Историческое развитие любой науки, включая теорию государства и права, связано с усложнением и увеличением числа задач, которые ставит жизнь перед данной наукой. Положение приобретает особенную остроту в переломные, поворотные периоды развития общества, государства, ибо зачастую от академических трудов по теории государства и права требуют немедленной действенной реакции, радикальных изменений в обществе. Однако право по сути своей - консервативное явление общественной жизни, ибо оно закрепляет и теоретически обосновывает устоявшиеся общественные отношения, институты, понятия.
Вместе с тем, фундаментальные науки, к которым относится теория государства и права, конструирующие теоретико-познавательные модели действительных процессов, хотя и являются абстрактными, но их нельзя считать оторванными от жизни[57].
Кроме того, следует добавить, что теория государства и права, в силу особенностей своего предмета (подробнее об этом см. главу 2 § 2.1 настоящего раздела), включает в себя и мировоззренческие аспекты государственно-правовой реальности. Мировоззренческий характер науки "выталкивает" юриста-теоретика в реальную жизнь, заставляет занять ту или иную социальную позицию в решении практических вопросов, отстаивать индивидуальные, групповые или общегосударственные интересы.
Развитие теории права и государства не только обусловлено стоящими перед ней задачами, но и связано с выполняемыми ею функциями, т.е. теория государства и права имеет самостоятельные направления в исследовательской деятельности.
Прежде всего, это гносеологическая функция[58] (от греч. gnosis - познание и ...логия - теория познания), которая выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.
Выделяется и онтологическая функция (от греч. on, род. п. ontos - сущее и ...логия - учение о бытие[59]), суть которой в нахождении и исследовании материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, изучение и анализ.
С развитием науки связана эвристическая функция (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю). Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества, учитывая динамику ее развития.
Как фундаментальная наука, теория государства и права выполняет в отношении отраслевых и специальных юридических дисциплин вполне определенную методологическую функцию (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение). Этоспособ исследования правовых и государственных явлений, планомерный путь научного познания и установления истины. Понятия и концепция теории государства и права заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.
Далее это организаторская (практически-организаторская) функция теории государства и права, связанная с заинтересованностью юриста любого направления в осуществлении на практике тех или иных теоретико-познавательных моделей, в разработке которых он принимал участие. Юридическая наука еще далека от того, чтобы охватить своим вниманием все процессы и явления современного мира, требующие соответствующего реагирования. Практически-организаторская сторона общей теории должна проявляться в поиске научно обоснованных решений и подходов к массе актуальных проблем, с которыми столкнулись различные государства в последнем десятилетии XX века. Однако в задачи теории государства и права не входит решение насущных проблем, а предвидение их появления. Отсюда такая ее функция как прогностическая.
Прогностическая функция, именуемая также социальной или прикладной (от греч. prognosis - предвидение, предсказание), призвана определить, что произойдет с этим явлением в будущем, как оно трансформируется, какое воздействие будет оказывать на другие социальные явления. Другими словами, теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой. Степень сделанных прогнозов во многом зависит от широты социально-экономического, идейно-политического и культурно-целостного видения государственно-правовой сферы в ее единстве, от использования данных всех наук.
Следующей функцией является идеологическая (от греч. idea - понятие, представление и ...логия). Идеология - система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Идеологическая функция есть лишь признание того факта, что государство и право играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в культурной сфере, в области общественного сознания. Идеологическая функция признает большую и растущую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни и сознательного выбора своего поведения, осознания ими своих субъективных прав и обязанностей, своего правового статуса.
Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.
Успешное развитие теоретической науки о государстве и праве предполагает теснейшую связь всех функций между собой, ибо открытие и прогнозы могут основываться только на практике, а она невозможна без надлежащей реализации онтологической и методологической функций, которые, в свою очередь, без учета политической и идеологической функций могут не достичь своих целей.
Контрольные вопросы
1. Какие позиции, выделенные учеными, существуют в определении философии права?
2. В чем сущность философии права?
3. Раскройте понятие социология относительно ее места в системе социальных наук? Кто является основателем данной науки?
4. Какие существуют течения в социологии права относительно ее места в системе социальных наук?
5. Когда сформировалась категория "социология права"?
6. Что такое энциклопедия права?
7. Какие функции науки о государстве и праве Вы знаете?