Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Право в гражданском обществе



 

Категория "гражданское общество", отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII-XIX вв. и обстоятельно разработана в "Философии права" Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации)*(190). В "Философии права" отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Под гражданским обществом Гегель понимал современное ему буржуазное общество. "Гражданское общество, - писал он, - создано, впрочем, лишь в современном мире..."*(191).

Выводы Гегеля о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о частном праве и равенстве его субъектов, о зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом вперед в развитии общественных наук. На исследовании гражданского общества как особого этапа развития человечества основаны многие теоретические выводы современной социологии, политологии, теории права, теории конституционализма и других общественных наук.

Формирование и развитие гражданского общества заняли несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе*(192). Его идеологические, экономические, политические предпосылки складывались в Западной Европе в период позднего Средневековья (примерно XV-XVI вв.); в борьбе против сословно-феодального неравенства и произвола идеи гражданского общества стали воплощаться в действительность. Исторической вехой становления гражданского общества была революция в Англии (1640-1649 гг.), от которой некоторые историки ведут отсчет Нового времени*(193).

Если начало реальному бытию гражданского общества положили принятие и утверждение биллей о правах (Англия, США) или Декларации прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество - это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации.

Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами - едва ли не главный признак и основа гражданского общества. Если политическим выражением средневекового способа производства являлась привилегия, неравное для каждого из феодальных сословий право, то выражением современного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс, является "просто право, равное право"*(194).

Важно отметить, что становление и утверждение в качестве основы общественной жизни юридического равенства людей, положившие начало Новому времени, - столь же глубокий переворот в истории, как, скажем, разрушение первобытной общины доисторического времени и переход к кастово-сословному строю Древнего мира. Громадное социальное значение имело то, что впервые в многовековой истории человечества все люди независимо от их социального происхождения и положения были признаны юридически равными участниками общественной жизни, обладающими рядом признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможности проявить себя как личность, наделенную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их правовые последствия.

Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. Само гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений. В сословно-кастовых обществах господствующая социальная группа была организована в государство, которое поддерживало сословные границы и охраняло привилегии высших сословий, от имени которых (или их предводителя) и осуществлялась государственная власть. В сословных обществах государственная регламентация охватывала многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни общества.

Отделение общества от государства, а государства - от общества поставило ряд острых социальных проблем их соотношения, проблем, решаемых при помощи права.

К ним относится прежде всего проблема прав граждан (равенство, свобода, собственность)*(195). Эти права (в современной литературе они иногда именуются "формальные права", "права первого поколения") постоянно попирались чиновниками абсолютистских государств и представителями высших сословий феодального общества.

В борьбе против феодального и чиновничьего произвола революционные движения XVII-XVIII вв. добивались закрепления этих прав в законодательстве*(196) и такой организации государственной власти, которая гарантировала бы неприкосновенность прав человека и гражданина.

В результате преобразования государства (см. гл. 5) право разделилось на две обширные группы норм, одни из которых регулировали отношения и деятельность государства, его органов и должностных лиц (публичное право), другие - сферу отношений между индивидами (частное право). Свобода и равенство членов гражданского общества, избавление от сословной скованности привели к расцвету индивидуализма. В сфере частного права утвердился принцип: "Разрешено все, что не запрещено законом"*(197).

В сфере публичного права (для должностных лиц и государственных органов) действует другой принцип: "Разрешено только то, что вытекает из компетенции и (или) предписано законным распоряжением".

Смешение или нарушение сфер действия этих принципов способно причинить обществу существенный вред.

Запрет гражданам делать все, что не разрешено (дозволительный порядок совершения юридических действий), существенно ограничивает свободу и инициативу людей, вынужденных каждый раз испрашивать специальные разрешения для заключения большинства договоров у государственных органов и (или) должностных лиц; бюрократическое согласование сделок и обязательств сковывает инициативу граждан, порождает застой, создает условия для взяточничества и коррупции.

Не менее пагубно распространение частноправового принципа "разрешено все, что не запрещено" на сферу публичного права. Справедливо отмечалось, что в нашей стране участие должностных лиц в приватизации государственной собственности под лозунгом "разрешено все, что не запрещено" придало приватизации грабительский характер*(198), привело к невиданному обогащению ряда высших должностных лиц, ставших за время пребывания в должности мультимиллионерами или миллиардерами.

Разгосударствление общественных отношений, разграничение сфер частного и публичного права, запрет правительственного вмешательства в частные дела членов общества и строгое предписание законности действий лиц, облеченных властью, по-новому поставили ряд проблем права.

По мере становления и развития гражданского общества в конституциях почти всех стран появляются статьи и обширные разделы о равенстве, правах и свободах граждан.

Разграничение сфер личных (частных) и публичных (общих) интересов находит отражение в системе права, в делении его на частное и публичное. Это деление, намеченное в праве Древнего Рима, где существовали элементы гражданского общества, получает широкое распространение в странах, вставших на путь капиталистического развития. Именно в сфере частного права закрепляются идеи равенства прав членов общества, их личной свободы, безопасности и незыблемости собственности, самостоятельности, освобождения от свойственных сословным обществам идей "соборности", покорности властям и коллективам.

Развитие гражданского общества порождает представление о конституции как о законе, определяющем не только устройство высших органов власти, но и права и свободы граждан (билль о правах, декларация прав). В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности (государство - публичная власть, сфера общих интересов, общество - сфера индивидуальных свобод, частных интересов). Исследователи отмечают, что если исходным пунктом европейского конституционализма как политического течения было свойственное еще эпохе абсолютизма крайне неопределенное истолкование конституций в качестве "основных законов всякого общества", не содержащее идей ограничения обществом власти государства*(199), то эволюция конституционализма привела к резкому сужению этого понятия, "которое приобретает конвенциональный (договорный) характер и определяет основной закон взаимоотношений общества и государственной власти. Конституция интерпретируется, по существу, как договор о распределении власти между ними"*(200).

Развитие конституционного законодательства состоит в предоставлении гражданам средств воздействия на правотворчество государственной власти (через институты представительной и непосредственной демократии) и на саму государственную власть в целях подчинения ее праву (правовое государство, разделение властей).

В процессе становления гражданского общества меняется не только содержание права, но и формы его выражения (источники права).

"Условно мировую историю права можно разделить на две большие эпохи, - пишет профессор О.А. Жидков. - В древнем мире и в средние века право рождалось в основном не из установлений государства, а из реально существующих и признаваемых самим обществом отношений.

В новое время право в своем саморазвитии по-прежнему отражает внутренние потребности общества и меняющиеся жизненные условия. Но в нем, особенно с развитием конституционных начал, законодательство становится уже ведущим источником права. Именно оно, а не средства саморегуляции, становится стержнем правовой системы, правообразующим фактором. Законодательство выступает как важнейший инструмент развития права, придавая ему системность, целостность"*(201).

Основными источниками (формами) права в гражданском обществе становятся законы и другие нормативно-правовые акты. В структуре высших органов государства образуются представительные учреждения, осуществляющие законодательную власть, порядок создания и процедуры деятельности которых оформляются правом на конституционном уровне. Параллельно этому совершенствуется правосудие, создается единая система судов, которым придается значение особой власти, применяющей закон, охраняющей права и свободы граждан. Понятие "законность" приобретает новый смысл и содержание; оно означает прежде всего защиту личности от посягательств на ее права со стороны государства и его органов, пресечение чиновничьего произвола.

Ведущая роль закона как основного источника права послужила причиной возникновения и соревнования ряда концепций права, из которых вырос плюрализм современных правопониманий. На рубеже XVIII-XIX вв. складывается идея правового государства, а господствующим направлением общественно-политической мысли становится либерализм. Либерализм делал основной упор на защиту и обоснование гражданской свободы, понимаемой как свобода частной инициативы, предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мнений и печати. Государство, согласно этой концепции, должно лишь обеспечивать безопасность личности, частной собственности, охранять общество, основанное на гражданской свободе, отнюдь не ограничивая последней. Особенно настойчиво либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь. В буржуазной политэкономии того времени это выражалось известными формулами: "free trade" (свободная торговля) в Англии; "laissez faire, laissez passer" (предоставьте свободу действий, не мешайте) во Франции.

Низвержение феодализма открыло дорогу капитализму. В развитых странах Европы произошел промышленный переворот, прогресс хозяйственной и коммерческой деятельности сопровождался существенным изменением культуры и науки; все более наглядными становились результаты научной революции, начавшейся еще во второй половине XVII в.; множилось число философских школ и течений общественно-политической мысли; возникали новые виды искусства. С упразднением наследственных сословных привилегий коренным образом менялась классово-социальная структура общества. Бурно развивалось законодательство.

Однако обществу и его праву присуща способность не только решать назревшие проблемы, но и создавать новые. Признание юридического равенства всех людей означало ликвидацию сословно-феодального неравенства, но сохраняло (и даже временами усиливало) социальное (фактическое, особенно имущественное) неравенство. Разрушение феодальных структур привело к пролетаризации части общества.

В конкретных исторических условиях XIX века идея правового государства и либеральные лозунги о защите общества и личности от государственной власти, по существу, означали требование "нейтральности" государства в неравной борьбе наемных рабочих и владельцев капитала. Для первых право в период формирования гражданского общества практически выступало как формальная декларация недостижимых благ, для вторых - как оформление и страж богатства и связанных с ним социальных возможностей.

Уже Гегель видел обремененность гражданского общества противоречиями богатства и бедности: "При чрезмерном богатстве гражданское общество недостаточно богато, т.е. не обладает достаточным собственным достоянием, чтобы препятствовать возникновению преизбытка бедности..."*(202). На том же основании Маркс вынес буржуазному обществу суровый приговор, основанный на выводе, что капитализм к середине XIX века стал тормозом развития производства и должен быть насильственно уничтожен стремительно нищающим пролетариатом. Однако история рассудила иначе. Движение рабочего класса породило механизмы противодействия эгоизму предпринимателей; промышленное общество сумело создать многочисленный средний класс; с развитием представительных институтов власти возникали предпосылки для все более широкого учета в законодательстве не только классово-эгоистических интересов буржуазии, но и интересов других классов, а также всего общества в целом. Расширялся и усиливался контроль представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти; рос круг лиц, пользующихся избирательными и другими политическими правами; возникла и постоянно усиливалась зависимость представительных учреждений и законодательства от системы сложившихся в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся, а также социально обездоленных членов общества.

Еще в XIX веке были выдвинуты и обоснованы требования дополнения "формальных прав" (равенство, свобода, собственность, безопасность и их конкретизация) "социальными правами" (право на труд, на образование, на материальное содержание нетрудоспособных, на медицинскую помощь и другие права). Некоторые из этих прав (право на труд, право на образование) упоминались уже в конституционных актах XIX века (Конституция Французской Республики 1848 г., Конституция Германской Империи 1849 г.), но широкое воплощение нашли после Первой мировой войны в конституциях Германии (1919 г.), Финляндии (1919 г.), Эстонии (1920 г.), Польши (1921 г.), Румынии (1923 г.), Литвы (1928 г.) и других стран. После Второй мировой войны "права второго поколения" (социальные права) получили международное признание в пактах о правах.

Большое место в правовых системах развитых стран XX в. занимает социальное законодательство. В результате расширения социальной деятельности государства увеличилась сфера действия публичного права. Современное гражданское общество ряда развитых стран трудно назвать буржуазным*(203). Гибкое соединение в современной экономике различных форм собственности, существование мощных профессиональных союзов, развитие систем социальной помощи, успех широких демократических движений в поддержку прав, свобод личности и их гарантий - все это поставило пределы первобытному эгоизму буржуазного общества, вынудило имущие классы считаться с общенациональными интересами, идти на компромиссы с другими классами.

Как законодательное закрепление прав "первого поколения" (равенство, свобода, собственность, безопасность) нашло обоснование в трудах Гоббса, Локка, Монтескье и других теоретиков "школы естественного права" XVII-XVIII вв., так и необходимость воплощения в законодательстве социальных прав ("права второго поколения") доказывалась рядом теоретиков-юристов XIX-XX вв. Большой вклад в теоретическое обоснование этих идей внесли французский ученый Леон Дюги, разработавший теорию социализации собственности, социальной солидарности и позитивных функций государства как системы общественных служб, а также немецкий юрист Рудольф Штаммлер, обосновавший идею "естественного права с меняющимся содержанием".

Стержнем политико-правовой доктрины Дюги, в ее практическом воплощении, стала политика социального партнерства, взаимных уступок и соглашений общественных классов, оформления и защиты этих соглашений при помощи государственных учреждений, а главным в теории Штаммлера была идея необходимости учета законодателем настоятельных требований и пожеланий общественного правосознания ("предписаний естественного права"). В русле этих идей и направлений общественно-правовой мысли сложились понятия новых прав личности, особенно "права на достойное человеческое существование" (Новгородцев).

Признание и обеспечение прав и свобод человека в гражданском обществе, основанном на частной инициативе и свободном предпринимательстве, - столь же важное условие создания "замиренной среды", сколь для сословно-кастовых обществ были важны юридическое оформление социальных групп в связи с их местом в системе разделения общественного труда, их сословная замкнутость и принудительный коллективизм.

Наряду с международным признанием прав и свобод человека, в том числе социальных прав, актуальной проблемой гражданского общества стало обеспечение коллективной безопасности. Жестокой политической практикой XX века показана опасность тоталитаризма для прав, свобод и бытия не только отдельных людей, но и целых классов, наций и народов, а затем (после создания ядерного оружия) и всего человечества. Существенным новшеством правового развития стало признание приоритета общепризнанных норм международного права, запрещающих войны и нарушения пактов о правах человека, по отношению к внутригосударственному праву членов мирового сообщества.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.