— На какой вопрос отвечают слова-синонимы? (Что делает?)
— Что обозначают названные слова-синонимы? (Дейст вие — это глаголы.)
— Запишите синонимы.
ОБРАЗЕЦ: Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет (что делает?) — это глаголы.
— Как вы думаете, зачем в стихотворении употреблены слова-синонимы?
На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок.
(Н. Некрасов)
— Назовите слова-синонимы. (Рябой, пестрый.)
— На какой вопрос отвечают слова-синонимы? (Какой?)
— Что обозначают названные слова-синонимы? (Признак предмета — это имена прилагательные.)
— Запишите синонимы.
'Акт2140
с
10 занятие
ОБРАЗЕЦ: Рябой, пестрый (какой?) — это имена прилагательные.
— Как вы думаете, зачем в стихотворении употреблены слова-синонимы?
ВЫВОД: синонимы употребляются в речи для более точного выражения мысли и чувства, для исключенияповторений одних и тех же слов. Овладение синонимическими средствами языка делает натуречь образной, выразительной, красочной.
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется. Над цветком цветок летает, И порхает, и порхает...
— Назовите из стихотворения физкультминутки слова-си нонимы.
(Взвился вверх, кружится, вьется, летает, порхает.) 5. Нахождение синонимов в контексте. Работа с текстом
— Прочитайте текст на доске.
НАШЕ ОТЕЧЕСТВО.
Наше Отечество, наша Родина — матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши.
Родиной мы зовет ее потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; матерью — потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку...
Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него родина.
(КД Ушинский.)
— Назовите слова-синонимы. (Отечество — Родина — матушка.)
I
— В чем сходство этих слов? Есть ли различия?
— Почему родную землю называют по-разному? Как отве чает К.Д. Ушинский на этот вопрос?
— Почему мы зовем Россию Отечеством? Составьте пол ный ответ на этот вопрос, используя слова К.Д. Ушинского.
Мы называем Россию Отечеством потому, что «в ней жили испокон веков отцы и деды наши».
— Почему мы зовем Россию Родиной? Составьте полный ответ на этот вопрос, используя слова К.Д. Ушинского.
Мы называем Россию Родиной потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное»-.
— Почему мы зовем Россию матерью? Составьте полный ответ на этот вопрос, используя слова К.Д. Ушинского.
Мы называем Россию матерью потому, что «она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку...».
На доске:
Родина — мать, умей за нее постоять. , •
От Родины веет теплом, от чужбины холодом.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
— Объясните смысл пословиц.
— Прочитайте пословицу, в которой есть слова-антонимы. Назовите слова-антонимы.
От Родины веет теплом, от чужбины холодом. (Родина — чужбина, теплом — холодом.)
6. Дифференциация слов-синонимов и слов-антонимов. Обобщение пройденного
На доске деформированный текст:
Богатство словаря.
В русском языке множество слов. Среди них есть слова, которые одно и то же называют по-разному. Например: смелый, храбрый, ... веселый, ... Это слова — ...
Есть слова, противоположные по значению. Например: весе лый — .... храбрый — ... Это слова — ... :
— Я буду читать текст еще раз. Там, где сделаю паузу, вставьте, пожалуйста, слово.
— Какой текст вам понравился больше? Почему?
Потягивания — руки в стороны Потягивания — руки вверх Дети машут руками Наклоны впередНаклоны вправо — влево, вперед — назадВращение туловища
4. Физкультминутка
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы Наклонились до земли. Вправо — влево, взад-вперед —
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. Дети садятся за парты.
— Сядет тот, кто из стихотворения физкультминутки назовет слова-синонимы
(Гнет, вертит, крутит.)
•Лексика»
5. Работа с текстом. Зрительноевосприятие текста. Редактирование текста
— Ребята, Незнайка написал заметку в газету. Заметку не обходимо отредактировать, т.е. проверить, исправить; Да вайте попробуем отредактировать заметку Незнайки.
На доске текст:
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами. Чтение текста учениками вслух, (1—2 ученика).
— Что главное в рассказе?
— Предложите название статьи. (Летом.) Запишите на звание статьи в тетрадь.
— Какое слово повторяется в тексте? (Жаркий.)
— Подберите синонимы к слову ЖАРКИЙ. Запись на доске:
Жаркий — палящий, знойный, жгучий.
— Сколько в тексте предложений?
— Прочитайте первое предложение. Нужно ли его редак тировать? (Нет.) Запишите первое предложение в тетрадь.
— Прочитайте второе предложение. Какое слово из ряда синонимов подойдет лучше всего? (Дни знойные.) Прочитай те отредактированное предложение. Запишите отредактиро ванное предложение в тетрадь.
Дни были очень знойные.
— Прочитайте третье предложение. Какое слово из ряда си нонимов подойдет лучше всего? (Солнце палящее.) Прочитайте исправленное предложение. Запишите предложение в тетрадь.
С утра до вечера светило палящее солнце.
— Прочитайте четвертое предложение. Какое слово из ряда си нонимов подойдет лучше всего? (Лучи жгучие.) Прочитайте отре дактированное предложение. Запишите предложение в тетрадь.
Дети загорали под его жгучими лучами.
— Прочитайте еще раз статью Незнайки на доске. (Читает 1 ученик.)
— Прочитайте отредактированную статью в тетради. (Чи тают 1—2 ученика.)
— Какая статья вам понравилась больше? Почему?
— Сделайте вывод, для чего используют в речи слова-си нонимы?
12 занятие
ВЫВОД: синонимы употребляются в речи сХЩ более точного выражения мысли и чувства, для исключения повторений одних и тех же слов. Овладение синонимическими средствами языка делает нашу речь образной,
выразительной, красочной.
6. Итог занятия
ТЕМА.
— Расскажите по порядку, какие задания мы выполнили на занятии.
— Что значит отредактировать текст?
слова.
Прямое и переносное значение
ЦЕЛИ:
• формировать умения определять прямое и пере носное значения многозначных слов, правиль ного словоупотребления;
• воспитывать интерес к языковым явлениям; •совершенствовать звукобуквенный анализ и син тез слов.