В течение последних десятилетий ученые убедительно доказали необходимость ранней диагностики и помощи детям с нарушением слуха. Считается, что в период до 3 лет возможно оказание наиболее эффективной и действенной как медицинской, так и психолого-педагогической помощи. Во многом это объясняется тем, что все нервные процессы «проявляются» в раннем детском возрасте и функционируют потом до конца жизни. Если же они сформированы несвоевременно или закреплены ошибочным образом, то после определенного времени их исправление уже невозможно. В первые два года пластичность мозга, повышенная чувствительность зрительного, слухового и других анализаторов, рост центральной нервной системы находятся в наивысшей точке и сильнее всего подвергаются влиянию внешних раздражителей из окружающего мира.
При рождении все системы и органы ребенка пребывают в состоянии готовности «включиться» под воздействием изменившихся условий окружающей среды. Если системы и органы функционируют нормально, то внешние раздражители (свет, звук, температура и др.) вызывают бурное развитие нервной системы малыша, развитие нервных клеток коры головного мозга, активное выстраивание связей между анализаторами и отделами мозга и т.д. Если же имеется нарушение слуха, то процесс «включения» слуховой системы тормозится или не происходит совсем. Поскольку все системы тесно связаны между собой, нарушение слуха с первых дней жизни ребенка будет влиять на «включение» и развитие других систем (зрения, движений и т.д.).
Нейрофизиологи доказали, что при длительном отсутствии слуховых раздражителей вследствие нарушений во внутреннем ухе, даже при условии что в три года ребенку подобран слуховой аппарат, невозможно наверстать упущенное в его развитии, так как период активного формирования нервных связей и слуховых центров мозга практически закончен. Критической фазой для формирования слухового анализатора считается период до 18 месяцев жизни ребенка. Именно поэтому развитие младенца с нарушением слуха во многом будет зависеть от своевременной и адекватной медицинской и психолого-педагогической помощи.
Важным условием полноценного развития плохослышащего малыша является слухопротезирование. Внедрение в повседневную практику современных методов исследования слуха (компьютерной аудиометрии, импедансометрии, отоакустической эмиссии) позволяет провести диагностику нарушения слуха у детей младенческого и раннего возраста (до трех лет), а появление большого выбора различных моделей слуховых аппаратов и финансирование государством программы по кохлеарной имплантации значительно расширяет возможности раннего развития слухового восприятия глухих и слабослышащих.
Необходимо отметить, что медицинская диагностика и слухопротезирование детей невозможны без участия сурдопедагога. Кроме того, слухопротезирование само по себе не решает главной проблемы ребенка с нарушенным слухом – полноценное развитие, формирование речи, умения общаться с окружающими. Без специальных занятий с сурдопедагогом и психологом малыш по-прежнему будет отставать в своем развитии от слышащих сверстников.
В последнее время происходит увеличение количества детей, имеющих сложные, сочетанные нарушения (нарушение слуха и дополнительные нарушения – неврологические, психические, логопедические, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата), которым необходима помощь нескольких специалистов. Государство осознает перечисленные проблемы и создает в начале 2000-х годов в системе образования специальную службу психолого-педагогических центров, задачей которых становится комплексное сопровождение ребенка с различными нарушениями и его семьи.
Основная цель медико-психолого-педагогической помощи – организация комплексной диагностики, составление индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка специалистами разного профиля (врачами, сурдопедагогами, психологами, логопедами, социальными педагогами) и формирование особенной коррекционно-педагогической среды в условиях семьи для всестороннего, максимально полноценного развития ребенка и его социализации.
Система помощи лицам с нарушением слуха включает несколько этапов.
Первый этап – диагностический. На этом этапе велика роль врачей, которые с помощью современного медицинского оборудования устанавливают диагноз. Но полученные у детей аудиологические данные зависят от многих факторов – от возраста, наличия дополнительных нарушений, в том числе психоневрологического статуса, самочувствия и поведения во время обследования. Поэтому сурдопедагог также проводит оценку состояния слуховой функции ребенка и сопоставляет объективные параметры аудиологических тестов с субъективными данными педагогического тестирования для подтверждения или уточнения порогов слухового восприятия.
Кроме того, на этом этапе подключается психолог для определения уровня психического развития ребенка с целью выявления дополнительных нарушений или разграничения сенсорных (нарушение слуха, зрения) и интеллектуальных.
Второй этап – коррекционно-реабилитационный. Врач сурдолог подбирает и настраивает слуховой аппарат. Подстройка, перенастройка слухового аппарата – это процесс, который должен проходить в течение всего дошкольного детства и продолжаться в школе. Подбор режима работы слухового аппарата зависит от многих параметров: медицинских показателей, сурдопедагогических требований к слухопротезированию на данном возрастном и коррекционно-реабилитационном этапе, психологических и возрастных особенностей плохослышащего, возможностей семьи.
Оценка правильности настройки слухового аппарата в данный период времени для данного ребенка осуществляется сурдопедагогом. Кроме того, сурдопедагог начинает проводить целенаправленные систематические занятия с глухим или слабослышащим по развитию слухового восприятия и обучению устной речи. Сурдопедагог учит родителей правильному общению с плохослышащим малышом в семье и как правильно заниматься с ним дома.
В это же время психолог работает с родителями малыша, так как после постановки диагноза родители находятся в стрессовом состоянии. Психолог помогает преодолеть эти переживания, принять и любить не такого как все ребенка. Психолог учит родителей наблюдать за развитием малыша и анализировать полученные результаты.
В этот период подключается и социальный педагог. Он объясняет родителям права и обязанности плохослышащих, помогает оформить инвалидность и дает рекомендации по заполнению индивидуальной реабилитационной карты малыша. Социальный педагог показывает перспективы дальнейшего обучения ребенка, возможности его социализации и адаптации в современном обществе, раскрывает роль родителей в этом сложном процессе.
В последнее время плохослышащим детям все чаще требуется и помощь логопеда. Если в середине – конце 20 века логопедические, речевые нарушения у глухих и слабослышащих встречались достаточно редко, а нарушение произношения в основном зависело от степени снижения слуха, то сейчас у каждого пятого плохослышащего ребенка диагностируется дополнительное речевое нарушение. Коррекция такого нарушения возможна только с помощью квалифицированного специалиста-логопеда. Но логопед может поставить диагноз и начать заниматься с плохослышащим ребенком только тогда, когда сурдопедагог и родители подготовят его к таким занятиям. Кроме того, среди глухих и слабослышащих учащихся все чаще встречаются дети, имеющие нарушения письменной речи, которые также поможет исправить логопед. Логопедическая составляюшая в коррекционно-реабилитационной работе имеет огромное значение в течение длительного времени, так как закрепление правильного произношения может затянуться у ребенка на многие годы.
Таким образом, только в активном взаимодействии семьи плохослышащего ребенка и специалистов разного профиля можно создать благоприятные условия для полноценного, приближенного к нормальному развития, обеспечить дальнейшую социализацию его в обществе слышащих людей.