В хадисе от Абу Зарра от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: "Аллах не перестает быть обращенным к своему рабу в намазе, пока он не поворачивается, а если поворачивается, уходит от него". [Хадис рассказал Абу Дауд № 909, он же в "Сахихе" Абу Дауда]
И поворачивание в намазе делится на дев категории:
Ø 1) Поворачивание сердца к другому, кроме Аллаха, Мощен Он и Велик.
Ø 2) Поворачивание взора.
И они обе запрещены и умаляют воздаяние за намаз.
У посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили об оборачивании в намазе. Он сказал: "Воровство, которое совершает шайтан из намаза раба". [Хадис рассказал Бухари]
Тот, кто поворачивается в намазе или взглядом или сердцем, похож на человека, которого позвал правитель и поставил перед собой и стал с ним говорить, а он стал между тем поворачиваться вправо и влево, и сердце его далеко от того, что ему говорит правитель, он не понимает, о чем он говорит, так как он не вникает сердцем в разговор, так что же с ним может сделать этот правитель?!
Самое меньшее - то, что он упадет в его глазах, будет ненавистным к нему, далеким от его милости. И молящийся, обратившийся сердцем к Аллаху в намазе, сердце которое чувствует величие того, перед кем он стоит, и страхом перед кем оно наполняется и кому покоряется, и стыдится своего Господа, чтобы не обратиться к другому и не отвлечься и не отвернуться, он не ровня первому, и между их намазом огромная разница.
Как сказал Хасан ибн Атыйя: "Два человека совершают один намаз, но преимущество одного больше, чем у другого, как в разнице между небом и землей. Потому что один из них обращен сердцем к Аллаху, Мощен Он и Свят, а другой небрежен, невнимателен". ["Альва-биль ассайиби стр. 36 типография "Дар альватан"]
А что касается вынужденного поворачивания, то в этом нет ничего страшного. Абу Дауд от Сахль ибн Хазалийя рассказал: "Призвали на утренний намаз, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) стал молиться, оборачиваясь к народу". Абу Дард сказал: "Пророк в ту ночь посылал всадника к народу для охраны".
Не поднимание взора к небу.
Пришли запреты на это и угрозы, кто это сделает, в словах пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Если кто-либо из вас в намазе, то пусть не поднимает свой взор к небу". [Хадис рассказал Ахмад 5/294, он же в "Сборнике достоверных хадисов" № 762]
В другом риваяте: "Что нужно людям, когда они поднимают свои взоры к небу - в намазе". В другом риваяте: "Когда они поднимают взоры во время дуа в намазе". [Муслим № 429]
"Или вы перестанете делать это, или вы лишитесь их". [Имам Ахмад № 5/258, Бухари в своем "Сахихе"]
Не плевать перед собой в намазе.
Так как это противоречит смиренности в намазе и этикету с Аллахом, как сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): "Если кто-либо из вас молится, пусть не плюет перед собой, поистине Аллах находится перед ним, когда он молится". ["Сахих" аль-Бухари № 397]
И сказал: "Если кто-либо из вас молится, пусть не плюет перед собой, так как он разговаривает с Аллахом в намазе Велик Он и Превыше всего, и не вправо, так как справа - ангел, а плюет слева, или под ноги, затем закопает". [Бухари "Фатх аль-Бари" № 1416/512]
И сказал также: "Если кто-либо встает на намаз, он начинает разговаривать с Аллахом, и Аллах находится между ним и Киблой, и не плюйте на сторону Киблы, а только слева или под ноги". [Бухари "Фатх аль-Бари" № 1417/513]
А если мечеть застелена коврами, как это видно в большинстве случаев в наше время, то ему можно вытащить платок или что-то в этом роде, сплюнуть в него и засунуть обратно.
Отталкивание зевоты в намазе.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если кто из вас зевает в намазе, то пусть подавит насколько сможет, так как шайтан может войти". [Муслим 4/2293]
А когда шайтан входит в него, он будет еще больше мешать приобрести смиренность, добавляя к этому, что он смеется над молящимися, когда он зевает.