Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИЧИНЫ НЕПОПУЛЯРНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДИ



СВЕРСТНИКОВ И СТРАТЕГИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Причины Стратегия
Непривлекательный внешний вид ребенка Консультирование родителей
Негативное отношение педагога к ребенку Анализ причин, самоконтроль педагога за проявлением эмоций
Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) ребенка Решение личностных проблем ребенка
Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание способов общения или неумение организовать общение, совместную деятельность) Развитое коммуникативных навыков
Отсутствие у ребенка потребности в общении Коррекция проблем личностного развития, формирование потребности в общении — комплексное взаимодействие педагогов, ребенка и родителей
Частые болезни ребенка Поддержание опосредованного контакта детской группы с ребенком (педагог может вспоминать о ребенке во время его отсутствия, быть посредником в передаче информации между ребенком и детской группой — дети могут с помощью воспитателя написать ему письмо, нарисовать для него рисунок и т. д.)  

 


ЛИЧНОСТНЫЕ ТРУДНОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА

ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.

Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении, необходимо понять их причины. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные — психофизиологические особенности ребенка (определенная незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при пра­вильном воспитании преодолевается к 7—8 годам). Нередко эти факторы действуют одновременно, поскольку взрослые недооценивают (по своему незнанию) или попросту игнорируют те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями.

Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят временный характер и связаны с переживанием ребенком одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). Эти периоды, несмотря на трудновоспитуемость ребенка, свидетельствуют-таки о нор­мальном процессе психического и личностного развития. Воспитательные же воздействия на ребенка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому моменту системы отношений взрослого и дитя.

Очень важно суметь выявить истинные, глубинные причины неадекватного поведения ребенка, вызывающего тревогу у родителей и воспитателей, и наметить пути решения выявленных проблем.

Нарушения общения могут проявляться в следующих формах:

♦ неспособности сопереживать другому ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок, просмотре мультфильмов;

♦ неумении регулировать свои эмоции и поведение;

♦ проявлении отрицательных эмоций и страхов по­стоянного характера в процессе общения.

Далее мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся поведенческие проявления, вызывающие трудности в об­щении у дошкольников, а также возможные способы их коррекции.

 

АГРЕССИВНОСТЬ

 

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой — может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.

Агрессивным называют разные типы поведения. Например, враждебность, форма агрессии, чреватая неприятностями и для самого носителя, и для его окружения. Упорство — тоже форма агрессии, но без него трудно получить результат, достичь цели.

Существует несколько категорий агрессивного поведения [31], мы остановимся на двух главных формах, с которыми часто приходится сталкиваться родителям и педагогам.

1. Недеструктивная агрессия — настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на до­стижение цели и тренировку. Такая форма агрессии проявляется у детей с первых месяцев жизни и служит для защиты потребностей, собственности, прав, она тесно связана с удовлетворением личностных желаний, достижением цели, способностью к адаптации.

2. Враждебная деструктивность — злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Проявляется как результат сильных негативных переживаний, дискомфорта. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся незначительными, для маленького человека могут оказаться труднопереносимыми именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому физическая реакция может быть для него наиболее удовлетворительной и результативной, особенно при ограниченной способности К самовыражению.

Враждебная деструктивность проявляется в форме, физической и вербальной (словесной) агрессии.

Физическая может выражаться как в драках, так и в разрушительном отношении к вещам (ребенок разбрасывает и ломает игрушки, рвет книги и т. п.). Иногда агрессивность и разрушительность совпадают — тогда ребенок швыряет различные предметы в других детей и взрослых.

Оскорбления, ругань, дразнилки — выражение вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за собственные обиды.

Причины агрессивного поведениямогут отражать различные эмоциональные переживания ребенка. Например:

♦ боязнь быть обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения;

♦ переживание обиды или душевной травмы;

♦ неудовлетворенная потребность в любви и внимании;

♦ протест против ограничения каких-либо естественных желаний или потребностей (скажем, в активной деятельности).

Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка имеют характер взаимоотношений в семье и стиль воспитания. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные по­ступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком [54].

Для эффективного взаимодействия с ребенком и коррекции его поведения взрослому (педагогу, психологу, родителю) необходимо, прежде всего, выяснить причины таких проявлений. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, Чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Важны постоянство и последовательность в реализации выбранных взрослыми*; мер влияния на ребенка.

Основные направления содержания коррекционной работы:

1. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживания чрезмерного неудовольствия.

 

2. Удовлетворение потребности ребенка в активности, достаточной и приемлемой самостоятельности в исследовательской и познавательной деятельности.

3. Конструктивное определение пределов разрешенного.

4. Обучение ребенка приемлемому выражению враждебности.

5. Управление реакциями агрессивности ребенка с целью его психологического развития.

6. Помощь ребенку и участие при болезненных для него переживаниях.

7. Гармонизация отношений родителей и детей.

Для предупреждения и преодоления агрессивного поведения маленьких детей целесообразно использовать коллективные и ролевые игры, способствующие выработке произвольности правильного поведения, способности к сопереживанию и взаимовыручке.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.