№
| Наименование основных форм
| Краткое описание и примеры, использования в модулях темах, место проведения
| Часы
|
1.
| Деловые и ролевые игры
| Ролевая игра в рамках проведения семинара 5 «Соборное Уложение 1649г.»
В данном случае ролевая игра проводится для отработки навыков интервьюирования и консультирования. Для проведения игры понадобится несколько человек. Один будет играть роль юриста, другой – роль клиента. Остальные участники являются наблюдателями и после завершения ролевой игры будут участвовать в комментировании.
Фабула дела: Боярин Беклемишев, находясь в 1651г. на государевом дворе, обозвал стрелецкого полковника Выдрина псом смердящим. Выдрин в тот же день подал государю челобитную по поводу происшествия.
|
|
2.
| Разбор конкретных ситуаций
| Решение практических задач следующим темам семинарских занятий: «Формирование русского государства и его правовой системы (IX-XII вв.). «Русская Правда»; «Псковская и Новгородская феодальные республики. Развитие права Северо-Западной Руси»; «Сословно-представительная монархия в России (середина ХV1 – середина ХVП вв.): государственно-правовой аспект»; «Соборное Уложение 1649 года»; «Государство и право России в период становления и утверждения абсолютизма (конец ХVП - ХVШ вв.)»; «Государство и право России в первой половине Х1Х века»; «Советское государство и право в период гражданской войны (лето 1918г. – 1920г.)»; «Кодификация советского права в период нэп (1921-1929гг.)»; «Государство и право СССР в период либерализации общественных отношений (сер.50-х – 1964г.г.)».
Например:
1. Псковитяне Василий Кошкин и Михаил Карпов в апреле 1469г. подрались во время пира. Поколотив друг друга, они успокоились и продолжили праздновать. По окончании праздника один из гостей сообщил о происшедшем приставу. На следующий день драчуны были вызваны в суд, где им предъявили требование заплатить продажу. Обязаны ли Василий Кошкин и Михаил Карпов уплачивать продажу
2. В 1940г. сын бывшего помещика Петр Куракин по достижении призывного возраста явился в военкомат, заявив о желании служить в Рабоче –Крестьянской Красной Армии. Куракину было отказано на том основании, что по своему социальному происхождению он относится к нетрудовым элементам, которые не имеют права служить в РККА. Оцените действия сотрудников военкомата с точки зрения соответствия Конституции СССР 1936г.
3. В 1678г. вотчинник при наличии живых сыновей завещал свою землю любимой дочери. После его смерти сыновья обратились в суд, считая, что отец составил завещание в нарушение закона. В чью пользу будет принято судебное решение?
|
|
3.
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| 1. База данных тестовых заданий по ИОГиП для проведения промежуточного или итогового тестирования студентов (см. 4.1). Ауд.201,202.
2. База данных индивидуальных заданий для проведения итогового зачетного занятия (семинарское занятие №18). Ауд.201,202.
3. База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов по ИОГиП. Используется при проведении лекционных и семинарских занятий (О-И метод, ПБ, Э). Ауд.307, 201.
Пример 1. Тема лекции 2. Перечень наглядных электронных пособий:
7. Тема, план лекции
8. Функции высших органов государственной власти Древнерусского государства
9. Органы власти и управления Древнерусского государства
10. Правовой статус основных социальных групп древнерусского общества
11. Уголовное право по «Русской Правде»
12. Процессуальное право по «Русской Правде»
База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов используется на семинарских занятиях при выполнении студентами творческих заданий, решении проблемных ситуаций и во время работы в малых группах
Пример 2. Семинарское занятие «Псковская судная грамота 1467г.». Вопрос 4 «Уголовное право по Псковской Судной грамоте» рассматривается посредством решения студентами практических задач (казусов) на основе текста источника. При этом применяется метод работы в малых группах, а тексты казусов демонстрируются с помощью мультимедийного экрана или мультимедийной доски.
4. Информационные ресурсы РГПБ (база данных диссертационного фонда, электронный каталог и др.). Используется при выполнении студентами научно-исследовательской работы, написания рефератов, подготовки к семинарским занятиям, выполнении творческих заданий.
|
|
4.
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Электронная лекция на тему: «Государственно-правовое развитие СССР в 30-х г.ХХв.», презентации по всем лекциям курса.
|
|
5.
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
| При разработке программы курса и в процессе проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплине используются учебно-методические разработки ведущих вузов: МГУ, МГЮА, СПГУ.
Пример: Отечественное законодательство XI –XXвв. Часть1,2//Под редакцией О.И. Чистякова.-М., 2009.
|
|
6.
| Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.
| Использование активных методов обучения: блиц-опрос, мозговой штурм, работа в малых группах на семинарских занятиях:
1) Творческие задания:
- составление схем «Система органов государственной власти по Конституции СССР 1924г.», «Государственное управление по Конституции 1936г.», «Структура органов управления по Конституции СССР 1977г.»
2) Практические ситуации:
Решение задач. Семинар на тему «Соборное Уложение 1649г.».
В июне 1650г. боярин Артамон Спиридонович Матвеев продал свою купленную вотчину стольнику Никодиму Васильевичу Хилкову. Под купчей подписались стороны и старший брат боярина Прокопий. Через год в тайне от своих родственников А.С.Матвеев вновь продал ту же вотчину окольничему Борису Михайловичу Лыкову, оформив сделку в Поместном приказе, а еще одну свою вотчину он спешно заложил Н.В.Хилкову. Получив деньги, бросив остальные земли и изменив царю, боярин бежал в Речь Посполитую.
Кто по Соборному Уложению 1649г. станет владельцем вотчин А.С.Матвеева? Смогут ли родственники боярина вернуть их в род?
3) Блиц-опрос по основным терминам и определениям тем лекций.
4) Мозговой штурм на тему: «Проблема целесообразности принятия Конституции СССР 1977г.: практическая необходимость или политическая целесообразность»
5)Работа в малых группах по темам: «Конституция РСФСР 1918г.», «Конституция СССР 1924», Конституция СССР 1936, Конституция СССР 1977г.
|
|
7.
| Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
| Круглый стол на тему: «Проблемы институционализации и правовой квалификации формы правления в России в начале XX в.». Вопросы для обсуждения:
- Законодательная база аграрной реформы 1906-1911гг. в России.
- Конституционное переустройство России начала ХХв.
- Преобразование Совета министров Российской империи в 1905г.: государственно-правовые проблемы
- Правовой статус Государственной Думы по Основным государственным законам от 23 апреля 1906г.
- Юридические свойства Манифеста 17 октября 1905г.
|
|
8.
| Другие
Выездные занятия
| Выездное занятие в Донскую публичную библиотеку с целью совершенствования практических навыков использования информационных ресурсов для написания итогового реферата по курсу (последнее занятие первого семестра)
|
|