Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методология теории государства и права



 

Теория государства и права располагает определенным арсеналом методов познания[79] для изучения интересующих ее явлений. Методы познания - это принципы, способы, приемы познания, совокупность которых принято именовать методологией науки.

Принципы познания - это те исходные, отправные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной теории государства и права, следует отнести принцип историзма, принцип объективности, принцип всесторонности, принцип конкретности и принцип плюрализма.

Принцип историзма. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвя­зи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, вскрывает их сущ­ность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

Принцип конкретности требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект позна­ния, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается най­ти, воспроизвести и создать явление, соответствующее этому знанию.

Принцип плюрализма. Речь идет о многоаспектности в исследовании го­сударства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными, она неизбежно приходит в тупик. Плю­рализм научного познания означает одновременно и его универсаль­ность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направлен­ности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическо­му подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.

В теории государства и права принято подразделять используемые ею методы[80] на философские, общенаучные и частнонаучные (специальные) (см. схему 1).

 

 

Философские методы составляют методологическую основу теории государства и права, охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения. Они говорят о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука.

К числу основных философских методов, выделяемых наукой, относятся диалектико-материалистический и идеалистический методы.

Традиционно общим методом признается метод материалистической диалектики. Выбор данного метода был обусловлен тем, что государство и право существует как социальное явление и нет никакого принципиального различия между юридическими и другими общественными науками. Работа метода материалистической диалектики осуществляется в государстве и праве, как и в других социальных и философских науках, в нескольких направлениях: от явлений, находящихся в непосредственном опыте, к их сущности, от сущности явлений к конкретному многообразию, в котором они представлены.

Значимость данного метода определяется используемыми в нем категориями как явление - сущность, количество - качество, причина - следствие, а направленность познания - не просто от незнания к знанию, а от абстракции к конкретным проявлениям того или иного явления в действительности.

Генезис и становление целого в рамках диалектического метода является воспроизводством ретроспективного, существующего в действительности отношения. Сам метод начинает работать только с уже сформировавшимися категориями и понятиями, а те понятия, которые находятся в стадии формирования, данному методу познания недоступны.

Диалектика предполагает постоянную борьбу между новым и старым, отживающим и нарождающимся, отрицание отрицания как этапы движения элементов природы и общест­ва (настоящее отвергает определенные элементы прошлого, а зародыши будущего в свою очередь отрицают неоправдавшее себя настоящее), понимание того, что абстрактной истины нет, она всегда конкретна, что истинность выводов науки про­веряется практикой, что законом поступательного развития всех элементов окружающей нас действительности, в том числе и государства и права, является единство и борьба противоположностей.

Представители другого философского направления - идеа­лизма связывают существование государства и права либо с объ­ективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Концентрируя внимание на отказе от доминирования социального над духовным, субъектив­ные идеалисты утверждают, что не внешние социальные факто­ры определяют развитие государства и права, а внутреннее ду­ховное начало, заключенное в душе индивидуума.В XX столетии получили распространение различные варианты объективно- и субъективно-идеалистических подходов к объяснению государст­ва и права. К их числу относятся прагматизм, интуи­тивизм и аксиологический подход.

Согласно основным постулатам прагматизма[81] понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит успех. Верно ли идеи о государстве и праве отражают общественные связи, это выявляется лишь при их соотнесении с конкретными практиче­скими результатами.

Интуитивизм[82] основан на анализе целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения. Уче­ный-правовед лишь в состоянии мистического соединения с богом может установить, что представляет собой право и государство.

Ак­сиологический метод (от греч. axios - ценность и logos - слово) представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.

Для познания и объяснения основных закономерностей государ­ственно-правовых явлений теория государства и права широко использует логические при­емы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией. Речь идет об общенаучных методах изучения государства и права, применяемые на отдельных стадиях научного познания, к которым относятся методы анализа и синтеза, методы индукции и дедукции, методы исторического материализма и др.

Методы анализа и синтеза. Анализ (от греч. analysis - разложение) как прием научного мышления выявляет структуру го­сударства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического ана­лиза государственно-правовой надстройки является метод формализа­ции. Он дает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второ­степенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвя­зи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решен­ные проблемы.

Анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). Синтез (от греч. synthesis - соединение) как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

Методы индукции и дедукции. Индукция (от лат. inductio - наведение, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе, т.е. общему утверждению) - это такой логический прием, который заключается в изначаль­ном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств госу­дарства и права, на основе которого затем даются обобщения различ­ного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое ме­ханизм государства (совокупность государственных органов).

Дедукция(от лат. deductio - выведение) - цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой связаны отношением логического следования. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. За­тем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные обра­зования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права, и завершить этот процесс исследованием правовой нормы и ее структуры.

Методы исторического материализма. Материализм (от лат. materialis - вещественный) - основное научное философское направление, признающее в противоположность антинаучному положению идеализма первичность материи по отношению к духу вне и независимо от сознания. Термин "материализм" употребляется с XVII веке главным образом в смысле физических представлений о материи, а с начала XVIII веке в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Историческими формами материализма являются: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б.Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм XVII-XVIII века (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм XVIII век - Ж.Ламетри, К.Гельвеций, П.Гольбах, Д.Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

К общенаучным методам также можно отнести системный, функциональный и герменевтический методы.

Системный метод изучает государство и право, государственно-правовые явления с позиции их системности.

Любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре - сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы государства, второго - нормы права. В целом же государство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право - в нормативную систему общества.

Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов государства и права, прямого и обратного влияния на государство и право внутренней и внешней среды, для предупреждения противоречий в правовой и государственной системах.

С системным тесно связан функциональный метод, который заключается в выяснение функций государства и права и их элементов.

Герменевтический метод исходит из того, что текст нормы есть документ особого мировоззрения автора, и толкуется с позиции современного исследователя совершенно по-другому. Поэтому этот метод предполагает вкладывать в исследуемые понятия именно то содержание, которые подразумевал их автор.

Общенаучные методы определяют лишь общие подходы к решению проблем юридической науки. Поэтому наряду с ними применяются частнонаучные (специальные) методы, которые используются лишь в рамках определённой науки, т.е. позволяют непосредственно получить конкретные знание по вопросам государства и права. Частнонаучные методы можно классифицировать на специальные неюридические и специальные юридические методы.

К специально неюридическим методам относятся статистические методы, методы структурного анализа, общие социальные методы, кибернетические методы.

Статистический[83] метод основан на анализе количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного явления (например, преступности, уровня законности и т.д.). Он включает наблюдение за явлениями, сводную обработку данных, их анализ и применяется при изучении явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.

Методы структурного анализа. Анализ государственно-правовых объектов как сложных систем, противоречивых по характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует применения целого комплекса методов, в том числе и тех, которые применяются в других областях современного знания.

Общие социальные методы (анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение, эксперимент и т.п.) используются для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, в области контроля над преступностью, включая ее организованные и наиболее опасные формы. Метод требует, чтобы предлагаемые научные рекомендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных факторов, конкретно и всесторонне оценивали действенность, социальную значимость и последствия решений в области права и государства.

Кибернетический[84] метод - прием, связанный с использо­ванием понятий и технических средств кибернетики (например, понятий "управление", "обратная связь") и т.д. Этот метод используется для разработки автоматизированной обработки, хра­нения, поиска правовой информации.

К специально юридическим методам относятся формально-логический метод, сравнительный метод и исторический метод.

Формально-логический или догматический[85] метод. Данный метод позволяет формулировать понятия, отражающие отдельные, общие стороны, выявлять свойства правовых явлений либо явлений в целом. Например, абстракция "субъект права". Этот метод позволяет выявить несоответствие тех или иных правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия правовых актов между собой и т.д. И, следовательно, позволяет на научной основе поставить вопросы о принятии новых законов, изменения или отмене действующих правовых актов.

Сравнительный метод включает в государственно-политической и правовой практике приемы сопоставле­ния сходных объектов познания, существующих одновременно или раздельно в известном периоде времени. Различаются макросравнение - сравнение правовых систем и микросравнение - сравнение элементов пра­вовых систем. Этот метод позволяет выявить особенности право­вых взглядов и правовых норм различных народов в различные исторические эпохи. Сравнительный анализ применяется для сравнения правовых норм в разных странах в одно и то же время или в одной и той же стране в разное время.

Исторический метод является основным способом познавания права и государства, исторических, политических и правовых учений, т.е. закономерностей становления и развития государства и права.

Совокупность указанных методов и приемов научного исследования и составляет методологию теории государства и права как науки.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.