Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел 2. Особенности дизонтогенетического развития



Детей с речевыми расстройствами

Тема 4. Характеристика психического развития

детей с речевыми нарушениями

Содержание темы. Понятие о дизонтогенезе. Параметры, определяющие характер дизонтогенетического развития. Время возникновения повреждения нервной системы, взаимоотношения между первичным дефектом и вторичными признаками, нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Иерархический, многоуровневый тип взаимодействия, формирующийся в процессе усложняющейся предметной деятельности и общения.

Закон гетерохронии как разновременность формирования различных функций. Основные проявления асинхронии развития: ретардация как незавершенность периодов развития, патологическая акселерация отдельных функций, сочетание указанных явлений. Общие закономерности аномального развития. Нарушение словесного опосредования, снижение скорости приема и переработки вербальной информации, трудности кодирования, трудности формирования понятий. Недостаточность развития способности к переносу опыта в новые условия.

Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами. Неравномерность развития функций речи, диссоциация в функционировании вербальных и невербальных сфер психической деятельности.

Проблема периодизации психического развития детей с речевой патологией. Характеристика симптомокомплексов речевых нарушений при различных патогенетических механизмах в контексте общего психического развития (лингвистические, паралингвистические и кинетические средства коммуникации, особенности познавательной сферы, аффективные процессы, особенности поведения).

 

Тема 5. Дифференциация нарушений речевого развития

(различных типологических вариантов) с сенсорной,

интеллектуальной и эмоциональной патологией.

Содержание темы. Параметры дифференциальной диагностики детей с тяжелой речевой патологией от сходных состояний: особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти. Восприятия, внимания, особенности эмоционально-волевой и личностной сфер.


Раздел 3. Организация и содержание диагностической

Деятельности логопеда

Тема 6. Организация диагностической деятельности логопеда

Содержание темы. Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями развития.

Психолого-педагогическая диагностика (ППД) как специальная область профессиональной деятельности. Место ППД среди других направлений работы логопеда. Психодиагностические функции учителя-логопеда. Требования, предъявляемые к специалисту как диагносту. Профессионально-этические аспекты психолого-педагогической диагностики. Принцип научной обоснованности исследовательских методов. Знание общих и специфических закономерностей развития детей с различными отклонениями, гуманистический принцип деятельности логопеда. Принцип целесообразности и эффективности рекомендаций.

Конструирование и апробация диагностических средств адекватных специфическим задачам изучения ребенка с речевыми нарушениями.

Психолого-педагогическое изучение детей в процессе индивидуального обследования. Диагностическая роль, содержание и структура фронтальных (групповых) логопедических занятий.

Консультативно-диагностическая и методическая работа логопеда с учителями, воспитателями и родителями ребенка с речевой патологией.

Психолого-педагогическая документация ребенка с речевыми нарушениями. Психолого-педагогическая характеристика. Логопедическое заключение в системе комплексного обследования данных.

Методическая обеспеченность диагностического процесса. Наглядно-дидактические средства. Содержание диагностической деятельности логопеда в структуре медико-психолого-педагогической консультации.

 

Тема 7. Психолого-педагогическая диагностика и комплектация

специальных учреждений для лиц с нарушениями речи

Содержание темы. Понятие «обучаемость» в специальной психологии и педагогике. Дифференциация понятий «научение» – «обучение» – «обучаемость» – «обученность». Параметры оценки обучаемости. Основные психодиагностические подходы (модели) в изучении детей с нарушениями в развития в контексте адекватности их использования при решении диагностических задач исследования лиц с речевыми нарушениями. Роль обучения в диагностике коммуникативно-познавательных расстройств в детском возрасте. Научные основы создания психолого-педагогических моделей диагностического исследования.

Содержательная область информации об окружающей действительности как основа изучения структур репрезентации знаний. Образ «Я» и система представлений о мире.

Диагностика пространственных, временных и количественных понятий в системе комплексного знания о функциональном базисе речи и специфике ее нарушений.

Особенности изучения умственного развития детей с различными патогенетическими формами речевых нарушений. Определение типа познавательного расстройства с учетом фактора словесного опосредования познавательных процессов. Дифференциация нарушений речевого развития (различных типологических вариантов) с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.