Логопедия – наука о нарушениях речи, их преодоления и предупреждении посредством специального коррекционного обучения. Логопедия является одним из разделов специальной педагогики – дефектологии.
Предметом логопедии как научной дисциплины является:
- нарушения речи;
- процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности, система коррекционного воздействия.
Л. подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию взрослых. Основы дошкольной логопедии как науки разработаны Р.Е.Левиной и базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.А.Леонтьева о сложной иерархической структуре речевой деятельности.
Основные задачи логопедии:
- изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых расстройств;
- определение распространенности, симптоматики и степени проявлений наруш. речи;
- выявление динамики развития детей с наруш. речи, влияние речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на различные виды их деятельности;
- изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с отклонениями в развитии;
- выявление этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений;
- разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и их систематизация;
- совершенствование методов профилактики речевых расстройств;
- разработка организации логопедической помощи.
Из лекций Орловой: Л. – наука, которая в первую очередь изучает проблему коммуникации. Л. объединяет 2 составные части: медицинскую и педагогическую.
Принципы л.: общедидактические и специальные
Из учебника Беккер, Совак: «Главное состоит в том, что эта наука объединяет в себе две основные части — медицинскую и педагогическую. Обе эти части, несмотря па специфику, тесно связаны между собой. Педагогическую часть данной научной дисциплины, целью которой является изучение речевых нарушений, разработка принципов и методов их коррекции и профилактики, мы называем логопедией. Медицинская часть включает фониатрию и другие специальные разделы медицины»
Связь логопедии с другими науками.
Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Различают внутрисистемные и межсистемные, связи:
К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией.
К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.
Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией.
Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.).
Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога.
Эти данные имеют важное значение для правильного педагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической работы выбора профиля специального учреждения.
Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.