Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Запись числа, темы занятия. 3. Объяснение явления омонимии слов



3. Объяснение явления омонимии слов.
Выделение омонимов из стихотворного текста

— Послушайте стихотворение.

В море суши полоса Называется коса. А у девушки коса Цвета спелого овса.

На траве лежит роса, Косит травушку коса.


"Лексика»


с


о занятие


 


У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос?

(Б. Гольдберг)

— Ответьте на вопрос поэта.

— Найдите слова, которые звучат одинаково.

— Объясните лексические значения слов.

Логопед выслушивает, редактирует высказывания уча­щихся, выставляет предметные картинки. КОСА

1. Длинная песчаная отмель, идущая клином, грядой от
берега.

2. Собранные у затылка и особенно заплетенные длинные
волосы.

3. Инструмент для подрезания травы на сено.

— Сделайте вывод. Одинаковые или разные лексические
значения у слов?

Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лек­сическое значение, называются омонимами.

— Запишите определение в тетрадь.

Омонимы — это слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение.

— Составьте предложения с этими словами и запишите их.

4. физкультминутка

Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

5. Объяснение лексических значений слов-омонимов

— Отгадайте загадку.

Он может жажду утолить И двери дома отворить.

(Ключ.)

— О каких двух предметах идет речь в загадке?


— Объясните лексические значения слов.

Логопед выслушивает, редактирует высказывания уча­щихся, выставляет предметные картинки.

— Как называются эти слова? (Омонимы.)

— Закончите определение:

Омонимы это слова, которые звучат одинаково, но имеют разное...

— Послушайте, какое стихотворение сочинил об этих
предметах В. Лифшиц.

Шел я с сумкой за плечом, Вижу, бьет в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну. !

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

— Объясните, о каких четырех ключах говорится в другом
стихотворении.

КЛЮЧ

Где тот ключ, который скажет, Как воды найти в степи,

А где тот, что нам укажет Ноты до, си, ля, фа, ми?

Где тот ключ, что дверь откроет? А где тот, что банку вскроет?

— Объясните лексические значения слов.

Логопед выслушивает, редактирует высказывания уча­щихся, выставляет предметные картинки.

— Как называются эти слова? (Омонимы.)

— Закончите определение:

Омонимы это слова, которые звучат...

6. Игра «Добавьте словечко». Объяснение лексического значения слов-омонимов


«Лексика»


6 занятие


 


Я найду слова везде: И на небе, и в воде.

На полу, на потолке, На носу и на руке.

Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!

— Добавьте в стихотворение слова.

Бросил палку кверху Мишка:

— Падай в шапку с ели,... (шишка)!

Шишка хлоп по голове — Сразу шишек стало две.

(В. Петрищева)

— О каких шишках говорится в стихотворении?

— Почему у Мишки стало две шишки?

— Назовите слова-омонимы.

Бегут минуты и ... (часы)

Им точный счет ведут ... (часы).

(В. Кремнев)

— Назовите слова-омонимы. Объясните лексические зна­
чения слов.

Под кустом ореха ... (норка) Проживает в норке ... (норка).

(С. Косенко)

' — Назовите слова-омонимы. Объясните лексические зна­чения слов.

Итог занятия

— Что нового вы узнали на занятии?

— Какие слова называются омонимами?


 

ЗАНЯТИЕ

ТЕМА. Этимология слов. Работа с этимологическим

словарем.

ЦЕЛИ: * учить работать с этимологическим словарем;

• обогащать словарный запас по теме «Части тела»;

• развивать фонетическое восприятие, звукобук-
венный анализ слов, интерес к языковым явлени­
ям, эрудицию.

ОБОРУДОВАНИЕ: книга В.В. Волиной «Откуда пришли слова: Занима­тельный этимологический словарь», «Толковый сло­варь русского языка. Современная версия». В.И. Даль; перстень, наперсток, перчатки; запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЙ:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.