Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выборочные тестовые задания для самоподготовки и самопроверки



 

1. Теоретические основы психолого-педагогической

диагностики детей с речевыми нарушениями

Тема 1.1. Оценка речи как высшей психической функции.

1.1.1. Выбрать правильный ответ:

Средство кодирования опыта, средство общения, регулятор поведения – это

А) структурные компоненты речи;

Б) виды речевого высказывания;

В) функции речи.

1.1.2. Выбрать правильный ответ:

Устная речь, письменная речь, внутренняя речь – это

А) структурные компоненты речи;

Б) функции речи;

В) виды речевого высказывания.

 

1.1.3. Выбрать правильный ответ:

Звукопроизношение, связное высказывание, словарь, грамматический строй – это

А) функции речи;

Б) виды речевого высказывания;

В) структурные компоненты речи.

 

1.1.4. Выбрать правильный ответ:

Говорение, слушание, письмо, чтение – это

А) структурные компоненты речи;

Б) виды речевого высказывания;

В) виды речевой деятельности.

 

1.1.5. Выбрать правильный ответ:

Артикуляция, фонация, просодика – это

А) структурные компоненты речи;

Б) виды речевого высказывания;

В) речевые средства.

 

 

Тема 1.2. Методы психолого-педагогической

диагностики детей с речевыми нарушениями

1.2.1. Выбрать правильный ответ.

Целью какого метода изучения психики является изучение психических проявлений в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений:

А) наблюдения;

Б) эксперимента;

В) изучения результатов деятельности.

1.2.2. Выбрать правильный ответ.

Целью какого метода изучения психики является изучение различных проявлений психики ребенка в условиях естественной деятельности при минимальном вмешательстве извне:

А) эксперимента;

Б) наблюдения;

В) изучения результатов деятельности.

 

1.2.3. Выбрать правильный ответ.

Целью какого метода изучения психики является сбор фактического материала для изучения особенностей психического развития:

А) эксперимента;

Б) изучения результатов деятельности;

В) изучения документации.

 

1.2.4. Выбрать правильный ответ

Целью какого метода изучения психики является сбор анамнестических данных и получение представления о причинах отклонений в развитии:

А) изучения результатов деятельности;

Б) изучения документации.

В) эксперимента.

 

1.2.5. Выбрать правильный ответ

Целью какого метода изучения психики является выяснение особенностей психических проявлений ребенка в процессе личного общения с ребенком, с родителями, лицами из микросоциального окружения ребенка:

А) изучения результатов деятельности;

Б) беседы;

В) эксперимента.

 

Тема 1.3. Принципы психолого-педагогической

диагностики детей с речевыми нарушениями

1.3.1. Раскройте сущность такого принципа психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями как «принцип комплексного подхода».

1.3.2. Раскройте сущность такого принципа психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями как «принцип качественного анализа структуры дефекта».

1.3.3. Раскройте сущность такого принципа психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями как «принцип целостного анализа психического развития ребенка».

1.3.4. Раскройте сущность такого принципа психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями как «принцип динамического изучения».

1.3.5. Раскройте сущность такого принципа психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями как «принцип учета возрастных особенностей детского развития».

 

2. Особенности дизонтогенетического развития детей

с речевыми расстройствами

 

Тема 2.1. Характеристика психического развития

детей с речевыми нарушениями

2.1.1. Выберите правильный ответ

Для пациентов с каким речевым нарушением характерно болезненная фиксация на дефекте?

А) заикание;

Б) дизартрия;

В) дислалия.

 

2.1.2. Выберите правильный ответ

Для пациентов с каким речевым нарушением, характерны наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса?

А) дизартрия;

Б) дислалия;

В) ринолалия.

 

2.1.3. Выберите правильный ответ

Для пациентов с какой речевой патологией характерны замедленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объему движения; замедленность и расстройства восприятия и памяти, внимания, мышления; склонность к стереотипиям, персевирациям, нарушениям ориентировки?

А) брадилалия;

Б) тахилалия;

В) заикание.

 

2.1.4. Выберите правильный ответ

Для пациентов с какой речевой патологией характерны быстрые и стремительные движения, общее моторное беспокойство, вазомоторные реакции во время речи, повышенная переключаемость внимания, недостаточный объем зрительной, слуховой памяти, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, недисциплинированность

А) тахилалия;

Б) брадилалия;

В) заикание.

 

2.1.5. Выберите правильный ответ

Для пациентов с какой речевой патологией характерно преобладающее нарушение вербальной памяти, снижение активной направленности в процессе припоминания сюжетной линии, последовательности событий, недостаточная активность наблюдательности; возможен речевой негативизм, замкнутость?

А) моторная алалия;

Б) дизартрия;

В) ринолалия.

 

Тема 2.2. Дифференциация нарушений речевого развития

с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией

2.2.1. Выбрать правильный ответ

Общее недоразвитие речи наблюдается у

А) детей с моторной алалией;

Б) детей с умственной отсталостью;

В) слабослышаших детей.

 

2.2.2. Выбрать правильный ответ

Системное недоразвитие речи наблюдается у

А) детей с умственной отсталостью;

Б) детей с моторной алалией;

В) слабослышаших детей.

 

2.2.3. Выбрать правильный ответ

При ДЦП преобладает следующий вид речевого нарушения

А) дизартрия;

Б) дислалия;

В) ринолалия.

 

2.2.4. Выбрать правильный ответ

При ЗПР нарушения речи наблюдаются по типу

А) ОНР;

Б) системного недоразвития речи;

В) ФФНР.

 

2.2.5. Выбрать правильный ответ

Тактильная дислексия наблюдается у:

А) слепых детей;

Б) умственно отсталых детей;

В) глухих детей.

 

 


3. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда

 

Тема 3.1. Организация диагностической деятельности логопеда

3.1.1. Выбрать правильный ответ

Результаты логопедического обследования ребенка отражаются

А) в речевой карте;

Б) в индивидуальной тетради;

В) в годовом плане.

 

3.1.2. Выбрать правильный ответ

В содержание диагностического обследования ребенка на ПМПК

А) входит логопедическое обследование;

Б) не входит логопедическое обследование;

В) логопедическое обследование проводится по показаниям.

 

3.1.3. Выбрать правильный ответ

Диагностическая деятельность логопеда предусмотрена

А) с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая;

Б) в течение всего учебного года;

В) сроки диагностической деятельности не определены.

 

3.1.4. Выбрать правильный ответ

По результатам логопедического обследования логопед

А) комплектует группы и подгруппы для занятий;

Б) определяет точные сроки коррекционного обучения;

В) оформляет логопедический кабинет.

 

3.1.5. Выбрать правильный ответ

В логопедическом заключении характер нарушения речи рекомендуется указывать на основе

А) психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации;

Б) клинико-педагогической классификации;

В) психолого-педагогической классификации.

 

Тема 3.2. Психолого-педагогическая диагностика и комплектация

специальных учреждений для лиц с нарушениями речи

3.2.1. Определите вид нарушения у ребенка и тип образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь.

Ребенку 5 лет 9 мес. Не умеет самостоятельно одеваться. Двигательно неловок. Во время обследования незнакомыми специалистами смеялся, пытался обнять, на замечания не реагировал. Предъявляемые картинки не заинтересовали его (он брал их, бросал, отодвигал в сторону). Грубые нарушения звуковой и слоговой структуры слов. Словарный запас крайне ограничен. Фраза аграмматична. Названия частей тела знает, правильно показывает. Правую – левую стороны путает. Родовые категории (одежда, обувь, пища и др.) не усвоены, хотя с ребенком много занимаются родители и логопед.

 

3.2.2. Определите вид нарушения у ребенка и тип образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь.

Ребенок 5 лет. Раннее речевое развитие характеризуется появлением первых слов в 2 года, словосочетаний в – 3, словарь пополнялся медленно. Физический слух в норме. Физическое развитие характеризуется соматической ослабленностью, частыми простудными заболеваниями. Поведение адекватно, правильно понимает и оценивает ситуацию, интересуется игрушками, способен развернуть сюжетную игру. В речи отмечается бедность словарного запаса, фраза аграмматична. Грубое нарушение звукопроизношения, отмечается недифференцированное произношение свистящих и шипящих звуков. Нарушена слоговая структура слова: сокращает слова сложной слоговой структуры, при стечении согласных добавляется гласный звук.

 

3.2.3. Определите вид нарушения у ребенка и тип образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь.

Ребенок 6 лет. Состояние органов артикуляционного аппарата в норме. Состояние речевой моторики – норма, физический слух сохранен. Состояние голосовой функции не нарушено. Темп речи в норме. Звукопроизношение характеризуется смешением свистящих и шипящих. Фонематические процессы нарушены.

 

3.2.4. Определите вид нарушения у ребенка и тип образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь.

Ребенок 5 лет. Жалобы родителей на смазанную речь. В анамнезе: длительный безводный период при родах, обвитие пуповины. Вскармливание искусственное. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата в норме. Речевая моторика – не может долго удержать артикуляционную позу, объем движений ограничен. Мимика бедная. Голос слабый, тихий. В звукопроизношении наблюдается замена свистящих звуков на шипящие, звук «л» отсутствуют, «р» – горловое. Фонематический слух не развит. Развитие связной речи и грамматического строя не соответствует возрасту.

 

3.2.5. Определите вид нарушения у ребенка и тип образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь.

Ребенок 6 лет. В анамнезе: родовая травма, искусственное вскармливание. Жалобы родителей на нечеткую, монотонную, смазанную речь. При обследовании звукопроизношения отмечено искажение свистящих и шипящих звуков. Отсутствие звука «л», «р». Отмечается нарушение слоговой структуры слов. Голос с гнусавым оттенком, быстро истощается. Выдох слабый. Фонематический слух недостаточно развит. Грамматический строй и словарный запас соответствует возрасту. Моторное развитие отстает от возрастной нормы.


II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Промежуточный контроль проводится в ходе проверки самостоятельной работы студентов по каждой теме. По окончании курса студент пишет реферат. Итоговый контроль проводится в виде зачета (тест).

Примерные вопросы к зачету

1. Психолого-педагогическая диагностика как раздел специальной психологии. Предмет, цели, задачи.

2. История развития психолого-педагогической диагностики.

3. Принципы психолого-педагогической диагностики.

4. Методы психолого-педагогической диагностики.

5. Обучающий эксперимент в системе методов диагностического исследования.

6. Наблюдение: сущность, роль в диагностическом исследовании.

7. Коррекционные методы в структуре психолого-педагогического исследования.

8. Диагностика познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

9. Содержание психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии.

10. Методы исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.