Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Из предисловия к русскому переводу



Сатпрем – Шри Ауробиндо или Путешествие сознания

 

Перевод А.А.Шевченко и В.Г.Баранова

Satprem. Sri Aurobindo, or Journey of Consciousness

Издательство Ленинградского университета. Л., 1989

 

Из предисловия к русскому переводу

Предисловие

ВВЕДЕHИЕ

1. СОВЕРШЕННО ЗАПАДНЫЙ ЧЕЛОВЕК

2. ВЕЧНЫЙ ЗАКОН

3. КОНЕЦ ИНТЕЛЛЕКТА

4. БЕЗМОЛВИЕ РАЗУМА

Ментальные построения

Активная медитация

Переходный период

Нисхождение Силы

Выход в новый способ познания

Всеобщий Разум

5. СОЗНАНИЕ

Центры сознания

Фронтальное существо

Индивидуализация сознания

Сознание-Сила,

Сознание-Радость

6. УСПОКОЕНИЕ ВИТАЛЬНОГО

Моральные узы

Привычка ответной реакции

Враждебные силы

Истинное витальное

7. ПСИХИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Психическое рождение

Рост психического

8. НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО

Независимость от чувств

Независимость от болезни

Независимость от тела

9. СОН И СМЕРТЬ

Планы сознания

Сон-переживание

Сон действия

10. ЙОГИН-РЕВОЛЮЦИОНЕР

Проблема действия

Нирвана

11. ЕДИНСТВО

Космическое сознание

Центральное существо. Всеобщая личность

Познание через отождествление

12. СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОЕ

Загадка

Условия открытия

Восхождение сознания

Экстаз?

Существа и силы

Планы, разума

Обыкновенный Разум

Высший Разум

Озаренный Разум

Интуитивный Разум

Глобальный Разум

Поэзия мантр

13. ПОД ЗНАКОМ БОГОВ

14. ТАЙНА

Степени подсознательного

Пределы психоанализа

Темная полусфера истины.

Великий переход

15. СУПРАМЕНТАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Супраментальное видение

Супраментальная сила

16. ЧЕЛОВЕК – ПЕРЕХОДНОЕ СУЩЕСТВО

Труды – творения

Мать

Контуры эволюции

17. ТРАНСФОРМАЦИЯ

Перспективы будущего

Работа (первый период)

Фундаментальный Агни

Второй период – тело

Второй период – подсознательное

Третий период – Ашрам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Конец, который вечно начинается вновь

Приложение I. Шри Ауробиндо. ЗАПАДНАЯ МЕТАФИЗИКА И ЙОГА

Приложение II. Из интервью Сатпрема

Ссылки

Сочинения Шри Ауробиндо

 

Посвящается Матери

 

Предисловие

Век путешествий и приключений прошел. Даже если мы отправимся к далеким галактикам, облаченные в скафандры и вооруженные компьютерами, это ничего не изменит. Мы обнаружим, что мы – все те же: дети, беспомощные перед лицом смерти, живые существа, которые не слишком уверены в том, как и зачем они живут или куда идут. Что касается земных путешествий, ясно, что времена Кортеса и Писсаро прошли. Все та же машина окружает нас, ловушка сжимается со всех сторон. Но, как это часто бывает, чем тяжелее испытание, тем быстрее мы находим способ преодолеть его; и оказывается, что этот нелегкий переходный период, в который мы вовлечены, ведет к более яркому свету. Итак, мы стоим, как перед стеной, перед последним исследованием, которое нам осталось, перед последним путешествием, последним приключением – перед самими собой.

Знаков тому множество, они просты и очевидны. Важнейшие события 60-х годов – не путешествие на Луну, а "путешествия" за наркотиками, студенческие волнения в мире и переселения хиппи – но куда бы они могли податься? Нет больше мест ни на кишащих людьми пляжах, ни на перегруженных дорогах, ни в растущих муравейниках наших городов. Выход следует искать где-то в другом месте.

Но существует множество этих "где-то" самого разного рода. Наркотики – вещь неопределенная и полная опасности, главное же – они ставят в зависимость от внешних средств, тогда как истинное переживание должно быть осуществимо по желанию и где угодно – и в продуктовом магазине, и в уединении в собственной комнате – в противном случае это не переживание, а аномалия или порабощение. Психоанализ в настоящее время все равно что тускло освещенная пещера, и самое главное – ему не достает того рычага сознания, который дает человеку возможность вольно двигаться, сохраняя полный контроль, вместо того, чтобы быть бессильным свидетелем или несчастным пациентом. Религиозные пути несут гораздо больше света, но они слишком зависимы от бога или от догмы; главное же то, что они заключают нас внутри одного типа опыта, ибо можно так же легко стать пленниками иных миров – на самом деле, это даже легче, – чем быть пленником этого мира. Ценность переживания измеряется в конечном счете его способностью преобразовывать жизнь – в противном случае это просто пустая мечта или галлюцинация.

Шри Ауробиндо ведет нас к жизненно важному открытию, двойственному по своему характеру: оно не только позволяет нам найти приемлемый смысл тому душному хаосу, в котором мы живем, но и преобразовать наш мир. Следуя за ним шаг за шагом в этом удивительном исследовании, мы приходим к самому важному открытию, к порогу Великой Тайны, которой суждено изменить лицо этого мира, а именно, что сознание есть сила. Загипнотизированные современной научной обстановкой, в которой мы родились и от которой, кажется, никуда не уйти, мы думаем, что единственная наша надежда – это все большее распространение машин, которые будут лучше нас видеть, лучше нас слышать, лучше нас считать, лучше, чем мы, лечить, – и, наверное, в конечном счете, жить лучше, чем мы живем. На самом же деле нам следует для начала осознать то, что мы можем действовать лучше, чем наша техника, и что чудовищной Машине, которая душит нас, суждено рассыпаться так же быстро, как она и возникла, – при условии, что мы завладеем рычагом истинной силы и низойдем в свое сердце методично и строго, подобно исследователю с ясным умом.

Затем мы можем прийти к открытию, что наш блестящий двадцатый век в отношении психологии является веком каменным, что несмотря на все наши науки мы еще не вступили в истинную науку жизни и не приблизились к подлинному господству над миром и над самим собой и что перед нами открываются горизонты совершенства, гармонии и красоты, в сравнении с которыми наши самые великолепные открытия подобны грубой заготовке подмастерья.

Сатпрем

Пондишери, 27 января 1970 г.

 

Из предисловия к русскому переводу

Книга Сатпрема „Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания" считается как в Индии, так и на Западе, классическим введением в мировоззрение Шри Ауробиндо. Она выдержала несколько изданий во многих странах мира и переведена на английский (есть два перевода), итальянский, немецкий (в настоящее время готовится к выходу в свет второй немецкий и второй итальянский переводы), голландский и испанский языки, а также на несколько языков Индии. Эта книга не может, конечно, заменить непосредственного знакомства с трудами Шри Ауробиндо, но она может помочь в них сориентироваться.

Об отдельных деталях данного перевода. Предложения, выделенные курсивом, – это или цитаты, принадлежащие Шри Ауробиндо или Матери (они не заключались в кавычки), или слова, выделенные автором. Как правило, все цитаты из Шри Ауробиндо сопровождаются ссылками на источники, приведенные в конце книги. Большинство цитат взято из юбилейного 30-томного Собрания сочинений Шри Ауробиндо (Pondichery, 1972.), – в этом случае цифры, выделенные жирным шрифтом, указывают на номер тома. Остальные цитаты взяты из следующих книг (все они изданы в Пондишери):

Sri Aurobindo:

 

1. Essays on the Gita (1959)

2. On Yoga II, Tome 2 (1958)

3. Life, Literature and Yoga (1952)

4. The Riddle of this World (1951)

5. Letters, 3rd Series (1949)

6. Poems Past and Present (1952)

7. The Human Cycle (1949)

 

A.В.Purani:

 

1. Evening Talks with Sri Aurobindo (1959)

2. Life of Sri Aurobindo (1958)

 

D.K.Roy. Sri Aurobindo Came to Me (1952)

G.Monod-Неrzеп. Sri Aurobindo (1954)

Nirodbaran. Correspondence with Sri Aurobindo (1959).

 

Большинство цитат из высказываний Матери взято из „Агенды Матери" (L'Agenda de Mere. In 13 t. Paris, 1977-1982); при этом автор не указывает ни том, ни страницу цитирования.

Андрей Шевченко

 

Я становлюсь тем, что я прозреваю в себе.

Я могу сделать все, что внушает мне мысль;

могу стать всем, что мысль открывает во мне.

Это должно стать непоколебимой верой человека в себя,

ибо Бог пребывает в нем.[1]

 

ВВЕДЕНИЕ

Жил на свете злой махараджа, для которого была нестерпима сама мысль, что кто-то может быть выше его. Созвав всех пандитов царства, как было принято в важных случаях, он задал им такой вопрос: "Кто из нас более велик – я или Бог?" Пандиты задрожали от страха. Будучи людьми мудрыми, как к тому их обязывала профессия, они попросили отсрочки, чтобы подумать – в силу привычки они цеплялись за свое положение и свои жизни. Но они были достойными людьми и не желали гневить Бога. Они очень сокрушались по поводу постигшего их несчастья, и тогда их утешил самый старый пандит: "Предоставьте все мне, завтра я поговорю с государем". На следующий день, когда весь двор был собран для торжественного приема, пришел и этот старый человек. Он был спокоен, руки его были смиренно сложены, лоб был натерт белой золой. Он низко поклонился и произнес: "О господин, ты, несомненно, более велик". Правитель трижды закрутил свои длинные усы и высоко поднял голову. "Ты более велик, о царь, потому, что ты можешь изгнать нас из своего царства, а Бог – не может, ибо поистине Его царство – это все вокруг, и некуда уйти от Него".

Эта индийская легенда, место происхождения которой – Бенгалия, где родился Шри Ауробиндо, наверняка была известна ему – тому, кто говорил, что Он – это все: боги, бесы, люди, земля, а не только небеса, и чей весь опыт ведет к божественной реабилитации Материи. На протяжении последних пятидесяти лет психология занимается лишь тем, что реинтегрирует демонов в человеке; вероятно, задачей следующего полувека будет, как полагал Андре Мальро, "реинтегрировать в человеке богов", или, точнее, говоря словами Шри Ауробиндо, реинтегрировать Дух в человеке и в Материи и создать "жизнь божественную на земле": Потусторонние небеса – велики и удивительны, но гораздо более велики и более удивительны небеса внутри вас. И эти Эдемы ожидают божественного труженика.[2]

Есть много путей, чтобы начать эту работу – по сути дела, каждый из нас имеет свой собственный подход: для одного это может быть красиво исполненное изделие или хорошо сделанная работа, для другого – возвышенная идея, завершенная философская система, для третьего – гармония музыки, течение реки, отблеск солнечного света на поверхности моря; все это – дыхания Бесконечного. Но это лишь краткие мгновения, а мы хотим постоянства. Эти неуловимые мгновения обусловлены многими обстоятельствами, которыми мы не способны управлять, а мы ищем то, что нельзя было бы отнять, нечто не зависимое от условий и обстоятельств – некое окно внутри себя, которое, раз открывшись, уже никогда не закрылось бы вновь.

Из-за того, что здесь, на земле, трудно осуществить эти условия, мы говорим о "Боге", о "духовности", о Христе или о Будде, или о целой цепи основателей великих религий – и все это пути поиска постоянства. Но, может быть, мы люди вовсе не религиозные и не мистики, а просто устали от догм, верим в землю и подозрительно относимся к громким словам. Возможно, и наши заумные рассуждения тоже достаточно утомили нас и все, чего мы хотим – это найти свою маленькую речку, впадающую в Бесконечность. В Индии жил один великий святой, который в течение многих лет, прежде чем достиг великого покоя, задавал каждому встречному такой вопрос: "Видел ли ты Бога?.. Видел ли ты Бога?.." И всякий раз он уходил разочарованный и сердитый, ибо люди рассказывали ему всякие небылицы. А он хотел видеть. Ведь не виноват же он в том, что с этим словом, как, впрочем, и со многими другими, люди связывают столько ложного. Когда мы увидим, мы сможем рассказать об этом – но, скорее всего, мы будем хранить молчание. Нет, мы не хотим обманывать себя словами; мы хотим начать с того, что мы имеем, прямо оттуда, где мы находимся, с грязью, прилипшей к нашим башмакам, и маленьким лучом света наших лучших дней, ибо в этом состоит наша простая вера. Затем мы видим, что мир вокруг нас не так уж велик, и нам хотелось бы изменить его, но мы стали слишком скептичными по отношению к универсальным панацеям, всяким движениям, партиям и теориям. Вот поэтому-то мы и начинаем с самого близкого, с самого начала, т.е. с самих себя; это немного, но это все, что мы имеем. Мы попытаемся изменить этот маленький кусочек мира прежде, чем отправиться спасать других. И, может быть, в конце концов это не такая уж глупая мысль, ибо, кто знает, не является ли изменение самих себя самым эффективным способом изменения других?

Чем может помочь нам Шри Ауробиндо на таком невысоком уровне?

Есть Шри Ауробиндо философ, Шри Ауробиндо поэт, кем он, по сути, и был, и провозвестник эволюции, но далеко не каждый из нас философ или поэт, а еще менее – пророк. Возможно, мы были бы вполне удовлетворены, если бы он просто дал нам средство поверить в свои собственные возможности, не только в человеческие, но и в сверхчеловеческие и божественные возможности и не только поверить в них, но и раскрыть их в себе шаг за шагом, увидеть себя и стать бескрайними – бескрайними, как земля, которую мы любим, и как все страны и моря, которые находятся внутри нас. Ибо есть Шри Ауробиндо исследователь, он же – йогин; разве не говорил он, что йога – это искусство сознательного самораскрытия {self-finding}? [3] Именно это исследование сознания хотим мы предпринять вместе с ним. И если мы пойдем спокойно, терпеливо, со всей искренностью, храбро встречая лицом к лицу все трудности пути, – а Бог знает, что путь этот довольно каменист, – то однажды окно обязательно откроется и солнце осветит нас навеки. На самом деле, открывается не одно окно, а несколько, одно за другим, с каждым разом раскрывая перед нами все более широкую перспективу, новые измерения нашего собственного царства; и каждый раз это означает изменение сознания такое радикальное, как скажем, переход из сна в бодрствование. Мы проследим основные этапы этих изменений сознания так, как их пережил Шри Ауробиндо, и описал ученикам в своей интегральной йоге – до того момента, когда они поведут нас к новому, до сих пор не изведанному опыту, который, возможно, обладает силой изменить саму жизнь.

Ибо Шри Ауробиндо – не только исследователь сознания, он – строитель нового мира. В самом деле, какая польза в изменении собственного сознания, если мир вокруг нас остается все тем же? Мы уподобились бы королю из сказки Андерсена, который разгуливал нагишом по улицам своей столицы. И действительно, после того, как Шри Ауробиндо исследовал самые дальние границы миров, известных и древней мудрости, он открыл иной мир, не нанесенный ни на одну карту. Он назвал его Суперразумом, или Супраментальным, и стремился низвести этот мир вниз, на землю. Он предлагает нам немного напрячься, приложить усилия и принять участие в этой прекрасной сказке, если мы любим сказки. Ибо Суперразум, говорит нам Шри Ауробиндо, вносит радикальные и драматические изменения в эволюцию сознания на земле; именно это изменение сознания будет обладать силой преображения нашего физического мира, и оно преобразует наш мир – мы надеемся, к лучшему, – так же основательно и необратимо, как сделал это Разум, впервые появившись в живой Материи. И тогда мы увидим, каким образом интегральная йога ведет к йоге супраментальной, или йоге земной трансформации, контуры которой мы попытаемся здесь набросать, потому что сказка еще только делается, и дело это и новое, и сложное; мы пока не знаем, куда это приведет нас, и завершится ли все это успехом.

На самом деле это немного зависит и от каждого из нас.

 

 

Глава 1

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.