Содержание темы. Понятие о дизонтогенезе. Параметры, определяющие характер дизонтогенетического развития. Время возникновения повреждения нервной системы, взаимоотношения между первичным дефектом и вторичными признаками, нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.
Иерархический, многоуровневый тип взаимодействия, формирующийся в процессе усложняющейся предметной деятельности и общения.
Закон гетерохронии как разновременность формирования различных функций. Основные проявления асинхронии развития: ретардация как незавершенность периодов развития, патологическая акселерация отдельных функций, сочетание указанных явлений. Общие закономерности аномального развития. Нарушение словесного опосредования, снижение скорости приема и переработки вербальной информации, трудности кодирования, трудности формирования понятий. Недостаточность развития способности к переносу опыта в новые условия.
Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами. Неравномерность развития функций речи, диссоциация в функционировании вербальных и невербальных сфер психической деятельности.
Проблема периодизации психического развития детей с речевой патологией. Характеристика симптомокомплексов речевых нарушений при различных патогенетических механизмах в контексте общего психического развития (лингвистические, паралингвистические и кинетические средства коммуникации, особенности познавательной сферы, аффективные процессы, особенности поведения).
Тема 5. Дифференциация нарушений речевого развития
(различных типологических вариантов) с сенсорной,
интеллектуальной и эмоциональной патологией.
Содержание темы. Параметры дифференциальной диагностики детей с тяжелой речевой патологией от сходных состояний: особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти. Восприятия, внимания, особенности эмоционально-волевой и личностной сфер.
Раздел 3. Организация и содержание диагностической
Деятельности логопеда
Тема 6. Организация диагностической деятельности логопеда
Содержание темы. Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями развития.
Психолого-педагогическая диагностика (ППД) как специальная область профессиональной деятельности. Место ППД среди других направлений работы логопеда. Психодиагностические функции учителя-логопеда. Требования, предъявляемые к специалисту как диагносту. Профессионально-этические аспекты психолого-педагогической диагностики. Принцип научной обоснованности исследовательских методов. Знание общих и специфических закономерностей развития детей с различными отклонениями, гуманистический принцип деятельности логопеда. Принцип целесообразности и эффективности рекомендаций.
Конструирование и апробация диагностических средств адекватных специфическим задачам изучения ребенка с речевыми нарушениями.
Психолого-педагогическое изучение детей в процессе индивидуального обследования. Диагностическая роль, содержание и структура фронтальных (групповых) логопедических занятий.
Консультативно-диагностическая и методическая работа логопеда с учителями, воспитателями и родителями ребенка с речевой патологией.
Психолого-педагогическая документация ребенка с речевыми нарушениями. Психолого-педагогическая характеристика. Логопедическое заключение в системе комплексного обследования данных.
Методическая обеспеченность диагностического процесса. Наглядно-дидактические средства. Содержание диагностической деятельности логопеда в структуре медико-психолого-педагогической консультации.
Тема 7. Психолого-педагогическая диагностика и комплектация
специальных учреждений для лиц с нарушениями речи
Содержание темы. Понятие «обучаемость» в специальной психологии и педагогике. Дифференциация понятий «научение» – «обучение» – «обучаемость» – «обученность». Параметры оценки обучаемости. Основные психодиагностические подходы (модели) в изучении детей с нарушениями в развития в контексте адекватности их использования при решении диагностических задач исследования лиц с речевыми нарушениями. Роль обучения в диагностике коммуникативно-познавательных расстройств в детском возрасте. Научные основы создания психолого-педагогических моделей диагностического исследования.
Содержательная область информации об окружающей действительности как основа изучения структур репрезентации знаний. Образ «Я» и система представлений о мире.
Диагностика пространственных, временных и количественных понятий в системе комплексного знания о функциональном базисе речи и специфике ее нарушений.
Особенности изучения умственного развития детей с различными патогенетическими формами речевых нарушений. Определение типа познавательного расстройства с учетом фактора словесного опосредования познавательных процессов. Дифференциация нарушений речевого развития (различных типологических вариантов) с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией.