Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модуль 2. Этапы и специфика различных видов антропосоциогенеза.



Раздел 3. Ранний антропосоциогенез.

Л – 8 ч, ПЗ – 4 ч, СРС – 12 ч.

Тема 9. Биологические предпосылки человека и общества. Структура жизнедеятельности животных. Организация животных сообществ: доорганизменная, организменная, надорганизменная. Законы биологической эволюции и ее содержание: общее, особенное, потенциальное. Предпосылки возникновения человека и общества в биологическом.

Тема 10. Социальная антропология первобытного коллектива собирателей. Возникновение формирующегося труда и его структура. Формирующееся социальное и его организация: организменная, доорганизменная, надорганизменная. Изменение законов биологической эволюции и возникновение вида Homo primigenius. Соотношение биологического и формирующегося социального в переходный период.

Тема 11. Социальная антропология первобытного коллектива охотников. Образ жизни первобытных охотников и его структура. Формирующаяся социальная организация: организменная, доорганизменная, надорганизменная. Появление вида Homo habilis и его антропометрия. Соотношение биологического и социального в период индустрии камня.

Тема 12. Социальная антропология первобытного коллектива земледельцев и скотоводов. Социальная антропология древних коллективов земледельцев и скотоводов. Сложившийся (преобразующий) труд и его структура. Социальная организация сформировавшегося человека: Homo sapiens и его антропометрия; соотношение биологического и социального в нем. Изменение законов биологической эволюции человека и последствия этого для общества.

Раздел 4. Антропосоциогенез антагонистических общественно-экономических формаций.

Л – 6 ч, ПЗ – 3 ч, СРС – 10 ч.

Тема 13. Социальная антропология рабовладельческого общества. Социальная антропология рабовладения. Производство общественной жизни рабовладельческих обществ: возникновение, структура, содержание, специфика. Люди рабовладельческих цивилизаций и из сообщества (социальная структура при рабовладении). Различия в антропометрии. Характер социального, его противоречивость, закономерности и возможности развития.

Тема 14. Социальная антропология феодального общества. Феодальное производство общественной жизни: возникновение, структура, содержание. Люди и сообщества (исторические общности) кастово-сословного общества (социальная структура феодализма и его антропометрия). Характер социального: его противоречивость, закономерности и возможности развития.

Тема 15. Социальная антропология капиталистического общества. Производство общественной жизни индустриального общества: возникновение, структура, содержание. Люди и сообщества (исторические общности) капитализма (социальная структура индустриального общества и его антропометрия, сравнительная социология). Характер социального в условиях товарного производства: его противоречивость, закономерности и возможности развития.

Раздел 5. Проблемы современного антропосоциогенеза.

Л – 4 ч, ПЗ – 2 ч, СРС – 7 ч.

Тема 16. Социальная антропология современного общества и прогностические аспекты антропосоциогенеза. Современное производство общественной жизни: возникновение, структура, содержание. Люди и сообщества (исторические общности) современного человечества (социальная спецификация и прогностика современности: антропологический аспект, сравнительная социология). Характер современного социального: противоречивость, закономерности и возможности развития.

Тема 17. Проблемы диагностики и реабилитации девиаций. Причины и диагностика магистрали и девиации в антропосоциогенезе. «Социальное здоровье» и «социальная патология»: понятия, содержание, исторические типы. Критерии и глубина девиации. Проблемы реабилитации (коррекции) в антропосоциогенезе. Социальная работа и ее исторический характер. Возможность, необходимость, институты. Профессиональная этика социального антрополога. Методы социоантропологического исследования.

 

4.3 Перечень тем практических занятий

 

Таблица 4.2 – Темы практических занятий

№ п.п. Номер темы дисциплины Наименование темы практического занятия
Предмет и структура социальной антропологии в современной мировой науке.
История социально-антропологических знаний.
Основные понятия (категории) социальной антропологии и их интерпретация (трактовка) в науке.
Методология социального познания. Диалектико-материалистический метод.
Методология социального познания. Диалектико-материалистическое понимание истории (антропосоциогенеза, социального процесса).
Методология социального познания. Научная концепция человека.
Методология социального познания. Типология людей в антропосоциогенезе.
Методология социального познания. Периодизация (теории и практики) антропосоциогенеза.
Ранний антропосоциогенез. Биологические предпосылки человека и общества.
Ранний антропосоциогенез. Девиантное развитие (тупики) периода первобытнообщинного собирательства.
Ранний антропосоциогенез. Девиантное развитие (тупики) периода первобытной охоты.
Ранний антропосоциогенез. Социальная антропология в коллективах древних землевладельцев и скотоводов специфика развития и девиаций.
Антропосоциогенез классовых обществ. Девиации рабовладельческих цивилизаций.
Антропосоциогенез классовых обществ. Девиация феодализма.
Антропосоциогенез классовых обществ. Девиация капитализма.
Современный антропосоциогенез и прогностика. Девиации современности и перспективы социальной антропологии (теоретические и прикладные).
Девиации в антропосоциогенезе׃ причины, диагностика и реабилитация.

 

4.4 Перечень тем лабораторных работ

Не предусмотрены

 

4.5 Виды самостоятельной работы студентов

 

Таблица 4.4 – Виды самостоятельной работы студентов (СРС)

Номер темы (раздела) дисциплины Вид самостоятельной работы студентов Трудоёмкость, часов
Изучение теоретического материала
Индивидуальные задания
  Итого: в ч / в ЗЕ 54/1,5

 

4.5.1. Изучение теоретического материала

Тема 1. Признаки научного социального знания׃ а) описательного; б) объяснительного. Варианты определения предмета социальной антропологии и их обоснованность. Отличие фундаментального знания от эмпирического.

Тема 2. Характеристики раннего социально-антропологического знания в ведической и русской культурах. Определения человека в раннем социальном знании. Характер раннего социального знания.

Тема 3. Объективная необходимость открытия законов развития человеческого фактора производства и истории. Сущность кризиса социального знания. Достижения и трудности классической социологии и антропологии.

Тема 4. Значение научного инструментария (метод, методология, методика) и его корректного использования в теории и практике. Концепции развития в современной науке и специфике научной концепции развития. Всеобщий закон развития и общая формула развития объективной реальности.

Тема 5. Наиболее общие закономерности соотношения низшего и высшего в объективной реальности и их применение к человеку. Концепция развития форм материи XIX в. и ее развитие в XX-XXI вв. Диалектика социального, его естественных основ и условий существования.

Темы 6. Классическая социология о сущности диалектико-материалистического понимания истории (антропосоциогенеза, социального процесса). Соотношение уровней диалектико-материалистического понимания истории (антропосоциогенеза, социального процесса). Сущность девиантного развития в классической социологии и антропологии.

Тема 7. Концепции человека в классическом и современном гуманитарном знании. Научная концепция человека, ее сущность и обоснование, уровни, свойства (атрибуты). Таксономия (типология) людей в антропосоциогенезе (социальном процессе, истории) в норме и девиации, прогрессе и регрессе, развитии и вырождении. Магистраль и тупики антропогенеза.

Тема 8. Объективные основания периодизации теории антропосоциогенеза. Социальные основы периодизации антропосоциогенеза, их теоретическое и прикладное значение. Обоснование возможности планирования процессов (прогресса и регресса) антропосоциогенеза, их примеры в современной и прошлой истории.

Тема 9. История представлений о биологических предпосылках человека и общества. Структура биологической жизнедеятельности как аналог и предпосылка социального образа жизни. Иерархия сторон жизнедеятельности животных.

Тема 10. Магистраль и тупики периода первобытного собирательского хозяйства. Причины отклоняющегося развития и его антропометрия. Характер формирующегося социального в норме и патологии.

Тема 11. Магистраль и тупики периода первобытного охотничьего хозяйства. Причины отклоняющегося развития и его антропометрия. Характер формирующегося социального в норме и патологии.

Тема 12. Смена законов экстенсивного (через видообразование) на интенсивное (развитие вида внутри его самого) развитие при переходе к земледелию и скотоводству. Причины отклоняющегося развития в период первобытного преобразующего хозяйства. Антропометрия девиантов. Характер сложившегося социального в норме и патологии.

Тема 13. Специфика общественного производства в классовом (рабовладельческом) обществе. Причины отклоняющегося развития в рабовладении. Антропометрия девиантов. Характер социального в норме и патологии.

Тема 14. Специфика общественного производства в классово-сословном (феодальном) обществе. Причины отклоняющегося развития при феодализме. Проявления девиации. Характер социального в норме и патологии.

Тема 15. Специфика общественного производства в буржуазном (индустриальном) обществе. Причины отклоняющегося развития при капитализме. Проявления девиаций. Характер социального в норме и патологии.

Тема 16. Современное производство общественной жизни. Причины отклоняющегося развития в постиндустриальном обществе. Проявления и фиксация девиаций на уровнях энергетики, метаболизмов, биологии, личностных параметров человека разных страт. Характер социального в норме и патологии, перспективы его развития.

Тема 17. Диагностика отклоняющегося развития в антропосоциогенезе. Практика реабилитации (социальной работы) в истории. Позитивный и негативный опыт и способы социальной гигиены.

 

4.5.2 Курсовой проект (курсовая работа)

Не предусмотрен.

 

4.5.3. Реферат

Не предусмотрен.

 

4.5.4. Расчетно-графические работы

Не предусмотрены.

 

4.5.5. Индивидуальные задания

Выполняются в виде контрольной работы, тему которой студент может выбрать как самостоятельно, так и из числа предложенных. Цель контрольной работы – выработка (приобретение) навыков теоретической и прикладной профессиональной деятельности. Контрольная работа состоит из трех основных разделов׃

а) теоретико-методологический анализ выбранной темы;

б) анализ, обработка и обобщение материала избранной темы;

в) грамотно представленный научный аппарат (источники, ссылки, оформление и т.д.).

Ориентировочные темы контрольных работ:

1. Концепция человека в социальном знании.

2. Современная научная концепция человека.

3. Концепция развития в современной науке.

4. Научная концепция развития объективной реальности и место человека в ней.

5. Историческое значение различных типов («пород») человека в антропосоциогенезе.

6. Типы («породы») человека и их социальное значение (исторические роли) в антропосоциогенезе.

7. Девиантное развитие в антропосоциогенезе.

8. Антропосоциогенез – теория и патология.

9. Социальная магистраль и социальная девиация – понятия, сущность, основания.

10. Антропосоциогенез – магистраль и тупики.

11. Причины отклоняющегося развития в раннем антропосоциогенезе.

12. Сравнительная антропология антропометрия человека в собирательских и охотничьих коллективах первобытного общества.

13. Сравнительная социология ранних охотников, земледельцев и скотоводов.

14. Сравнительная антропология и антропометрия видов homo primigenius, homo hiabibis и homo sapiens.

15. Возникновение вида homo sapiens и изменение законов антропосоциогенеза.

16. Девиантное развитие в рабовладельческих обществах и его причины.

17. Девиантное развитие в феодальном обществе.

18. Девиации в буржуазном обществе и их детерминация.

19. Девиации российской истории.

20. Девиантное развитие в современном обществе.

21. Современные российские проблемы антропосоциогенеза.

22. Группы риска в современном антропосоциогенезе.

23. Прогностические проблемы антропосоциогенеза.

24. Буржуазный декаданс.

25. Причины девиантного развития в современном обществе.

26. Причины девиантного развития в Западном обществе.

27. Причины девиантного развития в современном российском обществе.

28. Диагностика отклоняющегося развития человека и общества.

29. Проблема реабилитации девиаций.

30. Прикладные технологии социальной антропологии (исторический обзор).

 

4.5.6. Подготовка к аудиторным занятиям

Перед каждым аудиторным занятием студент должен проработать теоретический материал по рекомендованным основным монографиям, методическим пособиям, статьям ведущих отечественных и зарубежных специалистов по социальной антропологии.

 

5 Образовательные технологии, используемые

для формирования компетенций

 

Проведение лекционных занятий по дисциплине основывается на активном методе обучения, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники занятия, отвечающие на вопросы преподавателя. Вопросы преподавателя нацелены на активизацию процессов усвоения материала, установление связей с ранее освоенным материалом. Часть лекционных и практических занятий основывается на интерактивном методе обучения, при котором учащиеся взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом, а роль преподавателя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия.

Преподавание дисциплины также ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы;

работа в команде – совместная работа студентов в группе при выполнении практических заданий.

 

6 Управление и контроль освоения компетенций

6.1 Текущий контроль освоения заданных дисциплинарных частей компетенций

Текущий контроль освоениядисциплинарных частей компетенций проводится в следующих формах:

опрос, текущая контрольная работа для анализа усвоения материала предыдущих занятий;

оценка работы студента на практических занятиях в рамках рейтинговой системы.

 

6.2 Рубежный и промежуточный контроль освоения заданных




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.