Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга &о весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год!
(Декабрь.)
Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны, то метели На деревню налетели.
По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну так что за месяц это?
(Февраль.)
Лезет в валенки мороз. Щиплет уши, щиплет нос. Брызнешь воду — упадет Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету... Что, скажи, за месяц это?
(Январь.)
— Сядет тот, кто:
• назовет зимние месяцы, в которых звук [А] четвертый по счету (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ);
• назовет первый зимний месяц и выделит звук перед (по сле) [А];
• назовет второй зимний месяц и выделит звук перед (по сле) [А];
• назовет третий месяц зимы и определит, который по сче ту звук [А] в слове;
• назовет третий зимний месяц и выделит звук перед (по сле) [А];
• назовет по порядку все зимние месяцы.
«Лексика»
2 занятие
2. Запись числа, темы занятия
3. Определение лексического значения слова, употребленного в стихотворном контексте
— Отгадайте загадку.
Снег на полях, Лед на реках, Иней сверкает, Когда это бывает?
(Зимой.)
— Объясните лексическое значение слова СНЕГ. Логопед выслушивает, редактирует высказывания уча щихся.
Найдите и прочитайте в толковом словаре объяснение лексического значения слова СНЕГ.
СНЕГ — мерзлые пары, падающие в виде хлопьев, клочьев, с облаков.
— Объясните лексическое значение слова ЛЕД. Логопед выслушивает, редактирует высказывания уча щихся.
— Найдите и прочитайте в толковом словаре объяснение лексического значения слова ЛЕД.
ЛЕД — замерзшая вода.
— Объясните лексическое значение слова ИНЕЙ. Логопед выслушивает, редактирует высказывания уча щихся.
— Найдите и прочитайте в толковом словаре объяснение лексического значения слова ИНЕЙ.
ИНЕЙ — мерзлые испарения, сырость в воздухе, которая садится на предметы, которые холоднее воздуха, и замерзает на них пушком, что случается после отдачи сильных морозов.
4. Физкультминутка
Встаньте, хлопните в ладоши, если вы услышите правильное выражение. Исправьте неправильное выражение: Январь перед декабрем. (Декабрь перед январем.) Февраль перед мартом. Сентябрь после августа.
Перед августом сентябрь. (После августа сентябрь.)
Июль после июня.
Перед июнем май.
После ноября октябрь. (После октября ноябрь.)
— Сядет тот, кто назовет по порядку месяцы осени.
— Сядет тот, кто назовет по порядку месяцы зимы.
— Сядет тот, кто назовет по порядку месяцы весны.
— Сядет тот, кто назовет по порядку месяцы лета.
5. Определение лексического значения слова, употребленного в контексте
На доске записаны предложения.
Вчера шел снег, большой, крупный, прямо снегопад. И вдруг над всем этим снегом засияло безоблачное голубое небо. В тени он темноватый, сероватый, а на солнце искрится, сверкает. Глаз не оторвешь — так он притягивает к себе.
Чтение текста учащимися, 1—2 ученика.
— Попытайтесь объяснить лексическое значение слова СНЕГОПАД.
• развивать фонетические представления и звуко вой анализ слов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
предметные картинки: «Игла для шитья», «Иголки на еловой ветке», «Иголки у ежа», «Кнопка канцелярская», «Кнопка дверного звонка», «Кнопка на одежде»; «Толковый словарь русского языка. Современная версия». В.И. Даль. Запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЙ;
1. Организационный момент
— Отгадайте загадки:
Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает.
(Март.)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся.
(Апрель.)
Зеленеет даль полей, Запевает соловей, В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят, Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?
(Май.)
— Сядет тот, кто:
• назовет весенние месяцы, в которых первый звук слова одинаковый (МАРТ, МАЙ — [М]);
• выделит в этих словах звук, который стоит после [М];
• назовет второй весенний месяц и определит, который по счету звук [Р];