К. п. н., доцент кафедры логопедии Пермского государственного педагогического университета О.Н.Тверская
Учебно-методический комплекс курса «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и соответствует положениям основной образовательной программы по специальности «Логопедия».
Курс «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями» относится к дисциплинам предметной подготовки, федеральный компонент (ДПП.Ф.05), является обязательной для изучения.
Адресовано студентам, обучающимся по специальности 050715.65 «Логопедия».
Согласование с деканом обучающего факультета:
Декан _____________________ И.Ю. Ильина
Директор библиотеки______________ ________ Г.М. Подгорных
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы
4. Содержание курса
5. Темы практических и семинарских занятий
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)
7. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов
8. Учебно-методическое обеспечение
8.1. Литература
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
8.3 Методические указания студентам
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
Цели и задачи изучения дисциплины
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями». Курс базируется на межпредметной основе с использованием знаний, полученных студентами при изучении медицинских и психолого-педагогических дисциплин: «Речевые сенсорные системы и их нарушения», «Невропатология», «Общая психология», «Детская психология», «Логопсихология», «Логопедия», «Онтогенез речевой деятельности» и др., что помогает студентам успешнее овладевать знаниями по данной дисциплине. Преподавание курса «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями» направлено на формирование у студентов интереса к будущей профессии и профессиональных практических возможностей по изучению детей, а также интереса учителя-логопеда к ребенку и его родителям.
Цель данного курса - формирование практических умений, позволяющих осуществить психолого-педагогическое изучение детей с речевой патологией и квалифицировать тип речевого нарушения, на основе изучения методов и принципов психолого-педагогической диагностики речевых нарушений.
Задачи дисциплины:
ознакомить с содержанием диагностического обследования, принципами проведения диагностического обследования;
обеспечить усвоение методик, приемов, методических средств диагностики.
Выписка из ГОС
ДПП.Ф.05
Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями
Оценка речи как высшей психической функции. Методологические требования к средствам психолого-педагогического исследования, проводимого с целью диагностики. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами. Методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, изучение истории развития ребенка, анкетирование родителей, психолого-педагогический эксперимент, тестирование и др.). Принципы психолого-педагогической диагностики. Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в развитии. Дифференциация нарушений речевого развития (различных типологических вариантов) с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда.