Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система органов управления и контроля природопользованием и экологической безопасностью.



Механизм управления природопользованием и охраной ОС базируется на определенной институциональной основе, которую образуют:

- система имущественных прав (включая права собственности на экологические блага, природные ресурсы и объекты экологической инфраструктуры);

- совокупность органов экологического управления и контроля (общегосударственных, региональных, местных).

При всем многообразии системы управления в области природопользования и охраны окружающей среды, в разных странах мира все органы экологического контроля и управления могут быть разделены на две основные категории: общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции РФ относятся, например Федеральное собрание, Правительство, представительные и законодательные органы власти различного уровня, а также органы самоуправления, ведающие широким кругом вопросов природопользования.

На органы власти специальной компетенции возложены наиболее ответственные задачи, связанные с нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д.

Поскольку власть государственных органов по специальным вопросам природопользования и охраны среды распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их называют также межотраслевыми или надведомственными.

В РФ, согласно утверждающимся демократическим подходам, система органов экологического управления и контроля базируется на таком важнейшем принципе, как разделение властей.

Федеральные органы управления и экологического контроля.

Представлены все 4 ветви власти:

1. 1. Президентская;

2. законодательная;

3. исполнительная;

4. судебная.

Сходные принципы управления реализуются и в субъектах РФ.

Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для управления в сфере природопользования.

Полномочия Президентской ветви власти заключаются в выработке исходных принципов общенациональной экополитики, а также правового обеспечения охраны ОС и природопользования.

В соответствии с конституцией, Президент не только обладает правом на законодательную инициативу, но и утверждает (отклоняет) принимаемые депутатами законы, после чего они вступают в силу, а также имеет право на подготовку собственных указов.

В составе Президентской ветви власти функционирует Совет безопасности РФ и Межведомственная Комиссия по экологической безопасности. Комиссия готовит предложения по решению принципиальных вопросов экологической безопасности (предотвращение, ликвидация чрезвычайных ситуаций).

Законодательная (представительная) ветвь власти представлена 2-х палатным Парламентом - Федеральным собранием (Федеральная Дума и Совет Федерации). К компетенции законодательной власти относится подготовка и принятие природоохранного законодательства, определение основных направлений государственной экополитики, утверждение Федеральных экологических программ, порядок организации и деятельности органов управления в области охраны ОС, использования природных ресурсов и др.

Исполнительная ветвь властипредставлена Правительством РФ, которому подчиняются Федеральные специально уполномоченные органы охраны ОС и природопользования.

В настоящее время к числу основных исполнительных органов государственной власти, осуществляющих специальное управление в области природопользования и охраны окружающей среды в России, относятся учреждения, представленные на рис.[Источник: Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов РФ"

 

Министерство природных ресурсов РФ
Федеральная Служба по надзору в сфере экологии и природопользования  
Федеральное агентство по водным ресурсам  
Федеральное агентство по недропользованию  
Федеральное агентство лесного хозяйства  
Структурные подразделения сквозного действия, в том числе: · Департамент государственной политики и регулирования в сфере природопользования · Департамент государственной политики в сфере охраны окружающей среды · Департамент международного сотрудничества в области охраны среды и природопрользования · Правовой департамент и др.  
Территориальные органы УПП и ООС  
Подведомственные организации

 

 

Полномочия органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной ОС определены в ФЗ "Об охране ОС", глава II, статья 5.

К ним относятся:

· обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития РФ;

· разработка и издание федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в области охраны ОС и контроль над их применением;

· разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития РФ;

· установление порядка осуществления государственного мониторинга ОС и системы наблюдений за состоянием ОС и обеспечение функционирования такой системы;

· установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны ОС (федеральный государственный экологический контроль);

· установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны ОС;

· координация и реализация мероприятий по охране ОС в зонах экологического бедствия;

· установление требований в области охраны ОС, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов в области охраны ОС;

· установление порядка определения размера платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в ОС, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на ОС;

· организация и проведение государственной экологической экспертизы;

· установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны ОС;

· предъявление исков о возмещении вреда ОС, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства;

· организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры и обеспечение населения достоверной информацией о состоянии ОС;

· ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС;

· ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

· экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС;

· экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

· установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны ОС и его осуществление;

· установление международного сотрудничества РФ в области охраны ОС и др.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной ОС регулируются статьей 6.

К ним относятся:

§ определение основных направлений охраны ОС на территориях субъектов РФ с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов РФ;

§ участие в разработке федеральной политики в области экологического развития и соответствующих программ;

§ реализация федеральной природоохранной политики на территориях субъектов РФ;

§ разработка и издание законов и иных нормативных, правовых актов субъектов РФ в области охраны ОС (с учетом особенностей субъектов РФ), контроль за их исполнением;

§ разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны ОС, содержащие соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;

§ разработка, утверждение и реализация целевых программ в области охраны ОС субъектов РФ;

§ организация и осуществление в порядке, установленном законодательством РФ, государственного мониторинга ОС и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием Ос на территориях субъектов РФ;

§ государственный контроль в области охраны ОС за объектами хозяйственной деятельности, находящимися на территориях субъектов РФ;

§ экономическая оценка воздействия на ОС хозяйственной и иной деятельности;

§ привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности;

§ предъявление исков о возмещении вреда ОС, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны ОС;

§ ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства РФ;

§ обеспечение населения достоверной информацией о состоянии ОС на территориях субъектов РФ;

§ ведение учета объектов и источников негативного воздействия на ОС на территориях субъектов;

§ ведение Красной книги субъекта РФ;

§ осуществление экологической паспортизации и др.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.