Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НЕАДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА



 

Неадекватное оценивание ребенком, себя, в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать началом серьезных трудностей при завязывании социальных контактов.

Самооценка формируется уже, в раннем возрасте. Вначале дети учатся оценивать поступки других детей, чуть позднее — свои собственные. Ребенок сравнивает себя с другими, проверяет границы своих возможностей и способностей. Постепенно у него складывается представление о себе, чертах своего характера, на основе чего он строит свою деятельность и отношения с окружающими. На этом этапе дети осознают особенности своего поведения, соотносят его с общепринятыми нормами и правилами, могут предвосхитить результат своих действий и оценку со стороны взрослого.

Самооценка ребенка может быть очень высокой либо очень низкой, или может находиться на среднем уровне. Для детей дошкольного возраста обычно характерна недифференцированная завышенная самооценка. Примерно к 7-летнему возрасту ребенок начинает оце­нивать себя более дифференцированно: он отграничивает отношение К себе от оценки своих поступков,- от своих возможностей выполнить ту или иную деятельность, добиться определенных результатов. Важно, чтобы ребенок мог реально оценить свои возможности, так как от этого напрямую зависит его положительное (отрицательное) самоощущение. В поведении адекватная самооценка выражается в решительности, бодрости, общительности, желании контактировать с другими; в играх дети спокойно воспринимают ситуацию проигрыша (во всяком случае, это не вызывает у них бурных эмоциональных реакций).

Дети с заниженной самооценкой испытывают внутренний дискомфорт, сомнения, они могут болезненно реагировать на внешние воздействия, испытывать страх перед неудачей, проигрышем. В поведении заниженная самооценка может проявляться в низкой активности, неуверенности, повышенной ранимости, обидчивости. Ребенок неохотно вступает в контакт, что затрудняет его отношения с другими детьми.

На индивидуальном коррекционном занятии с ребенком, имеющим трудности в развитии когнитивной сферы, я оказывала малышу различные виды стимулирующей помощи в достаточно знакомой ему деятельности. Стараясь эмоционально поддержать Костю, я хотела поделиться с ним собственной уверенностью в его силах: «Я знаю, что ты с этим справишься!». «Нет, я — глупый», спокойно констатировал Костя.

Думаю, что в приведенном примере речь не об адекватной или дифференцированной самооценке, скорее всего, такая самооценка мальчика являлась результатом неблагоприятного опыта; навешивания ярлыков со стороны взрослых или детей, на основании чего ребенок успел сделать выводы о своих способностях.

Другой крайний вариант неадекватного отношения к себе — завышенная самооценка: ребенок считает себя лучше всех, стремится везде быть первым и болезненно переживает, если ему это не удается. В поведении это может выражаться в эгоцентризме, высокомерном отношении к другим людям. Конфликты и агрессивные проявления могут быть следствием завышенных притязаний.

 

На формирование самооценки оказывает влияние множество факторов: особенности воспитания и социального опыта, личностные особенности, объективные факторы (наличие или отсутствие тех или иных качеств). Педагог должен корректировать неадекватную самооценку ребенка целенаправленными воспитательными воздействиями — подчеркиванием успехов ребенка, его достижений за какой-то временной период («ты уже научился делать то-то и то-то...»), выражением уверенности в его возможностях («У тебя обязательно получится!»). Нужно поощрять проявления всякой инициативы, формировать адекватное отношение к успехам и неудачам. Принятие малыша взрослым играет немаловажную роль в преодолении им личностных трудностей: ребенку необходимо ощущать, что его любят, положительно к нему относятся, даже если у него что-то не получается. Хорошим подспорьем являются коллективные игры, организуемые взрослым, так как создают условия для успеха, получения нового опыта, улучшают отношения внутри детской группы, тем самым повышая уверенность ребенка в себе.

Завышенная самооценка может быть следствием воспитания, например, по типу кумира семьи, вседозволенности, а в иных случаях является компенсацией эмоционального неблагополучия ребенка, стремлением доказать, что он — лучше всех и таким образом способен добиться популярности и успеха. При завышенной самооценке будет оптимальным, во-первых, налаживание отношений с другими детьми, формирование уважительного отношения, приятия, сопереживания. Ребенку нужно дать понять, что каждый в группе по-своему особенный и сравнивать детей нужно только с самим собой. Педагог может моделировать проблемные ситуации для каждого конкретного случая, использовать ролевые игры, в которых ребенок сможет увидеть свое поведение и его результаты как бы со стороны и расширить свой поведенческий репертуар. Кроме того, взрослому следует демонстрировать своим примером адекватное отношение к чужим ус­пехам и неудачам, критически оценивать в присутствии детей свои возможности и результаты.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.