Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА



СО ВЗРОСЛЫМИ

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка. Рассмотрим в динамике эти процессы.

Известный отечественный психолог М. И. Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включающие в себя: потребности, мотивы и средства общения. Совокупность данных составляющих представляет собой определенную форму общения. На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка.

Первой, возникающей в онтогенезе (2—3 мес), является ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш еще не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный опыт через эмоциональное обще­ние со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей. Присутствие рядом близкого человека и его сосредоточенность на малыше гарантируют последнему безопасность и тот поток ласковых, любовных воздействий, которые вызывают ответные положительные эмоции. Наблюдения за детьми этого возраста показали, что уже на 2-м месяце жизни дети проявляют любовь к взрослому не только в ответ на его ласку, но и по своей инициативе. Операции, с помощью которых осуществляется общение в рамках первой формы этой деятельности, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения. Безразличие взрослого к ребенку в первом полугодии жизни вызывает особенную реакцию у младенца: он встревожен, угнетен, его ответное поведение резко затормаживается [21]. Таким образом, ситуативно-личностная форма общения является в младенчестве ведущей деятельностью, т. е. определяет дальнейшее психическое и. физическое развитие ребенка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей позитивные переживания, которые в свою очередь повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Дефицит эмоциональных контактов со взрослыми может привес­ти к необратимому недоразвитию ребенка, нарушению его адаптационных механизмов.

Второй появляется ситуативно-деловая форма общения(от 6 мес. до 3 лет), где основной выступает потребность в сотрудничестве, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства — предметно-манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой. Отношение ребенка к окружающему миру каче­ственно изменяется — он активно интересуется всем происходящим вокруг, подражает, манипулирует предметами, постепенно у него формируется осознание собственной личности, своего «Я». Взаимоотношения ребенка со взрослым носят характер практического сотрудничества. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом содействие взрослого является ведущим.

Содержание потребности в сотрудничестве со взрослым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей изменения. В первые год-полтора, когда ребенок еще не овладел речью, ему требуется помощь в предметных действиях. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству преобразуется. Малыш не ограничивается ожиданием помощи, он предпочитает действовать и подражает взрослому.

В это время происходит важное событие в развитии личности ребенка — он начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих отдельных действий. Очень важно чрезмерно не ограничивать появившуюся самостоятельность и инициативность ребенка, ведь ему необходима возможность приоб­ретения собственного опыта.

В рамках такой формы общения со взрослым, действуя по его образцу, в условиях практического сотрудничества с ним, дети овладевают и речью [29].

Переход к дошкольному детству знаменуется и пере­ходом к новой форме общения — внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Однако возможности ребенка еще ограничены, и единствен­ным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.

Отношение авторитетно значимых взрослых к успехам (неуспехам) ребенка в различных сферах способствует формированию у малыша самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверст­никами, на формирование его личности в целом. Поло­жительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.

К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма об­щения — внеситуативно-личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых.

Внеситуативно-личностное общение базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуникации, и протекает на фоне разнообразной деятельности — игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, теперь оно, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.

Во взаимодействии со взрослым ребенок стремится достичь взаимопонимания и сопереживания. Это стремление свидетельствует о внутренней готовности ребенка разобраться, как думает и чувствует другой человек, и — шагнуть ему навстречу. Чаще всего дошкольник принимает мнение авторитетного взрослого только после само­стоятельного осмысления. Но может и согласиться, поступившись собственными взглядами и соображениями, так как реально оценивает свои возможности и понимает, что еще не вполне разбирается в сложных проблемах.

Именно это заставляет 5—7-летних детей задавать уточняющие вопросы, интересоваться, что думают взрослые по тому или иному поводу. Ребенку необходимо сопоставить мнение взрослого со своим, уяснить сказанное.

Старшие дошкольники учатся ориентироваться в социальной сфере, устанавливать разносторонние отношения с окружающими. Они осваивают правила поведения, осознают свои права и обязанности, свой долг и ответственность перед другими людьми. И здесь личностное общение со взрослыми играет огромную роль. Особенно важно то, как взрослый оценивает действия окружающих. Сравнивая свое отношение к поступкам других с оценками взрослого, ребенок постигает основы социального поведения, проверяет правильность своих взглядов. Поэтому очень важно как родителям, так и педагогам своим примером демонстрировать достойные образцы поведения. Только в этом случае ребенок будет стремиться к гармоничным отношениям с другими людьми. Доверие и искренность — вот та основа, на которой должны строиться отношения взрослого и ребенка, впоследствии это поможет ребенку найти свое место в обществе.

К 6—7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности — к учебной. Внеситуативно-личностное общение помогает ребенку подготовиться к учебе. Во-первых, у него формируется отношение к взрослому как к учителю и представление о себе как об ученике. Во-вторых, ребенок уже может действовать «в уме», не прибегая к практическим пробам. Благодаря этому навыку дошкольник в состоянии сосредоточиться, не отвлекаясь на внешние помехи, поскольку мысленно удерживает поставленную перед ним задачу [36].

Психологическая готовность ребенка к обучению вшколе — это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания.

Можно выделить несколько основных параметров готовности ребенка к обучению в школе:

1) определенный уровень развития психических процессов;

2) эмоционально-мотивационная готовность;

3) наличие произвольности поведения;

4) сформированность общения.

Сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребенка и одним из факторов, способствующих его успешной адаптации к школьному обучению.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.