Тема 9. Биологические предпосылки человека и общества. Структура жизнедеятельности животных. Организация животных сообществ: доорганизменная, организменная, надорганизменная. Законы биологической эволюции и ее содержание: общее, особенное, потенциальное. Предпосылки возникновения человека и общества в биологическом.
Тема 10. Социальная антропология первобытного коллектива собирателей. Возникновение формирующегося труда и его структура. Формирующееся социальное и его организация: организменная, доорганизменная, надорганизменная. Изменение законов биологической эволюции и возникновение вида Homo primigenius. Соотношение биологического и формирующегося социального в переходный период.
Тема 11. Социальная антропология первобытного коллектива охотников. Образ жизни первобытных охотников и его структура. Формирующаяся социальная организация: организменная, доорганизменная, надорганизменная. Появление вида Homo habilis и его антропометрия. Соотношение биологического и социального в период индустрии камня.
Тема 12. Социальная антропология первобытного коллектива земледельцев и скотоводов. Социальная антропология древних коллективов земледельцев и скотоводов. Сложившийся (преобразующий) труд и его структура. Социальная организация сформировавшегося человека: Homo sapiens и его антропометрия; соотношение биологического и социального в нем. Изменение законов биологической эволюции человека и последствия этого для общества.
Раздел 4. Антропосоциогенез антагонистических общественно-экономических формаций.
Л – 6 ч, ПЗ – 3 ч, СРС – 10 ч.
Тема 13. Социальная антропология рабовладельческого общества. Социальная антропология рабовладения. Производство общественной жизни рабовладельческих обществ: возникновение, структура, содержание, специфика. Люди рабовладельческих цивилизаций и из сообщества (социальная структура при рабовладении). Различия в антропометрии. Характер социального, его противоречивость, закономерности и возможности развития.
Тема 14. Социальная антропология феодального общества. Феодальное производство общественной жизни: возникновение, структура, содержание. Люди и сообщества (исторические общности) кастово-сословного общества (социальная структура феодализма и его антропометрия). Характер социального: его противоречивость, закономерности и возможности развития.
Тема 15. Социальная антропология капиталистического общества. Производство общественной жизни индустриального общества: возникновение, структура, содержание. Люди и сообщества (исторические общности) капитализма (социальная структура индустриального общества и его антропометрия, сравнительная социология). Характер социального в условиях товарного производства: его противоречивость, закономерности и возможности развития.
Раздел 5. Проблемы современного антропосоциогенеза.
Л – 4 ч, ПЗ – 2 ч, СРС – 7 ч.
Тема 16. Социальная антропология современного общества и прогностические аспекты антропосоциогенеза. Современное производство общественной жизни: возникновение, структура, содержание. Люди и сообщества (исторические общности) современного человечества (социальная спецификация и прогностика современности: антропологический аспект, сравнительная социология). Характер современного социального: противоречивость, закономерности и возможности развития.
Тема 17. Проблемы диагностики и реабилитации девиаций. Причины и диагностика магистрали и девиации в антропосоциогенезе. «Социальное здоровье» и «социальная патология»: понятия, содержание, исторические типы. Критерии и глубина девиации. Проблемы реабилитации (коррекции) в антропосоциогенезе. Социальная работа и ее исторический характер. Возможность, необходимость, институты. Профессиональная этика социального антрополога. Методы социоантропологического исследования.
4.3 Перечень тем практических занятий
Таблица 4.2 – Темы практических занятий
№
п.п.
Номер темы дисциплины
Наименование темы практического занятия
Предмет и структура социальной антропологии в современной мировой науке.
История социально-антропологических знаний.
Основные понятия (категории) социальной антропологии и их интерпретация (трактовка) в науке.
Методология социального познания. Диалектико-материалистический метод.
Методология социального познания. Диалектико-материалистическое понимание истории (антропосоциогенеза, социального процесса).
Методология социального познания. Научная концепция человека.
Методология социального познания. Типология людей в антропосоциогенезе.
Методология социального познания. Периодизация (теории и практики) антропосоциогенеза.
Ранний антропосоциогенез. Биологические предпосылки человека и общества.
Ранний антропосоциогенез. Девиантное развитие (тупики) периода первобытнообщинного собирательства.
Ранний антропосоциогенез. Девиантное развитие (тупики) периода первобытной охоты.
Ранний антропосоциогенез. Социальная антропология в коллективах древних землевладельцев и скотоводов специфика развития и девиаций.
Современный антропосоциогенез и прогностика. Девиации современности и перспективы социальной антропологии (теоретические и прикладные).
Девиации в антропосоциогенезе׃ причины, диагностика и реабилитация.
4.4 Перечень тем лабораторных работ
Не предусмотрены
4.5 Виды самостоятельной работы студентов
Таблица 4.4 – Виды самостоятельной работы студентов (СРС)
Номер темы
(раздела)
дисциплины
Вид самостоятельной работы студентов
Трудоёмкость, часов
Изучение теоретического материала
Индивидуальные задания
Итого:
в ч / в ЗЕ
54/1,5
4.5.1. Изучение теоретического материала
Тема 1. Признаки научного социального знания׃ а) описательного; б) объяснительного. Варианты определения предмета социальной антропологии и их обоснованность. Отличие фундаментального знания от эмпирического.
Тема 2. Характеристики раннего социально-антропологического знания в ведической и русской культурах. Определения человека в раннем социальном знании. Характер раннего социального знания.
Тема 3. Объективная необходимость открытия законов развития человеческого фактора производства и истории. Сущность кризиса социального знания. Достижения и трудности классической социологии и антропологии.
Тема 4. Значение научного инструментария (метод, методология, методика) и его корректного использования в теории и практике. Концепции развития в современной науке и специфике научной концепции развития. Всеобщий закон развития и общая формула развития объективной реальности.
Тема 5. Наиболее общие закономерности соотношения низшего и высшего в объективной реальности и их применение к человеку. Концепция развития форм материи XIX в. и ее развитие в XX-XXI вв. Диалектика социального, его естественных основ и условий существования.
Темы 6. Классическая социология о сущности диалектико-материалистического понимания истории (антропосоциогенеза, социального процесса). Соотношение уровней диалектико-материалистического понимания истории (антропосоциогенеза, социального процесса). Сущность девиантного развития в классической социологии и антропологии.
Тема 7. Концепции человека в классическом и современном гуманитарном знании. Научная концепция человека, ее сущность и обоснование, уровни, свойства (атрибуты). Таксономия (типология) людей в антропосоциогенезе (социальном процессе, истории) в норме и девиации, прогрессе и регрессе, развитии и вырождении. Магистраль и тупики антропогенеза.
Тема 8. Объективные основания периодизации теории антропосоциогенеза. Социальные основы периодизации антропосоциогенеза, их теоретическое и прикладное значение. Обоснование возможности планирования процессов (прогресса и регресса) антропосоциогенеза, их примеры в современной и прошлой истории.
Тема 9. История представлений о биологических предпосылках человека и общества. Структура биологической жизнедеятельности как аналог и предпосылка социального образа жизни. Иерархия сторон жизнедеятельности животных.
Тема 10. Магистраль и тупики периода первобытного собирательского хозяйства. Причины отклоняющегося развития и его антропометрия. Характер формирующегося социального в норме и патологии.
Тема 11. Магистраль и тупики периода первобытного охотничьего хозяйства. Причины отклоняющегося развития и его антропометрия. Характер формирующегося социального в норме и патологии.
Тема 12. Смена законов экстенсивного (через видообразование) на интенсивное (развитие вида внутри его самого) развитие при переходе к земледелию и скотоводству. Причины отклоняющегося развития в период первобытного преобразующего хозяйства. Антропометрия девиантов. Характер сложившегося социального в норме и патологии.
Тема 13. Специфика общественного производства в классовом (рабовладельческом) обществе. Причины отклоняющегося развития в рабовладении. Антропометрия девиантов. Характер социального в норме и патологии.
Тема 14. Специфика общественного производства в классово-сословном (феодальном) обществе. Причины отклоняющегося развития при феодализме. Проявления девиации. Характер социального в норме и патологии.
Тема 15. Специфика общественного производства в буржуазном (индустриальном) обществе. Причины отклоняющегося развития при капитализме. Проявления девиаций. Характер социального в норме и патологии.
Тема 16. Современное производство общественной жизни. Причины отклоняющегося развития в постиндустриальном обществе. Проявления и фиксация девиаций на уровнях энергетики, метаболизмов, биологии, личностных параметров человека разных страт. Характер социального в норме и патологии, перспективы его развития.
Тема 17. Диагностика отклоняющегося развития в антропосоциогенезе. Практика реабилитации (социальной работы) в истории. Позитивный и негативный опыт и способы социальной гигиены.
4.5.2 Курсовой проект (курсовая работа)
Не предусмотрен.
4.5.3. Реферат
Не предусмотрен.
4.5.4. Расчетно-графические работы
Не предусмотрены.
4.5.5. Индивидуальные задания
Выполняются в виде контрольной работы, тему которой студент может выбрать как самостоятельно, так и из числа предложенных. Цель контрольной работы – выработка (приобретение) навыков теоретической и прикладной профессиональной деятельности. Контрольная работа состоит из трех основных разделов׃
а) теоретико-методологический анализ выбранной темы;
б) анализ, обработка и обобщение материала избранной темы;
в) грамотно представленный научный аппарат (источники, ссылки, оформление и т.д.).
Ориентировочные темы контрольных работ:
1. Концепция человека в социальном знании.
2. Современная научная концепция человека.
3. Концепция развития в современной науке.
4. Научная концепция развития объективной реальности и место человека в ней.
5. Историческое значение различных типов («пород») человека в антропосоциогенезе.
6. Типы («породы») человека и их социальное значение (исторические роли) в антропосоциогенезе.
7. Девиантное развитие в антропосоциогенезе.
8. Антропосоциогенез – теория и патология.
9. Социальная магистраль и социальная девиация – понятия, сущность, основания.
10. Антропосоциогенез – магистраль и тупики.
11. Причины отклоняющегося развития в раннем антропосоциогенезе.
12. Сравнительная антропология антропометрия человека в собирательских и охотничьих коллективах первобытного общества.
13. Сравнительная социология ранних охотников, земледельцев и скотоводов.
14. Сравнительная антропология и антропометрия видов homo primigenius, homo hiabibis и homo sapiens.
15. Возникновение вида homo sapiens и изменение законов антропосоциогенеза.
16. Девиантное развитие в рабовладельческих обществах и его причины.
17. Девиантное развитие в феодальном обществе.
18. Девиации в буржуазном обществе и их детерминация.
19. Девиации российской истории.
20. Девиантное развитие в современном обществе.
21. Современные российские проблемы антропосоциогенеза.
22. Группы риска в современном антропосоциогенезе.
23. Прогностические проблемы антропосоциогенеза.
24. Буржуазный декаданс.
25. Причины девиантного развития в современном обществе.
26. Причины девиантного развития в Западном обществе.
27. Причины девиантного развития в современном российском обществе.
28. Диагностика отклоняющегося развития человека и общества.
29. Проблема реабилитации девиаций.
30. Прикладные технологии социальной антропологии (исторический обзор).
4.5.6. Подготовка к аудиторным занятиям
Перед каждым аудиторным занятием студент должен проработать теоретический материал по рекомендованным основным монографиям, методическим пособиям, статьям ведущих отечественных и зарубежных специалистов по социальной антропологии.
5 Образовательные технологии, используемые
для формирования компетенций
Проведение лекционных занятий по дисциплине основывается на активном методе обучения, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники занятия, отвечающие на вопросы преподавателя. Вопросы преподавателя нацелены на активизацию процессов усвоения материала, установление связей с ранее освоенным материалом. Часть лекционных и практических занятий основывается на интерактивном методе обучения, при котором учащиеся взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом, а роль преподавателя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия.
Преподавание дисциплины также ведется с применением следующих видов образовательных технологий:
проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы;
работа в команде – совместная работа студентов в группе при выполнении практических заданий.
6 Управление и контроль освоения компетенций
6.1 Текущий контроль освоения заданных дисциплинарных частей компетенций
Текущий контроль освоениядисциплинарных частей компетенций проводится в следующих формах:
опрос, текущая контрольная работа для анализа усвоения материала предыдущих занятий;
оценка работы студента на практических занятиях в рамках рейтинговой системы.
6.2 Рубежный и промежуточный контроль освоения заданных