищи в 2–4 раза превышающей собственный вес. В верхней части почвенного яруса живет крот обыкновенный. В наземном ярусе обычны и бурые лягушки.
Насекомоядные птицы собирают корм во всех ярусах леса и в кронах деревьев и лесной подстилке. В наших лесах обычны дрозды, мухоловки, славки, пеночки и синицы.
Мощность почвенного и подстилочного ярусов обеспечивает кормом громадное количество почвенных животных. В основном благодаря этим ярусам зоомасса может достигать 1 т/га и даже более, что превышает запасы зоомассы большинства биомов суши. Общие запасы биомассы в биомах широколиственных лесов очень велики – 400–500 т/га.
Биом широколиственных лесов на территории области не однороден. В его составе установлено несколько типов биогеоценозов.
Клено-дубняк снытевый. Это характерный тип для ландшафтов возвышенных лессовых равнин. Занимает слабоволнистые междуречья с серыми лесными, свежими, слабокислыми, достаточно обеспеченными азотом почвами. Диагностическими видами типа являются: клен полевой, бересклет европейский, зубянка луковичная и доминирующая в травяном покрове сныть обыкновенная. Весной в травяном покрове, кроме зубянки луковичной, обильны хохлатки полая и плотная с примесью гусиного лука.
Дубняк лещиново-снытевый, также широко распространен по нижним частям пологих склонов с серыми лесными, влажными, нейтральными, достаточно обеспеченными азотом почвами. Диагностическими видами типа являются виды-доминанты: лещина обыкновенная и сныть обыкновенная.
Ясене-дубняк снытево-пролесниковый. Распространен в незатопляемых поймах малых рек на широте ландшафтов возвышенных лессовых равнин. Диагностические виды типа: ясень обыкновенный, вяз гладкий, черемуха птичья, пролесник многолетний, чистец лесной.
Дубняк белолапчатковый. Занимает возвышенные элементы рельефа с суховатыми, серыми лесными, слабокислыми почвами. Опознается по диагностическим видам травяно-кустарничкового яруса: лапчатка белая, примула весенняя, чина черная, осока горная, клевер альпийский.
Дубняк волосистоосоковый. Распространен на светло-серых лесных, свежих, умеренно кислых, бедных азотом почвах. Диагностическими видами типа являются: осока волосистая, липа сердцелистная.
Запас древесины в дубовых лесах, в зависимости от типа, варьирует от 300 до 380 м3 на один гектар.