Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пути и формы возникновения государства у различных народов



Общие закономерности возникновения и развития государст­ва специфически проявлялись в тех или иных регионах, в различ­ных культурных и религиозных средах, у конкретных народов. Природно-климатические условия, географическое положение страны, религиозные верования и традиции оказывали влияние на процессы социальной дифференциации, лежащие в основе формирования государства. Эти факторы обусловливали кон­кретные пути и формы государствообразования у различных на­родов. Однако при том, что процесс возникновения государства у конкретного этноса, народа был уникален, условно можно вы­делить группы стран, которым были присущи некоторые общие черты в формировании государства. Это позволяет говорить о двух путях возникновения государства: восточном и западном.

Различия между ними состоят, главным образом, в том, ка­ким образом происходил процесс разрушения форм родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и на этой основе органов публичной политической власти, монополь­но правящей группы.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства. Самые древние государства возникли около пяти тысяч лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Яндзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия, которое позво­лило за счет повышения урожайности резко повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появи­лась материальная возможность содержать ничего не произ­водящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем-состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения об­щин под единым началом и централизованного управления, по­скольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства - землю.

В это время наряду с развитием экономики происходят и соци­альные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перерасп­ределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как "власть-собственность", суть которого в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности. Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодно. А поскольку наряду с зависимос­тью всех от вождей и старейшин "по должности" появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать "выборность" этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определен­ными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Постепенно родоплеменная знать превращается в обособлен­ную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляю­щую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы.

Такой (восточный, или азиатский) путь формирования государ­ственности отличался, прежде всего, тем, что политическое гос­подство возникло на основе отправления какой-либо обществен­ной функции, общественной должности. Одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов "по восточному типу" было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономичес­кими, политическими и военными функциями.

Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собствен­ность - верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она (частная собственность) не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом "свобод­ных" общинников. Помимо всего, "частный" характер этой соб­ственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вмес­те с головой.

Восточные государства в некоторых своих чертах существен­но отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европей­ского, античного рабства, основанного на частной собственнос­ти, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собствен­ностью государства (фараона) или храмов.

Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их эконо­мики лежала государственная форма собственности на основ­ные средства производства ("власть-собственность"), а частная собственность имела второстепенное значение.

Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

Основными причинами появления государства здесь были:

а) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

б) необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

в) необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Восточное общество было за­стойным, стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий, оно практически не развивалось. Так, государство в Ки­тае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX века оставалось в основном неизменным.

Свои особенности имело формирование государств в Афри­ке. Верховная власть была выборно-наследственной, система управления стро­илась на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом - для более высоких. Кроме того, правители ранних государств Африки были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населени­ем, что вытекало из представлений об их сакральности; в приня­тии важнейших решений, т. к. существовал известный проти­вовес их власти в лице совета из представителей родовой знати. В целом же и в этом регионе земного шара процесс монопо­лизации функции общественного управления общинной верхуш­кой, т. е. зарождение государства, при отсутствии частной собственности на основные средства производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в станов­лении государственности, естественный ход которого был нарушен в результате колонизации материка

Западный путь возникновения государства. Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства (чифдома), формой которого была "военная демократия", про­исходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Афинв Древней Греции. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюда­ется экономическое неравенство: у аристократов земельных наде­лов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общин­ников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патри­архальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общин­ников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военноначальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям. Трения между наследственной аристократией и массами отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать ответствен­ные государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано.

В Риме процесс формирования классов и государства в силу ряда причин тормозился и переходный к государству период растянулся на столетия. В длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью: утвер­дилось равноправие всех свободных граждан, закрепился прин­цип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социаль­но-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.

Положение качественно изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса ра­бов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализованно функцию подавления и удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. В конце концов необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н. э. к созданию мощной государственной машины.

Несколько иным путем шло становление Франкского государ­ства. Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для Рима. Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторо­го развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Ра­зорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллек­тивной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллек­тивной формы общественно-хозяйственной организации, в кото­рой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущест­венная дифференциация и социальное расслоение привели по­степенно к формированию протофеодального общества.

Завоевание франками значительных территорий Римской им­перии, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспо­собность родоплеменного строя обеспечить господство на них, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле Римской империи.

Западным путем шло развитие и многих других государств на территории Европы, таких как Древняя Русь, Ирландия и другие.

 

Контрольные вопросы

1. Как объясняли мыслители различных времен и народов происхождение государства и права?

2. В чем заключается сущность каждой теории происхождения государства и права? Расскажите о них.

3. Какие подходы к типологии государства Вы знаете?

4. В чем сущность формационного подхода? Виды формаций.

5. В чем сущность цивилизационного подхода? Виды цивилизаций.

6. Какие исторические типы государства Вы знаете? Расскажите о каждом.

7. Какие пути возникновения государства Вы знаете? Охарактеризуйте их.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.