Знает:
- закономерности развития человека и общества в процессе их возникновения и развития в норме и девиациях
Лекция
Практические занятия (семинары)
Самостоятельная работа
Опрос
Тестирование
Зачет
- отечественную и зарубежную научную литературу по проблемам антропосоциогенеза
Умеет:
- анализировать приоритетные проблемы антропосоциогенеза в современном обществе
Лекция
Практические занятия (семинары)
Самостоятельная работа
Опрос
Тестирование
Зачет
- прогнозировать антропосоциальные процессы на основе углубленного анализа ситуации в обществе
- использовать законы развития человека в практике анализа социального процесса
Владеет:
- навыками применения теоретических подходов к анализу процесса антропосоциогенеза
Лекция
Практические занятия (семинары)
Самостоятельная работа
Опрос
Тестирование
Зачет
- методами эмпирического анализа проблем человека на различных уровнях
- технологиями реабилитации девиантного развития и поведения человека
3 Структура учебной дисциплины по видам и формам учебной работы
Таблица 3.1 – Объём и виды учебной работы
№
п.п.
Виды учебной работы
Трудоёмкость, ч
по семестрам
всего
Аудиторная работа
-в том числе в интерактивной форме
- лекции (Л)
-в том числе в интерактивной форме
- практические занятия (ПЗ)
-в том числе в интерактивной форме
- лабораторные работы (ЛР)
-в том числе в интерактивной форме
Контроль самостоятельной работы (КСР)
Самостоятельная работа студентов (СРС)
- изучение теоретического материала
- индивидуальные задания
Итоговая аттестация по дисциплине:зачет
Трудоёмкость дисциплины, всего:
в часах (ч)
в зачётных единицах (ЗЕ)
4 Содержание учебной дисциплины
4.1 Модульный тематический план
Таблица 4.1 – Тематический план по модулям учебной дисциплины
Номер учебного модуля
Номер раздела дисциплины
Номер темы дисциплины
Количество часов (очная форма обучения)
Трудоёмкость,
ч / ЗЕ
аудиторная работа
КСР
итоговая аттестация
самостоятельная работа
всего
Л
ПЗ
ЛР
Всего по разделу:
2
6
2
7
2
8
Всего по разделу:
Всего по модулю
2
11
2
12
Всего по разделу:
2
15
Всего по разделу:
Всего по разделу:
Всего по модулю:
Итоговая аттестация
зачет
Итого:
108/3
4.2 Содержание разделов и тем учебной дисциплины
Модуль 1. Введение в социальную антропологию.
Раздел 1. Введение в социальную антропологию.
Л – 6 ч, ПЗ – 3 ч, СРС – 9 ч.
Тема 1. Предмет социальной антропологии. Понятие, актуальность, специфика, история развития в качестве учебной дисциплины в России. Социальная антропология как научная и учебная дисциплина; объект исследования и предметное поле; соотношение с другими гуманитарными дисциплинами: философией жизни, «понимающей» социологией, культурологией, социальной психологией. Структура учебного курса (лекций и семинаров).
Тема 2. Раннее социально-антропологическое знание. Раннее социально-антропологическое знание. Понятие, содержание, специфика. Социально-антропологические доктрины Древнего Мира, Средневековья, эпохи Ренессанса. Историческое значение ранних знаний о человеке: достижения и трудности.
Тема 3. Классическое социально-антропологическое знание. Классическое социально-антропологическое знание. Понятие, содержание, специфика, материальные и теоретические предпосылки, социальные корни. Историческое значение классических социально-антропологических знаний: достижения и трудности.
Раздел 2. Методология социально-антропологического знания.
Л – 10 ч, ПЗ – 6 ч, СРС – 16 ч.
Тема 4. Научная концепция развития объективной реальности. «Метод», «методология», «методики»: понятия, содержание, история. Концепция развития и соотношения уровней бытия, место в ней антропосоциогенеза. Закономерности соотношения уровней объективной реальности.
Тема 5. Развитие и соотношение форм материи. Закономерности развития и соотношения форм материи в антропосоциогенезе.
Тема 6. Диалектико-материалистическое понимание истории. Соотношение форм общественного бытия, их роль в развитии человека и общества. Смерть как культурный феномен; архетипы культуры, ментальность, массовое и общественное сознание.
Тема 7. Диалектико-материалистическая концепция человека. Концепция развития человека в антропосоциогенезе, виды людей (магистральные и тупиковые) и тип развития различных пород. Миры человека и константы его существования: труд, познание, любовь, доминирование, игра.
Тема 8. Периодизация теории и практики антропосоциогенеза. Периодизация теории и практики антропосоциогенеза в свете новейших научных знаний. Единство и различие понятий цивилизация и культура; соотношение социального и культурного; показатели социокультурного процесса. Пятилетние и прочие планы социально-экономического развития. Их прикладное значение. Парадигмы социоантропологического познания; семиотические системы как «кладовые» опыта жизнедеятельности людей; виды и формы трансляции социального и научного знания.