Тема 1.1. Оценка речи как высшей психической функции.
1.1.1. Выбрать правильный ответ:
Средство кодирования опыта, средство общения, регулятор поведения – это
А) структурные компоненты речи;
Б) виды речевого высказывания;
В) функции речи.
1.1.2. Выбрать правильный ответ:
Устная речь, письменная речь, внутренняя речь – это
А) структурные компоненты речи;
Б) функции речи;
В) виды речевого высказывания.
1.1.3. Выбрать правильный ответ:
Звукопроизношение, связное высказывание, словарь, грамматический строй – это
А) функции речи;
Б) виды речевого высказывания;
В) структурные компоненты речи.
1.1.4. Выбрать правильный ответ:
Говорение, слушание, письмо, чтение – это
А) структурные компоненты речи;
Б) виды речевого высказывания;
В) виды речевой деятельности.
1.1.5. Выбрать правильный ответ:
Артикуляция, фонация, просодика – это
А) структурные компоненты речи;
Б) виды речевого высказывания;
В) речевые средства.
Тема 1.2. Методы психолого-педагогической
диагностики детей с речевыми нарушениями
1.2.1. Выбрать правильный ответ.
Целью какого метода изучения психики является изучение психических проявлений в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений:
А) наблюдения;
Б) эксперимента;
В) изучения результатов деятельности.
1.2.2. Выбрать правильный ответ.
Целью какого метода изучения психики является изучение различных проявлений психики ребенка в условиях естественной деятельности при минимальном вмешательстве извне:
А) эксперимента;
Б) наблюдения;
В) изучения результатов деятельности.
1.2.3. Выбрать правильный ответ.
Целью какого метода изучения психики является сбор фактического материала для изучения особенностей психического развития:
А) эксперимента;
Б) изучения результатов деятельности;
В) изучения документации.
1.2.4. Выбрать правильный ответ
Целью какого метода изучения психики является сбор анамнестических данных и получение представления о причинах отклонений в развитии:
А) изучения результатов деятельности;
Б) изучения документации.
В) эксперимента.
1.2.5. Выбрать правильный ответ
Целью какого метода изучения психики является выяснение особенностей психических проявлений ребенка в процессе личного общения с ребенком, с родителями, лицами из микросоциального окружения ребенка:
А) изучения результатов деятельности;
Б) беседы;
В) эксперимента.
Тема 1.3. Принципы психолого-педагогической
диагностики детей с речевыми нарушениями
1.3.1. Раскройте сущность такого принципа психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями как «принцип комплексного подхода».
1.3.2. Раскройте сущность такого принципа психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями как «принцип качественного анализа структуры дефекта».
1.3.3. Раскройте сущность такого принципа психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями как «принцип целостного анализа психического развития ребенка».
1.3.4. Раскройте сущность такого принципа психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями как «принцип динамического изучения».
1.3.5. Раскройте сущность такого принципа психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями как «принцип учета возрастных особенностей детского развития».
2. Особенности дизонтогенетического развития детей
с речевыми расстройствами
Тема 2.1. Характеристика психического развития
детей с речевыми нарушениями
2.1.1. Выберите правильный ответ
Для пациентов с каким речевым нарушением характерно болезненная фиксация на дефекте?
А) заикание;
Б) дизартрия;
В) дислалия.
2.1.2. Выберите правильный ответ
Для пациентов с каким речевым нарушением, характерны наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса?
А) дизартрия;
Б) дислалия;
В) ринолалия.
2.1.3. Выберите правильный ответ
Для пациентов с какой речевой патологией характерны замедленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объему движения; замедленность и расстройства восприятия и памяти, внимания, мышления; склонность к стереотипиям, персевирациям, нарушениям ориентировки?
А) брадилалия;
Б) тахилалия;
В) заикание.
2.1.4. Выберите правильный ответ
Для пациентов с какой речевой патологией характерны быстрые и стремительные движения, общее моторное беспокойство, вазомоторные реакции во время речи, повышенная переключаемость внимания, недостаточный объем зрительной, слуховой памяти, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, недисциплинированность
А) тахилалия;
Б) брадилалия;
В) заикание.
2.1.5. Выберите правильный ответ
Для пациентов с какой речевой патологией характерно преобладающее нарушение вербальной памяти, снижение активной направленности в процессе припоминания сюжетной линии, последовательности событий, недостаточная активность наблюдательности; возможен речевой негативизм, замкнутость?
А) моторная алалия;
Б) дизартрия;
В) ринолалия.
Тема 2.2. Дифференциация нарушений речевого развития
с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией
2.2.1. Выбрать правильный ответ
Общее недоразвитие речи наблюдается у
А) детей с моторной алалией;
Б) детей с умственной отсталостью;
В) слабослышаших детей.
2.2.2. Выбрать правильный ответ
Системное недоразвитие речи наблюдается у
А) детей с умственной отсталостью;
Б) детей с моторной алалией;
В) слабослышаших детей.
2.2.3. Выбрать правильный ответ
При ДЦП преобладает следующий вид речевого нарушения
А) дизартрия;
Б) дислалия;
В) ринолалия.
2.2.4. Выбрать правильный ответ
При ЗПР нарушения речи наблюдаются по типу
А) ОНР;
Б) системного недоразвития речи;
В) ФФНР.
2.2.5. Выбрать правильный ответ
Тактильная дислексия наблюдается у:
А) слепых детей;
Б) умственно отсталых детей;
В) глухих детей.
3. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда
Тема 3.1. Организация диагностической деятельности логопеда
3.1.1. Выбрать правильный ответ
Результаты логопедического обследования ребенка отражаются
А) в речевой карте;
Б) в индивидуальной тетради;
В) в годовом плане.
3.1.2. Выбрать правильный ответ
В содержание диагностического обследования ребенка на ПМПК
А) входит логопедическое обследование;
Б) не входит логопедическое обследование;
В) логопедическое обследование проводится по показаниям.
3.1.3. Выбрать правильный ответ
Диагностическая деятельность логопеда предусмотрена
А) с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая;
Б) в течение всего учебного года;
В) сроки диагностической деятельности не определены.
3.1.4. Выбрать правильный ответ
По результатам логопедического обследования логопед
А) комплектует группы и подгруппы для занятий;
Б) определяет точные сроки коррекционного обучения;
В) оформляет логопедический кабинет.
3.1.5. Выбрать правильный ответ
В логопедическом заключении характер нарушения речи рекомендуется указывать на основе
А) психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации;
Б) клинико-педагогической классификации;
В) психолого-педагогической классификации.
Тема 3.2. Психолого-педагогическая диагностика и комплектация
специальных учреждений для лиц с нарушениями речи
3.2.1. Определите вид нарушения у ребенка и тип образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь.
Ребенку 5 лет 9 мес. Не умеет самостоятельно одеваться. Двигательно неловок. Во время обследования незнакомыми специалистами смеялся, пытался обнять, на замечания не реагировал. Предъявляемые картинки не заинтересовали его (он брал их, бросал, отодвигал в сторону). Грубые нарушения звуковой и слоговой структуры слов. Словарный запас крайне ограничен. Фраза аграмматична. Названия частей тела знает, правильно показывает. Правую – левую стороны путает. Родовые категории (одежда, обувь, пища и др.) не усвоены, хотя с ребенком много занимаются родители и логопед.
3.2.2. Определите вид нарушения у ребенка и тип образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь.
Ребенок 5 лет. Раннее речевое развитие характеризуется появлением первых слов в 2 года, словосочетаний в – 3, словарь пополнялся медленно. Физический слух в норме. Физическое развитие характеризуется соматической ослабленностью, частыми простудными заболеваниями. Поведение адекватно, правильно понимает и оценивает ситуацию, интересуется игрушками, способен развернуть сюжетную игру. В речи отмечается бедность словарного запаса, фраза аграмматична. Грубое нарушение звукопроизношения, отмечается недифференцированное произношение свистящих и шипящих звуков. Нарушена слоговая структура слова: сокращает слова сложной слоговой структуры, при стечении согласных добавляется гласный звук.
3.2.3. Определите вид нарушения у ребенка и тип образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь.
Ребенок 6 лет. Состояние органов артикуляционного аппарата в норме. Состояние речевой моторики – норма, физический слух сохранен. Состояние голосовой функции не нарушено. Темп речи в норме. Звукопроизношение характеризуется смешением свистящих и шипящих. Фонематические процессы нарушены.
3.2.4. Определите вид нарушения у ребенка и тип образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь.
Ребенок 5 лет. Жалобы родителей на смазанную речь. В анамнезе: длительный безводный период при родах, обвитие пуповины. Вскармливание искусственное. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата в норме. Речевая моторика – не может долго удержать артикуляционную позу, объем движений ограничен. Мимика бедная. Голос слабый, тихий. В звукопроизношении наблюдается замена свистящих звуков на шипящие, звук «л» отсутствуют, «р» – горловое. Фонематический слух не развит. Развитие связной речи и грамматического строя не соответствует возрасту.
3.2.5. Определите вид нарушения у ребенка и тип образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь.
Ребенок 6 лет. В анамнезе: родовая травма, искусственное вскармливание. Жалобы родителей на нечеткую, монотонную, смазанную речь. При обследовании звукопроизношения отмечено искажение свистящих и шипящих звуков. Отсутствие звука «л», «р». Отмечается нарушение слоговой структуры слов. Голос с гнусавым оттенком, быстро истощается. Выдох слабый. Фонематический слух недостаточно развит. Грамматический строй и словарный запас соответствует возрасту. Моторное развитие отстает от возрастной нормы.
II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ
Промежуточный контроль проводится в ходе проверки самостоятельной работы студентов по каждой теме. По окончании курса студент пишет реферат. Итоговый контроль проводится в виде зачета (тест).
Примерные вопросы к зачету
1. Психолого-педагогическая диагностика как раздел специальной психологии. Предмет, цели, задачи.
2. История развития психолого-педагогической диагностики.
3. Принципы психолого-педагогической диагностики.
4. Методы психолого-педагогической диагностики.
5. Обучающий эксперимент в системе методов диагностического исследования.
6. Наблюдение: сущность, роль в диагностическом исследовании.
7. Коррекционные методы в структуре психолого-педагогического исследования.
8. Диагностика познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
9. Содержание психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии.
10. Методы исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии.