Входе дискуссии впервые получили импульс идеи перехода к многополюсному миру, укрепления «кооперативной безопасности», то есть строительства мира и безопасности на основах сотрудничества и взаимодействия. С большим интересом на заседании была воспринята информация о заключенных в 1996—1997 гг. соглашениях России и трех стран СНГ с Китаем о мерах доверия и о сокращении вооруженных сил и вооружений в районе их общей границы. Ряд участников сессии АРФ воспринял эти документы как возможный пример или модель действий по осуществлению мер доверия между государствами региона. Разразившийся в странах Восточной Азии осенью 1997 г. валютно-финансовый кризис нарушил планомерное экономическое и политическое развитие АТР. В сложившейся ситуации доминирующей темой У сессии АРФ (июль 1998 г., Манила) стал совместный поиск путей преодоления последствий финансовых потрясении. Участники констатировали, что экономическая составляющая все более становится неразрывной частью национальной региональной безопасности. При этом развитые страны Запада предпочли уйти от конкретных обязательств об оказании действенной помощи государствам региона, пострадавшим от кризиса. Последним дали понять, что от них ожидают встречных шагов: восстановления надежного инвестиционного климата, открытия рынков, либерализации финансового сектора, демократизации политической системы. Другой проблемой, вызвавшей на сессии острую дискуссию, стал вопрос о ядерных испытаниях в Южной Азии. В результате активной работы с участниками встречи, включая индийскую делегацию, в итоговом заявлении председателя в довольно мягкой форме было выражено «глубокое сожаление». АРФтакже обсудил обстановку вокруг Восточного Тимора, бывшей португальской колонии, присоединенной к Индонезии в середине 70-х годов, в которой активизировалось движение за независимость, а также положение в Южно-Китайском море. После принятия Лаоса и Бирмы в члены Ассоциации и сохранения за Камбоджей статуса наблюдателя возникла возможность для реального создания регионального поля безопасности в ЮВА и «содружества безопасности» в составе всех десяти стран Юго-Восточной Азии. Президент Филиппин Рамос указал, что объединение Юго-Восточной Азии было 30-летней мечтой основателей АСЕАЯ, т.к. оно может стать гарантией политической и экономической независимости и будет препятствовать превращению Юго-Восточной Азии в арену стратегической конкуренции великих держав. После объединения в составе АСЕАН в 1999 г. всех десяти государств ЮВА некоторые политики и ученые вновь вернулись к теме ЗОНФАН, подчеркивая, что завершение формирования единого субрегионального политического пространства дало новый импульс реализации концепции «зоны мира, свободы и нейтралитета». АСЕАН выступила за присоединение к договору о безъядерной зоне в ЮВА пяти ядерных держав (США, КНР, Англии, Франции и России) и выразила готовность к консультациям с ними во избежание сомнений относительно толкования обязательств участников договора, распространения их на континентальный шельф и исключительную 200-мильную экономическую зону. На шестой сессии Форума в 1999 г. в Сингапуре в широком концептуальном плане была рассмотрена ситуация в мире и АТР. Состоялся обмен мнениями по наиболее значительным угрозам и вызовам безопасности в Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии. Обсуждены перспективы выхода региона из экономического кризиса и задачи в сфере экономической безопасности, взаимоотношения в четырехугольнике Россия США — Китай — Япония как ключевом факторе обеспечения стабильности и устойчивого развития обстановки в АТР. В центре внимания были также проблематика Корейского полуострова и территориальных споров в Южно-Китайском море. Филиппинская дипломатия пыталась зафиксировать в итоговых документах подготовленный Манилой «кодекс поведения» в Южно-Китайском море. Китайцы, в свою очередь, сделали акцент на то, что речь идет о достижении взаимопонимания, а не о выработке международно-правового документа. Пекин дал понять, что он против вынесения вопроса о «кодексе» на АРФ и по-прежнему рассматривает Форум не как механизм разрешения международных споров, а всего лишь как политическую арену для обмена мнениями. Было решено предложить филиппинцам доработать документ и вынести его на обсуждение сначала в рамках Ассоциации. У большинства участников сформировалось мнение о целесообразности начала перехода от первого ко второму этапу де- * Протокол к договору, вступивший в силу в 1997 г., предусматривал согласие ядерных держав (традиционной «пятерки>) уважать его положения. до настоящего времени Протокол остается неподписанным из-за возражений, высказанных ядерной <пятеркой» по ряду положений, касающихся как нечеткого определения границ ЗОНЫ (во многом это связано с территориальными спорами ряда стран АСЕАН и Китая вокруг архипелага Спратли), так и масштабами обязательств ядреных держав, выходящих за пределы, зафиксированные в общепринятых документах ООН. В настоящее время заинтересованные государства проводят регулярные консультации о внесении необходимых изменений в Протокол, которые позволят окончательно оформить этот документ.
деятельности Форума, го есть от выработки мер доверия к превентивной дипломатии. В этом смысле сессия в Сингапуре положила начало новому этапу всей деятельности АРФ. На реализацию этой задачи было решено направить основные усилия предстоящих встреч Форума. Одновременно сохранялась последовательность и эволюционный характер развития АРФ, подтверждалась приверженность его движению вперед темпами, приемлемыми для всех участников. Это, в частности, означает, что параллельно с выработкой основ превентивной дипломатии будет продолжена работа над реализацией согласованных и разработкой новых мер доверия. Были определены меры доверия, «находящиеся на стыке» со вторым этапом деятельности Форума — этапом превентивной дипломатии, а именно: повышение роли председателя АРФи, в частности, наделение его посредническими функциями, проведение на добровольной основе брифингов и подготовка ежегодных обзоров по региональной безопасности. Было официально объявлено, что Монголия стала 22-м членом Форума. То, что Монголия не имеет никаких официальных связей с АСЕАН как с организацией означал, что АСЕАН не считает официальные отношения с ней необходимым условием вступления в АРФ. Вопрос о членстве в АРФ особо обсуждался на следующей встрече участников Форума. Седьмая встреча АРФ состоялась 27 июля 2000 г. в Бангкоке под председательством министра иностранных дел Таиланда Сурица Питсувана. Вработе совещания, помимо Генерального секретаря АСЕАН,приняли участие министры иностранных дел всех стран Форума яли их представители, а также делегация КНДР.Участники встречи приветствовали вступление в АРФ КНДР,отметив, что ее участие в Форуме не только будет способствовать укреплению в качестве нолноформатного регионального механизма диалога по безопасности, но и внесет вклад в улучшение обстановки на Корейском полуострове, упрочение мира я стабильности в регионе в целом. Министры установили мораторий на прием новых членов и согласились, что необходимо сосредоточить внимание на процессе диалога и сотрудничества только среди 23 государств-участников Форума. Было отмечено значительное количество позитивных моментов в регионе, в том числе и продолжающееся оздоровление после экономического и финансового кризиса, поразившего Юго-Восточную Азию в 1997—1998 гг., а также рост взаимопонимания между странами региона. Министры подчеркнули необходимость уделить внимание экономической, социальной и общечеловеческой составляющим региональной безопасности как необходимым элементам регионального сотрудничества. Страны-участницы Форума выразили мнение о необходимости отвечать на вызовы глобализации как индивидуально, так и совместно. Особый акцент был сделан на важности укрепления режимов ракетного и ядерного нераспространения, поддержания усилий по сохранению стратегической стабильности. Представителями России, а также ряда других государств, в частности Китая, было подчеркнуто, что создание в Азии замкнутых узкоблоковых систем противоракетной обороны было бы чревато дестабилизацией военно-политической ситуации в регионе. Форум призвал все страны мира подписать и ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Договор о нераспространении ядерного оружия. На асеановских мероприятиях в Бангкоке в июле 2000 г. филиппинской дипломатии все-таки удалось внести в заключительные документы встречи министров АСЕАН и АРФ тезис о значимости «кодекса поведения» в Южно-Китайском море. Это решение в определенной степени отразило качественно новое явление в деятельности АРФ — фактор конструктивного вмешательства во взаимоотношения членов Форума, толчок к чему также дала АСЕАН, хотя со дня основания ее базисным принципом был принцип невмеiпательства во внутренние дела. Еще в начале 1997 г. явная беспомощность АСЕАН перед лицом ухудшавшейся политической ситуации в Камбодже привела к спорам по вопросу о невмешательстве. Тогдашний премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим писал, что «невовлеченность» АСЕАН в процесс реконструкции в Камбодже может привести к краху идеи национального примирения, так как в условиях взаимозависимости государств ЮВА угроза внутренних переворотов может серьезно подорвать стабильность всего региона. Он призвал к <конструктивному вмешательству, что и осуществила «асеановская Тройка» в составе Таиланда, Филиппин, Индонезии, помогая в качестве посредника урегулировать острый политический кризис в Камбодже 1997—1998 годов. Затем летом 1998 г. министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван призвал к пересмотру принципа невмешательства и замене его «гибкой вовлеченностью» в форме критики и совета любому члену Ассоциации. Линия, разделяющая внутренние дела, с одной стороны, и внешние, или транснациональные проблемы — с другой, в асеановской практике начала стираться. Это в конечном итоге привело к тому, что уже на седьмом Форуме некоторые страны согласились обсуждать даже те проблемы, которые ранее считались ими не подлежащими рассмотрению (США вопрос о своем военном присутствии в Азии; КНР— ядерная проблематика и ситуация в Южно-Китайском море; Индонезия — проблема Восточного Тимора и сепаратизма). Было решено, что на будущей встрече Межсессионная группа представит разработанную концепцию и уточненные принципы превентивной дипломатии (ПД), активизировать работу над которыми ее призвали министры иностранных дел. Еще во время шестой встречи АРФ в Сингапуре 26 июля 1999 г. было принято решение о том, что АСЕАН подготовит черновой вариант документа о концепции и принципах ПД для обсуждения его с другими участниками АРФ. Этот проект предусматривает следующее: 1. ПД касается только сферы дипломатии и полагается на дипломатические и мирные методы, такие, как переговоры, расследования, посредничество и примирение. 2. ПД представляет собой ни в коем случае не военную и не принудительную деятельность, ситуации урегулирования которой требуют военных действий или использования силы, находятся вне компетенции ПД. Принудительные меры, такие, как санкции, также находятся вне сферы ПД. 3. Деятельность ПД основывается на уважении суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств и касается только межгосударственных проблем. Это включает в себя принципы суверенного равенства и территориальной целостности государств. 4. ПД действует методом консультаций и достижения консенсуса. Любые шаги ПД могут предприниматься на основе консенсуса после внимательных и длительных консультаций между всеми членами АРФ. 5. ПД реализуется на добровольной основе и может быть использована только по просьбе сторон, непосредственно вовлеченных в спор или с их согласия. 6. ПД может реализовываться только на основе доверия и эффективно действовать только в тех случаях, когда оно достигнуто между всеми заинтересованными сторонами. 7. ПД основывается на международном праве, поэтому любое действие должно соответствовать его основным принципам. 8. ПД требует своевременности. Действия должны быть скорее превентивными, нежели карательными. Методы ПД реализуются наиболее эффективно на ранних стадиях споров или кризисов. Министры иностранных дел отметили, что меры по укреплению доверия находятся в главном фокусе внимания АРФ, а сам форум смог прродвинуться в своем развитии к превентивной дипломатии: сначала в отношении тех вопросов, которые находятся как бы на стыке этих двух элементов. Поощряется проведение членами АРФ брифингов по вопросам, затрагивающим региональную безопасность. Такие брифинги должны проводиться на добровольной основе и в подходящее время, как во время встреч АРФ, так и в промежутках между ними в соответствующих столицах стран-участниц АРФ. Особо была отмечена важность участия в развитии процесса АРФ военных, представляющих государства-участники, сотрудничество и взаимодействие которых призвано содействовать взаимопониманию, доверию и открытости среди членов Форума. К сфере их деятельности относится: диалог по безопасности, публикация документа об оборонной политике, составление ежегодного отчета по безопасности, обмены между главами коллегий по безопасности и морское сотрудничество. Было отмечено повышение роли Председателя АРФ (согласно решению, принятому на шестом Форуме) как в развитии связей с внешним миром, так и во взаимодействии в рамках официальной и неофициальной дипломатий с предварительными консультациями и с согласия всех членов АРФ. В соответствии с расширенными полномочиями Председатель АРФ имеет право созывать чрезвычайные сессии и издавать заявления Председателя после консультаций и с согласия всех остальных участников АРФ. Председатель должен содействовать свободному обмену информацией в перерывах между встречами АРФ. Генеральный секретарь АСЕАН, посещающий все ежегодные встречи АРФ и специальные встречи АРФ также призван оказывать поддержку председателю АРФ в процессе усиления роли АСЕАН как лидера и движущей силы АРФ. Таким образом, страны-участницы приняли решение об усилении роли руководящих органов Форума, чтобы подчеркнуть политическое значение его дипломатической деятельности Седьмьи Форум подтвердил общее политическое направление развития данного механизма мировой политики, который приобретает все большее значение в глобализируюшемся и регионализирующемся мире. Оставаясь главной движущий силой этого процесса, АСЕАН приблизилась к созданию содружества по безопасности в ЮВА в целом, сформировав элементы его механизма и договорную базу. Содружество по безопасности характеризуется как специальная группа государств, участники которой поставили своей целью перестроить существующие между ними Отношения, исключив использование военной силы из методов разрешения спорных вопросов. Важным элементом этого содружества по безопасности является и военное сотрудничество в рамках АСЕАН, координация военных мероприятий. Хотя конфронтация между СССР и США, которая была характерна для биполярного мира, закончилась, а экономическое развитие получило общепризнанный
приоритет над военно-стратегическими вопросами, военные расходы всех стран АСЕАН быстро увеличивались. Во-первых, фактором, способствующим увеличению военного бюджета стран-участниц АСЕАН стало сокращение численности войск России и США в регионе, что создало определенный вакуум силы. Вывод американских военно-морских сил с баз на Филиппинах произошел быстрее, чем это ожидалось ранее. Страны АСЕАН опасались, что уход великих держав оставляет в регионе вакуум, который может быть заполнен другими державами, потенциально представляющими даже большую угрозу стабильности, чем их предшественники. Их настораживает прежде всего то, что Китай энергично модернизирует свои вооруженные силы — в основном воздушные и военно-морские, и нынешний потенциал китайской армии уже превышает уровень, необходимый для обороноспособности страны. В АСЕАН стала популярна точка зрения индонезийского генерала Три Сутрисно, который разработал теорию паутины двусторонних и трехсторонних соглашений этого содружества по безопасности, а сама идея создания содружества по безопасности получила преимущество над идеей формирования военного блока. Несмотря на то, что процесс формирования сети внутриасеановского военного сотрудничества завершается, по своей структуре, оснащению, состоянию оборонной промышленности и военным доктринам вооруженные силы стран АСЕАН еще не готовы к переводу его на многосторонний уровень. По мнению специалистов, военные связи между странами АСЕАН только формируются и не вышли еще за рамки первого этапа военно-политической интеграции. Для перевода на многосторонний уровень, очевидно. потребуется значительное время и наличие соответствующих экономических и политических условий. На фоне деидеологизации политики и экономизации межгосударственных отношений вполне возможны поиски эффективных путей к экономии средств каждой страны-члена АСЕАН по линии укрепления военного сотрудничества вплоть до военного союза. Создание подобного союза даст возможность разделения военного труда между членами АСЕАН и значительно уменьшит расходы каждого государства при сохранении эффективной обороны и безопасности. Вполне очевидно, что военные расходы стран Европы и США в рамках НАТО меньше, чем они могли быть в случае реализации индивидуальной концепции обороны. Создание военного союза необходимо не столько для отражения внешней угрозы, которая остается гипотетической, сколько для укрепления мер доверия в отношениях между членами самой Ассоциации. Поэтому не исключено, что логика событий потребует более тесной координации оборонных усилий членов Ассоциации вплоть до военного союза. В условиях перехода мира от однополюсного к многополюсному было бы вполне логичным допустить и существование наряду с военно- политическим блоком НАТО и других аналогичных группировок в ряде других регионов, что могло бы стать реальным выражением многополюсности мира. Пока же страны АСЕА}1 выступают за военное присутствие США, так как регион АТР не имеет коллективного механизма урегулирования конфл иктов. При этом, как известно, Филиппины и Таиланд связаны с США военными соглашениями, в то время как другие страны лишь разрешили американским судам заходить в их порты после американо-филиппинского соглашения в 1992 году. По мнению филиппинского политолога В. Бельо, региональная безопасность в начале 90-х годов по-прежнему основывалась на трех ключевых элементах: гонке вооружений, балансе сил основных держав и американском военном присутствии. Очевидно, в обозримом будущем АРФ не заменит американского военного присутствия в АТР, как и ОБСЕ не заменит НАТО в Европе. Можно констатировать, что если «пятерка» в 1967 г. стала ядром АСЕАН, то в третьем десятилетии сама АСЕАН стала ядром структуры безопасности в АТР, инициировав создание Асеановского регионального Форума. Это ознаменовало собой принципиально новый этап в истории региона, никогда прежде не имевшего единого форума с участием широкого круга великих и малых государств. - Институциализация Форума в каких-либо формах, особенно на начальных этапах его деятельности, пока не предполагается. Оставаясь консультативным по форме, Форум, тем не менее, продемонстрировал, что он постепенно начинает играть роль единственного и своего рода уникального переговорного механизма по вопросам безопасности, позволяющего сопоставлять и согласовывать позиции стран, подводить их к компромиссным решениям в сфере мер доверия, принципов межгосударственных отношений. Таким образом, страны АТР совершили качественный переход от создания субрегиональных структур по поддержанию безопасности, в частности АСЕАН, к формированию обшерегиональных межправительственных институтов, каким является АРФ, в рамках которого разрабатывается безопасность на основе сотрудничества. Процесс ее создания, очевидно, будет происходить как последовательный эволюционный процесс, протекающий на базе уже существующей инфраструктуры двустороннего и многостороннего сотрудничества, без резкой ломки взаимных военно- политических обязательств отдельных стран или групп государств. Приоритетную роль в формировании этой системы, очевидно, будут играть взаимоотношения между ключевыми «игроками» — США, КНР, Японией, АСЕАН и Россией. При этом поступательному развитию процесса АРФ во многом способствует принятый за основу деятельности принцип консенсуса, а также декларированная форумом поэтапность продвижения вперед: от согласования мер доверия на нынешнем этапе к практическому взаимодействию в области превентивной дипломатии и совместному урегулированию конфликтных ситуаций на последующих фазах.
Россия иАРФ
Статус России как ведущей ядерной и крупнейшей евроазиатской державы, постоянного члена Совета безопасности ООН, а также защита и продвижение национальных интересов РФ в сфере безопасности на азиатско-тихоокеанском направлении требуют безусловного участия страны в поддержании региональной безопасности в АТР. С момента образования АРФ Россия принимает деятельное участие в работе Форума, рассматривая его ведущий механизм м многостороннего политического взаимодействия государств как носящий ярковыраженный кооперативный характер. Россия активно участвует в мероприятиях АРФ как в рамках первой, так и второй «дорожек». Многие российские предложения в области безопасности в АТР нашли поддержку у других участников АРФ. Россия была приглашена в качестве члена регионального Форума АСЕАН во время его организации в 1994 г., что означало признание важности стратегических позиций России в регионе и возможностей ее влияния на происходящие в нем процессы. Деятельность России в АРФ показала, что его участникам близка заявленная Москвой цель — создание сообществ безопасности в Азии и на Тихом океане. В итоге участники Форума заявили, что не «представляют себе продвижения к безопасности в АТР, а тем более ее достижения без участия Российской Федерации». На Форуме в августе 1995 г. Москва разработала и представила проект декларации «О принципах безопасности и стабильности в АТР», часть положений которого были использованы в документах АРФ. Одновременно с этим обсуждался и вопрос о создании совместного комитета по научно-техническому сотрудничеству. Тогдашний министр иностранных дел РФ А.В. Козырев заявил на 26-й встрече министров стран АСЕАН, что РФ представляет собой великолепный механизм для совместного поиска новой модели безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, — механизм, который отражает характерные черты региона и сможет достойно противостоять угрозам региональной безопасности. Россия выдвинула тогда, в частности, предложение создать: 1. Азиатско-Тихоокеанский центр по предотвращению конфликтов. Задачей центра должна быть разработка поэтапного создания механизмов межправительственного контроля за Ситуацией и предотвращения конфликтов. 2. Совместный центр стратегических исследований и изучения вопросов торговли оружием в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 3. Комитет Россия-АСЕАН для координации отношений между сторонами. Моделью для создания этого комитета могли бы послужить уже существовавшие механизмы, регулирующие отношения АСЕАН с другими странами. Из этих предложений было принято предложение Российской Федерации провести весной 1996 г. в Москве совещание экспертов стран-членов АРФ по обсуждению российского проекта Декларации «О принципах безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который в Брунее в свете спора вокруг островов Южно-Китайского моря был расценен как важный вклад в выработку кодекса поведения стран АТР. Однако, несмотря на дипломатическую активность в АТР, регион до прихода к руководству МИД России Е.М. Примакова был скорее резервным в усилиях по обеспечению национальных интересов страны. Переход к активной политике в Азиатско-Тихоокеанском регионе, зафиксированной в Концепции национальной безопасности России на 1996---2000 гг. и в ее новой редакции от 2000 г. был связан с пересмотром Россией своих внешнеполитических приоритетов. Задачи обеспечения безопасности и стабильности российских дальневосточных границ, повышения геополитической РОЛИ России определили ее стремление к активному участию в делах региона, подключению к идущим там интеграционным процессам. В условиях меняющегося баланса сил Москва не заинтересована в допущении формирования здесь военно-блоковой модели интеграции и готова к совместному взаимодействию в решении ключевых проблем глобальной и региональной безопасности, противодействию кризисным явлениям, поиску общих адекватных ответов на новые трансконти нентальные вызовы, включая финансово-экономические проблемы, наркобизнес, терроризм и организованную преступность. Приоритетной остается и задача создания максимально благоприятных условий для хозяйственного развития районов Сибири и Дальнего Востока, их гармоничного вхождения в азиатско-тихоокеанское экономическое пространство.
Учитывая, что большой объем работы по согласованию вопросов безопасности осуществляется в неофициальном формате (встречи «второй дорожки» АРФ), которые дают концептуальную почву дискуссиям по официальной линии, Россия организовала первый международный семинар по принципам безопасности и стабильности в АТР, прошедший в Москве в апреле 1996 г. Признанием позитивного вклада России в региональное сотрудничество в АТР стало предоставление ей в 1996 г., накануне встречи Форума в Джакарте, статуса полномасштабно— го партнера АСЕАН по диалогу, что открыло дополнительные возможности, прежде всего, для развития взаимовыгодного горгово-экономического и научно-технического сотрудничества со странами региона. Россия привлекла внимание участников Форума к подписанному между Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем в апреле 1996 г. в Шанхае Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы — первого на азиатском континенте многостороннего документа такого типа. В нем Россия видела модель политического урегулирования, образец для разработки комплекса мер доверия, применительно к региону в целом. Другая российская инициатива — международные семинары по принципам безопасности и стабильности в АТР — также была отмечена в позитивном плане участниками Форума, нашла воплощение в практике разработки <кодекса межгосударственного общения> стран АТР. Е.М. Примаков поддержал предложения о целесообразности участия в работе АРФ военных специалистов, гiодчеркнув, однако, что уровень представительства военных должен повышаться постепенно. Крупной двусторонней мерой доверия, добровольно предпринятой Россией и Китаем, стала подписанная 23 апреля 1997 г. в Москве совместная Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка. Она явилась важным сигналом политической поддержки процессов разоружения на глобальном и региональном уровнях. Шанхайское соглашение и совместная Декларация объективно создают в Азии огромный район стабильности вдоль границы протяженностью в семь с лишним тысяч километров, обеспечивая предсказуемость и контролируемость там военной деятельности. Проводя курс на активную дипломатию по всем азимутам, Россия выступила с целым рядом новых инициатив. Среди них: создание условий для поддержания ядерными державами договора о создании в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия; присоединение к асеановскому Договору о дружбе и сотрудничестве; выработка кодекса норм и принципов взаимоотношений в регионе на базе, в частности, российского документа «О принципах безопасности и стабильности в АТР».Российская делегация предложила принять меры по укреплению доверия в районах общих границ стран-членов АРФ, осуществить дополнительные стабилизационные меры (отказ от проведения военных учений, направленных против соседнего государства, ограничение учений, уведомление о крупномасштабной военной деятельности, взаимные приглашения наблюдателей на учения, установление прямой связи между местными штабами ВС). Было также предложено использовать позитивный опыт сотрудничества ряда стран АТР в области предотвращения инцидентов на море, закрепления в военных доктринах положения о готовности рассматривать друг друга в качестве партнеров по укреплению безопасности. Россия предложила предоставлять в АРФ более подробные, чем в ООН, данные по отдельным видам вооружений, способным дестабилизировать ситуацию в АТР, высказалась за привлечение КI-IДР к участию в Форуме, что могло бы «способствовать обеспечению мира и стабильности на Корейском полуострове». Российские идеи и инициативы нашли отражение в итоговом документе сессии, где говорится о важности развития позитивных отношении между Российской Федерацией, США, КНР и Японией. Участники АРФ дали высокую оценку подписанной РФ и КНР в апреле 1997 г. Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка. Е.М. Примаковым было предложено продолжить совместную работу стран-участниц Форума над выработкой Кодекса норм и принципов взаимоотношений и сотрудничества в АТР на базе имеющихся двух проектов (российского 1995 г. и асеановского 1996 г.) и с учетом возможных соображений и дополнений со стороны участников АРФ. В 1998 г. в своем выступлении на пятой сессии Асеановского регионального форума Маниле Е.М. Примаков подчеркнул, что валютно-финансовый кризис, начавшийся в Восточной Азии, внес тревожные моменты в региональную обстановку. «К сожалению, наш прогноз относительно того, что наибольшую опасность для стабильности и дальнейшего прогресса региона представляют вызовы нового поколения, в том числе проблемы финансового и экономического характера, оправдался», — сказал он. Москва расценила кризис как серьезное явление, выходящее за пределы региона и затрагивающее экономические интересы большинства стран мира. Россия изъявила готовность с учетом своих возможностей подключиться к коллективным усилиям по поиску путей выхода из сложившейся ситуации, принятъ конструктивное участие в их обсуждении. Российская делегация заявила, что в регионе нужна система коллективной экономической безопасности, включающая обеспечение транспарентности финансовых механизмов, прогнозирование кризисных явлений и наработка способов раннего оповещения в подобных ситуация. Е.М. Примаков констатировал, что подземные ядерные испытания в Южной Азии серьезно дестабилизировали региональную и глобальную ситуацию, высказался за придание режиму нераспространения универсального характера за счет присоединения к нему всех без исключения государств, в том числе, разумеется, Индии и Пакистана. Выступая за постепенный переход к следующему этапу деятельности Форума - превентивной дипломатии, российский министр иностранных дел особо отметил ключевую роль АСЕАН в АРФ и вклад Ассоциации в развитие Форума, подчеркнул заинтересованность России в диалоге с АСЕАН как с самостоятельным полюсом силы и политического влияния в формирующемся многополярном мире. Россия заявила, что видит в АРФ основообразующее звено формирующейся в АТР многоярусной «сетки» кооперативной безопасности и стабильности, которая, хотя еще и не обрела законченного характера, но уже оказывает позитивное влияние на происходящие в регионе процессы. Параллельно с согласованием мер доверия в военной области на многосторонней основе РФ призвала продолжить линию на укрепление мер доверия в двустороннем формате, в первую очередь между странами, имеющими общие границы. По аналогии с Ташкентскими договоренностями 1996 г., расширить сотрудничество членов АРФ на море, разработать меры доверия в этой области, обсудить вопрос о заключении многосторонних соглашений о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод. Отметив, что у РФ, как и у других ядерных держав, есть ряд известных замечаний по Договору об учреждении зоны, подписанному в декабре 1995 г. в Бангкоке и вступившему в силу в марте 1997 г., а также по Протоколу о присоединении к нему других государств, Е.М. Примаков выразил готовность к консультациям с АСЕАН по тексту Протокола, с тем чтобы этот документ фиксировал реальные и учитывающие интересы всех сторон обязательства ядерных держав. Он сообщил участникам Форума, что Российской стороной подготовлен новый обобщенный проект декларации о руководящих принципах взаимоотношений в АТР «Тихоокеанское согласие». В качестве своего вклада в развитие межсессионной деятельности АРФ Россия провела в апреле 1999 г. в Москве очередную встречу группы поддержки по одному из наиболее актуальных направлений сотрудничества по ликвидации последствий стихийных бедствий. А в апреле 1999 г. по инициативе России во Владивостоке состоялась международная конференция под девизом квсеобъемлющей безопасности и сотрудничеству в АТР», на которой на обсуждение участников был вынесен обобщенный российско-асеановский проект Декларации о руководящих принципах взаимоотношений в АТР ПОДназванием «Тихоокеанское согласие>. Проект нацелен на то. чтобы с учетом общемирового опыта и специфики АТР вычленить главные руководящие принципы цивилизованных отношений государств в регионе, которые должны составить основу формирования здесь нового регионального порядка ХХI века. Применение силы со стороны НАТО в отношении Югославии, причем без санкции Совета безопасности ООН, поставило под вопрос позитив, наработанный в международных отношениях за последние годы, породило естественную обеспокоенность государств за свою безопасность, в том числе в АТР. Тем не менее в своем выступлении на шестой сессии АРФ в Сингапуре в 1999 г. новый министр иностранных дел Российской Федерации И.С. Иванов охарактеризовал положение в Азиатско-Тихоокеанском региое в целом как стабильное. Он отметил, что несмотря на осложнение ситуации в мире и в АТР, можно считать, что позитивную динамику, обретенную за годы после окончания глобальной биполярной конфронтации, удалось сохранить. В отношении экономических вопросов, И.С. Иванов высказал мысль о том, что АТР нуждается в эффективных механизмах наблюдения за финансово-экономической ситуацией в регионе, которые могли бы стать основой для поиска путей создания коллективных инструментов предотвращения валютно-финансовых кризисов, базой экономической безопасности в регионе. Российский министр подтвердил, что Москва рассматривает АСЕАН как авторитетную международную силу, один из самостоятельных полюсов в формирующемся многополярном мире, который в нынешних непростых условиях демонстрирует жизнестойкость и способность вновь встать на путь динамичного развития. В 1996 г. российской стороне был передан подготовленный малазийцами в сугубо предварительном плане асеановский проект аналогичного документа — Тихоокеанское согласие, положения которого во многом перекликались с российским проектом Декларадии.