Тема 1. Оценка речи как высшей психической функции
Содержание темы. Психолого-педагогическая диагностика в логопедии. Оценка речи как высшей психической функции, характеристика личности ребенка. Отношение между речью и психикой. Место речи в психической деятельности. Соотношения: речь- сознание; личность; мышление; память; восприятие; эмоции и другие категории психики. Проблема связи речи и мышления. Значение знаний о соотношении речи и психики для логопеда.
Основания, позволяющие распознавать те или иные отклонения и типизировать их в соответствии с имеющимися в науке представлениями. Методологические требования к средствам психолого-педагогического исследования, проводимого с целью диагностики. Основы конструирования и проверки по критериям научности разрабатываемого содержания, методов и форм организации деятельности ребенка в процессе диагностического исследования.
Основополагающие идеи отечественных дефектологов и психологов о единстве биологических и социальных факторов в развитии, о единстве основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о специфических особенностях развития аномальных детей, о первичных и вторичных дефектах.
Тема 2. Методы психолого-педагогической диагностики
детей с речевыми нарушениями
Содержание темы. Методологические требования к средствам психолого-педагогического исследования, проводимого с целью диагностики.
Методы и приемы психолого-педагогического исследования. Методы: беседа, наблюдение, анкетирование, изучение продуктов деятельности детей, изучение сведений клинического обследования (невропатолог, нейропсихолог, психиатр, ЛОР).
Приемы наглядные, словесные, практические.
Наблюдение как метод исследования ребенка с речевой патологией в естественных условиях Основные критерии анализа вербального поведения в процессе разумных видов деятельности.
Схема психолого-педагогического наблюдения. Способы анализа и интерпретация полученных данных.
Изучение истории развития ребенка. Особенности сбора информации в беседе с родителями. Учет их психологических особенностей. Процедуры проведения беседы с родителями. Принципы отбора материала для проведения беседы, учет культурно-образовательного уровня родителей, учет фактора наличия ребенка с отклонениями в развитии и психологических особенностей, психотерапевтическая направленность беседы с родителями. Методы анкетирования в работе с родителями.
Психолого-педагогический эксперимент как фopмa диагностического изучения детей с речевыми нарушениями. Выявление актуального уровня развития и потенциальных возможностей, гипотеза исследования. Содержание, цели и задачи эксперимента Способы анализа полученных результатов. Выводы об эффектности формирующих воздействий, направленных на оптимизацию коррекционного обучения.
Тестирование как метод психолого-педагогической диагностики. Виды тестов, применяемых в специальной педагогике и психологии аномальногоребенка. Критериально-ориентированное тестирование, особенности конструирования. КОРТ на основе определенной содержательной области знания, системы диагностических заданий, процедура тестирования. Заключение о специфических трудностях овладения деятельностью, действием, операцией и возможности целенаправленного управления развитием с учетом своеобразияэтих трудностей.
Тема 3. Принципы психолого-педагогической
диагностики детей с речевыми нарушениями
Содержание темы. Задачи и принципы психолого-педагогической диагностики.
Принципы: комплексности, доступности, системного структурно-динамического изучения, качественного анализа структуры дефекта, целостного анализа психического развития ребенка.
Принципы анализа речевых нарушений (Р. Е. Левина): принцип развития, принцип деятельностного подхода, принцип системного подхода, принцип связи и речи с другими сторонами психического развития.
Использование общедидактических принципов в психолого-педагогической диагностике. Учет возрастных особенностей, социального и семейного окружения, этиологических и патогенетических факторов.
Клиническое обследование детей с речевой патологией.
Первичность клинического обследования. Этапы клинического обследования. Сбор анамнеза внутриутробного развития, периода новорожденности, дошкольного возраста и младшего школьного. Соматогенное обследование. Психопатологическое исследование. Электрофизиологическое исследование.
Комплексный подход в оценке ребенка с нарушениями развития. Компетенция специалистов. Специфические методы изучения, интеграция комплексной информации. Взаимосвязь между специалистами, роль логопеда в клинико-психолого-педагогической квалификации типа нарушенного развития.
Системное изучение ребенка как важнейший методологический принцип специальной педагогики и психологии. Типы диагноза (этиологический, симп-томатический, типологический и пр.). Понятие о первичном расстройстве, вторичных, третичных нарушениях. Иерархические отношения между выявленными симптомами.
Онтогенетический и патогенетический принципы Среднестатистические показатели развития психических функций на каждом возрастном этапе. Своеобразие развития функции, обусловленное характером мозговой дисфункции. Социальнозаданный ориентир как критерий компенсированности патологических изменений в процессе обучения. Качественные особенности критериального уровня речевого развития при различных патогенетических механизмах нарушений и учет этих показателей в процеcce психолого-педагогической диагностики.