В основе идеи интеграции — идея нормализации: жизнь человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должна быть максимально приближена к жизни в социуме.
Для интеграции детей с нормальным слухом и интеллектом необходимо сформировать мотивацию, развить произвольность поведения, сформировать уровень психического развития, достаточный для усвоения школьной программы, проеодолеть коммуникативные барьеры, обусловленные первичным речевым дефектом.
-семантический (бедный словарный запас, нарушение значения слов, замены и слишком широкое/узкое употребление слов, неправильное понимание лексических значений) — ОНР (на выходе)
-речевой негативизм — у детей с выраженным речевым дефектом и высоким интеллектом.
42% детей с ОВЗ нигде не учатся, хотя имеют право на образование, соответствующее требованиям и возможностям.
Задача стандарта — обеспечить помощь сразу после выявления первичного дефекта, обеспечить индивидуальный подход и создать условия для получения образования.
4 варианта дифференциации стандарта, из них 2 соответствуют цензовому образования, 2 — не цензового образования.
Для нарушений речи — 2 цензовых+1 нецензовый:
1)та же среда общеобразовательной школы+ логопункт (ФФН, легкое ОНР)
2)пролонгированные сроки обучения, специальная программа школы 5 вида (ОНР 2,3 уровня, обусловленное алалией, дизартрией, ринолалией)
3)организация специального обучения в соответствии с нуждами ребенка
4)индивидуальное обучение в соответствии с возможностями ребенка
2 компонента (линии) развития:
1.академическая успешность
2.жизненная компетентность (расширение опыта, контактов, развитие коммуникации)
Возможности интеграции в общеобразовательную среду определяются не диагнозом и формой обучения, а сложным взаимодействием факторов, отражающих личностное, интеллектуальное, психофизическое развитие каждого ребенка, а также адекватность работы в дошкольном периоде.
К моменту поступления в школу у большинства речевой дефект проявляется минимально, но в более сложных условиях адаптации к школе у значительного числа детей выявляются признаки недостаточной готовности к письму и чтению, трудности речевой коммуникации, которые ограничивают академическую успешность.
Необходимо выявить новый параметр, влияющий на номинативное обучение и выбор варианта стандарта (особая образовательная потребность). Также необходимо прогнозировать возможную академическую успешность и возможности его речевой коммуникации.
Категории детей с ОВЗ:
1)с резко выраженным недоразвитием речи — тяжелая степень: зачаток активного словаря, ограниченное понимание вне ситуации, отсутствие фразовой речи, сочетание двигательных, речевых и психических расстройств. Дети с тяжелой дизартрией, сенсо-моторной и сенсорной алалией, генетическими синдромами, двусторонними расщелимнами губы и неба в сочетании с незначительным снижением слуха — 3 вариант стандарта по индивидуальной реабилитационной программе.
2)с недоразвитием речи средней степени: умение пользоваться фразовой речью, лексический запас ниже нормы, выраженные аграмматизмы, несформированность фонематических процессов и слоговой структуры
3)с более высоким уровнем развития фразовой речи: в самостоятельной речи поставленные звуки нечеткие, не сфомированы процессы дифференциации звуков, недостаточность лексики, грамматики и звукопроизношения, проявляющиеся в монологической речи, смазанность речи, недостатки в смысловой стороне речи, трудности понимания абстрактых и незнакомых слов, планирования собственных высказываний — основная масса детей, плохо успевающих по чтению и русскому языку.
Способствуют интеграции:
-раннее выявление детей группы риска
-логопедическая коррекция перед началом школьного обучения
-обучение в школе с лог.классами и школе 5 вида
-обеспечение комплексного подхода, координация психологического, медицинского и педагогического воздействия
-возможность адаптации учебных программ под коммуникативные навыки учащихся
-варьирование отдельных тематических разделов
-применение индивидуальных приемов работы, индивидуального темпа обучения
-особая организация контрольных и проверочных работ
-постоянный пошаговый мониторинг результативности академического компонента и динамики состояния