Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормативно-правовое обеспечение процесса управления природопользованием.



Законодательство в области охраны ОС и рационального природопользования основывается на Конституции РФ и состоит из основополагающего закона – ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.012002 г., других Федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных, правовых актов РФ, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ. Вышеуказанный Федеральный закон направлен на обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранение благоприятной ОС, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений и обеспечение экологической безопасности.

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранении и восстановлении, регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире и др.

Отношения, возникающие в области охраны ОС, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране здоровья и иными нормами права, направленными на обеспечение благоприятной для человека ОС законодательством.

Наряду с федеральными законами, основополагающими нормативными актами, регулирующими основные вопросы природопользования, является Закон и "Положение о режиме природопользования, охране ОС и экологической безопасности в регионе". На их основе в рамках местного самоуправления разрабатываются региональные Законы и нормативные акты.

В настоящее время происходит расширение сферы действия экологического права. Указами и иными актами Президента РФ провозглашена масштабная правовая реформа, призванная закрепить современные общественные отношения. Необходима разработка и принятие новых законов, подзаконных актов, а также совершенствование имеющихся в области охраны ОПС и рационального природопользования. Экологические нормы российского законодательства нуждаются в реформировании по следующим направлениям:

- признание приоритетности экологии перед экономикой;

- полное открытие экологической информации;

- совершенствование экономического механизма охраны ОПС;

- сохранения в то же время государственных мер воздействия на природопользователей;

- комплектование системы специально уполномоченных государственных органов управления природопользованием во главе с координирующим органом - Министерством природных ресурсов РФ;

- соединение всех звеньев организации, контроля и наложения взысканий в механизме природопользования;

- публичность осуществления основных властных и контрольных полномочий и др.

 

Экономические методы регулирования природопользования.

 

Система экономических методов отличается от административных методовтем, что предприятие-загрязнитель (природопользователь) не сковывается жесткими стандартами. Предприниматель может выбрать свою стратегию, опираясь на анализ затрат и результатов.

Однако все экономические параметры, являющиеся для него внешними (налоги, субсидии, ставки платы за выбросы), жестко фиксируются. Они являются объектами централизованного регулирования. Таким образом, фиксируется желаемое состояние ОС.

Предпринимателям дается возможность выбора; стратегия, позволяющая достичь этого состояния, не навязывается предпринимателю. Но, посредством экономических мер, он поставлен в жесткие экономические рамки.

Экономические методы регулирования являются адресными, однозначно определяют требования к управляемому объекту. Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих природоохранную деятельность, поиске путей минимизации экономических затрат, которые несет общество ради достижения желаемого состояния ОС и ее отдельных компонентов.

Экономический механизм природопользованияпредполагает создание:

1) системы экономических инструментов природоохранной деятельности;

2) системы финансирования природоохранных мероприятий

3) платность природопользования;

4) ценообразование с учетом экологического фактора, на первичные и вторичные ресурсы;

5) создание рынка природных ресурсов;

6) создание механизма реализации государственных и региональных экологических программ.

В общем виде экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования может быть определен как система экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых в управлении охраной природы обеспечивает достижение целей экологической политики.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами (в частности ФЗ «Об охране окружающей среды », глава IV, ст. 14) экономический механизм охраны ОС России включает как поощрительные элементы (позитивная мотивация – стимулы), так инструменты принуждения (негативная мотивация – взыскания).

К поощрительным относятся: субсидии, дотации, льготные займы, ускоренная амортизация фондов природоохранного назначения, кредиты.

К принудительным относятся: экологические платежи, налоги, штрафы.

Основными звеньями механизма управления природопользованием и экологической безопасностью является совокупность административно контрольных и экономических инструментов.

Экономические инструменты природопользования и охраны ОС Рыночно-ориентированные инструменты.

а) природно-ресурсные платежи;

б) платежи за загрязнение ОС;

в) рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;

г) механизм купли-продажи прав на загрязнение ОС;

д) залоговая система;

е) интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей (например на рынках рециклируемых отходов);

ж) методы рыночных переговоров и др. способы саморегулирования;

з) добровольные природоохранные соглашения между органами экологического контроля и предприятиями, а также между самими предприятиями-природопользователями.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.