Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Четыре благородные истины



Четыре благородные истины начинаются с благородной истины о страдании. Пятеро друзей, с которыми он говорил, шесть лет были аске­тами, истязающими свои тела. Будда когда-то делал то же самое, но обнаружил, что это не приносит просветления. Ни потворство своим желаниям, которое он испытал, живя принцем во дворце, тоже не при­носит счастье. Он понял теперь, что есть только один путь - срединный путь. Крайние меры не могут принести пользу. Эти аскеты в течение какого то времени истязали свои тела. Они знали всё о страданиях тела. Будде не надо было подчёркивать это. Они легко могли это видеть.

Для нас это не так легко. Хотя мы чувствуем страдания тела во вре­мя медитационной практики, мы хорошо знаем, что когда-то пойдём домой и у нас не будет страданий такой же степени. Так что это вре­менное страдание, потому что оно строго ограничено так, что мы можем с этим справиться. Мы не так уверены, что это тело не только имеет страдания, но и само страдает. Конечно, можно сказать, что иметь это тело - уже страдание. Просто быть зажатым в такое тело уже страда­ние. Это не означает, что в нас постоянно присутствует трагедия. Траге­дия - это одно, истина страдания - это другое. Будда сказал:

 

Рождение - это страдание

Увядание - это страдание

Смерть - это страдание

Не получать то, что хочется - это страдание

 

Это основные аспекты, но есть и другие между рождением, старени­ем, болезнями и смертью. У нас, очевидно, есть хорошие дни, когда мы не осознаём страдания в себе. Мы можем сожалеть, что кто-то страдает в это время, но мы также рады тому, что не переживаем этого, забывая о том, что страдание здесь всё время. Оно присутствует даже в удоволь­ствии, потому что мы не можем заставить удовольствие длиться беско­нечно. Удовольствие исчезает, как только мы хотим удержать его. Каж­дый раз, когда мы хотим удержать его, оно исчезает, и мы вынуждены искать его снова.

Это тело не может даже поддерживать жизнь, если его постоянно не кормить, не мыть, не упражнять и не чинить. Необходимы все виды ре­монта: очки, зубы, слуховые приборы, тоники, витамины, сиропы от кашля, шампуни, пудра и лосьоны. Миллионы тратятся просто на то, чтобы поддерживать тело, даже не улучшая его. Нельзя стать моложе, хотя многие люди пытаются. Все эти усилия, энергия, деньги и время тратятся просто на то, чтобы поддерживать работу тела. Если не под­держивать эти усилия, тело полностью распадётся. Мы не сможем больше использовать его. Ему присуще не слушать наши мольбы о мо­лодости, здоровье, красоте, долгой жизни, оно делает наоборот, и это можно с уверенностью отнести к страданию.

Величайшее страдание тела - это его многочисленные потребности, на удовлетворение которых большинство людей тратят все свои жизни. Все деньги, которые люди зарабатывают, всю работу, которую они выполняют, направлены на поддержание тела невредимым и удовлетворенным. Они вынуждены работать, чтобы иметь еду, дом, одежду и лекарства. Мы не нуждались бы в этом, если бы не имели тело. Большинство людей тратят много времени на то, что бы получить чуть больше комфорта и удовлетворения для тела. Это выглядит самым большим страданием - проводить таким образом свою жизнь.

Тело - не единственное, что страдает. Ум страдает тоже, и разве мы не замечали этого? Он не будет слушать, не так ли? Он будет делать то, что ему нравится, вместо того, чтобы оставаться там, где мы хотим. Он продолжает думать о вещах, которые склоняют нас к тому, чтобы чув­ствовать себя несчастными. Если это не страдание, тогда что? Это также глупость. Но это тоже страдание, не так ли?

Ум перелетает с одной мысли на другую. Процесс мышления как та­ковой - это страдание, даже если в нём есть полезные и умные мысли. Тогда, когда есть любого рода мышление, не может быть настоящего спокойствия.

Ум с его мыслями и тело с его многочисленными частями - и то, и другое - страдание. Будда говорил, что есть только одна причина, по которой мы испытываем страдание, и это желание. У нас есть три жела­ния, и все остальные связаны с ними. Это желание существования, же­лание самоуничтожения и желание чувственного удовлетворения. С этими тремя желаниями мы, очевидно, запутываемся в страданиях, по­тому что все три невозможно осуществить. Нет способа выиграть. Мы вовлечены в бесконечную борьбу, и это настоящее страдание.

Мы вовлечены в борьбу за существование, и при этом никто из нас не будет существовать после того, как истечёт наше время. Мы также вовлечены в борьбу за чувственные удовольствия, и это тоже безнадёж­но, потому что кратковременно. Это не может продолжаться. Третье, желание самоуничтожения, противоположное желанию существования, оно поднимается, когда всё кажется слишком мрачным. Оно также не­осуществимо, потому что отсутствие существования невозможно, это только для Просветлённых, которые понимают, что не существует ни­кто.

Первая и вторая благородные истины показывают нам, что мы тщет­но проживаем свои жизни. Не имеет значения, насколько хороши наши мысли, они также умрут. Если мы видим достаточно ясно, что наши желания, возможно, не могут быть удовлетворены, приходит время по­пытки найти выход из этой дилеммы, которая есть у каждого человека. Никто не освобождён. Видение этого создаёт в наших сердцах сострада­ние к каждому человеку, не важно, насколько он ужасен, не любим или насколько он глуп. Здесь нет петли, но есть выход.

Выход ведёт внутрь. Если проверить, мы не найдём ничего внутри себя. Большинство людей ищут решения где-то вовне, через лучшие условия, более приятных людей, меньшую работу, чуть меньшее стра­дание. Если мы только сможем действительно увидеть тщетность этого, мы не станем больше смотреть наружу. Вместо этого мы посмотрим вглубь, и это, очевидно, приведёт к третьей благородной истине, пре­кращения страданий, что есть освобождение.

Будда никогда действительно не объяснял, что такое освобождение. Он говорил, что не является освобождением. Он знал, что бесполезно объяснять это, потому что тот, кто не пережил этого, не поймет. Возможно говорить о том, что не является освобождением, потому что люди, по крайней мере, не будут искать в неправильном направлении.

Следующая история иллюстрирует это. Однажды жили рыба и чере­паха, которые были друзьями. Какое-то время они жили вместе в одном озере. Однажды черепаха решила посетить места вокруг озера. Она хо­рошо погуляла в окрестностях и вернулась, чтобы рассказать своему другу, рыбе, о чудесах, которые увидела. Рыба очень заинтересовалась и спросила черепаху о том, каково это быть на земле. Черепаха ответила, что это очень здорово. Тогда рыба захотела узнать, было ли там прозрачно, прохладно, была ли рябь, было ли ясно, гладко, хорошо ли для скольжения и плавания, мокро ли. Когда черепаха ответила, что там нет таких качеств, рыба сказала: «Тогда что же может быть там хорошего?»

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.