1. Основные понятия, цели, функции управления природопользованием.
2. Методы управления природопользованием:
- информационно-аналитическое обеспечение программ;
- административные механизмы управления
- нормативно-правовое обеспечение программ;
- экономические методы регулирования природопользования.
3. Система органов управления и контроля природопользованием и экологической безопасностью в РФ.
Основные понятия, цели, функции управления природопользованием.
В условиях нарастания глобального экологического кризиса, экологизация общественного развития, как комплекс мер по обеспечению экологической безопасности, становится объективной закономерностью. Оптимальное решение многочисленных проблем окружающей среды оказывается возможным в результате разработки единой глобальной стратегии природопользования.
В Декларации конференции ООН по вопросам охраны окружающей среды и развитию (UNCED-92, Рио-де-Жанейро), а также программы "Повестка дня на XXI век", где были рассмотрены сущность и цели концепции "устойчивое развитие", подчеркивается, что природоохранная деятельность должна стать неотъемлемой частью экономического развития.
Переход к устойчивому развитию должен осуществляться на различных уровнях: глобальном, национальном, региональном и локальном, а также уровне предприятия. Наиболее всеобъемлющие меры по переходу к устойчивому развитию необходимы на национальном уровне, где формируются конкретные направления и условия природопользования и охраны ОС с учетом особенностей национального законодательства, состояния экономики, форм государственного управления.
Одна из основных задач обеспечения устойчивого развития страны — построение системы управления охраной окружающей среды, обеспечивающей сбалансированное, экологически эффективное развитие регионов. В связи с этим остро встает проблема управления природоохранной деятельностью в регионе.
Природопользование – это одно из самых сложных объектов управления. Поэтому немаловажное значение приобретает исследование управления экологическими процессами
Управление – целенаправленная деятельность по организации взаимосвязей между элементами системы, приводящая к намеченным результатам и целям.
Управление природопользованием в масштабе государства является специальной областью управления, заключающегося в регулировании государством сознательного воздействия человека на природные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических, культурных и других потребностей при условии устойчивого развития и сохранения природы.
Государственное УПП означает организующую деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению рационального природопользования, охране окружающей среды и экологической безопасности человеческой деятельности на всех уровнях управленческой иерархии: глобальном, национальном, региональном, локальном.
УПП представляет собой воздействие на сплошную систему взаимосвязей между обществом и природной средой с целью упорядочения, организации удовлетворения потребностей в природных ресурсах, свойствах, качествах объектов природы при одновременном сохранении и возможном приумножении природно-ресурсного потенциала.
Целью управления природопользованием является выработка экологической политики (экополитики), направленной на обеспечение экологически безопасного и устойчивого (сбалансированного) развития экономики, достижение оптимального состояния качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.
Организация системы управления природопользованием включает:
– формирование экополитики;
– установление приоритетов, конкретизацию целей, задач экополитики;
– выработку стратегии природопользования;
– выбор методов управления;
– создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления природопользованием;
– создание институциональной инфраструктуры (органов управления) для обеспечения управления в сфере природопользования.
Объектом управления природопользованием является деятельность людей в сфере природопользования, которая управляется на основе правового регулирования.
Субъектами управления природопользованием являются государственные органы, учреждения или организации, наделенные соответствующими функциями. Они имеют необходимый объем властных полномочий и финансируются за счет бюджета.
Объектами охраны ОСот негативного воздействияхозяйственной и иной деятельности являются: компоненты природы, ресурсы, естественные ландшафты, естественные экологические системы, государственные заповедники (ФЗ «Об охране окружающей среды», гл.1, ст.4).
Исходя из объектов воздействия, сложностей названных взаимосвязей в объекте воздействия, процесс управления может быть действенным, при условии, что он будет иметь научный характер, т.е. основываться на познании и использовании объективных закономерностей. Научно-обоснованное УПП должно учитывать несколько обстоятельств: объективную необходимость прогноза возможных воздействий хозяйственной и иной деятельности; необходимость перехода от ограничения воздействия к рациональному приспособлению человеческой деятельности к особенностям природной среды.
Комплексный характер экологических проблем требует комплексного управленияв области охраны окружающей среды.
К основным принципам экономического природопользования относятся:
1.Использовние отдельных ресурсов не должно превышать возможности воспроизводства возобновляемых ресурсов региона, в том же количестве и качестве.
2. Эксплуатация отдельных ресурсов не должна приводить к значительному уменьшению количества и ухудшению качества других ресурсов, взаимосвязанных с первым.
3. Общая антропогенная нагрузка на ресурсы не должна превышать предела устойчивости природной среды (восстановительных способностей), таким образом, общая ресурсная эффективность региона не должна снижаться.
4. Должна быть обоснована целесообразность в соотношении краткосрочных и потенциальных выгод использования ресурсов региона.
5. Формы природопользования наряду с отражением социально-экономических потребностей общества должны учитывать природную специфику региона, что обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие в условиях имеющихся экологических ограничений.
Функциями управления являются:
– экологическое прогнозирование качества ОС и ее изменений под воздействием конкретной экологической политики;
– экологическое планирование – т.е. разработка стратегии и программ по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов;
– регулирование экономической деятельности с учетом экологического фактора посредством правовых норм;
– руководство экологической деятельностью - организационное воздействие на реализацию экологических программ;
– экологический мониторинг – наблюдение за состоянием ОС, учет наличия, качества и расходования природных ресурсов;
– экологический контроль – деятельность по установлению соответствия и несоответствия ОС установленным требованиям законодательства;
– экологическое образование, обеспечение населения экологической информацией и формирование общественного сознания с целью изменения культуры потребления, воздействия на принимаемые решения.
Экологизация хозяйственной деятельности рассматривается как процесс, предусматривающий комплекс мероприятий в многоуровневой системе (федеральный, региональный уровень, уровень самостоятельно хозяйствующих субъектов), имеющей целью повышение конкурентоспособности региональной экономики и обеспечение экологической безопасности населения.
Косновным принципам экологизации хозяйственной деятельности в регионе следует отнести:
• принцип сочетания административных и рыночных механизмов управления процессом экологизации хозяйственной деятельности в регионе;
• принцип экологической целенаправленности;
• принцип неухудшения экологической обстановки в регионе в результате развития производства и повышения валового внутреннего продукта;
• принципы приоритетности и комплексности при обосновании приоритетных направлений инвестирования в экологизацию хозяйственной деятельности;
• принцип соблюдения баланса текущих (тактических) и перспективных (стратегических) интересов в эколого-экономической деятельности.
Отмеченные принципы экологизации хозяйственной деятельности реализуются в процессе разработки и практического применения инструментов и механизмов привлечения инвестиций, главным образом, в экоинновации и развитие экологической инфраструктуры.
Экологизация производства – это расширенное воспроизводство природных ресурсов путем совершенствования технологии, организации материального производства, повышения эффективности труда в экологической сфере.
Можно выделить следующие основные направления экологизации общественного производства:
· сохранение и восстановление экологических систем;
· внедрение прогрессивных технологий добычи природного сырья;
· рациональное использование материальных ресурсов;
· создание и внедрение малоотходных и безотходных производств;
· экологически приемлемое размещение и территориальная организация производства;
· сокращение и ликвидация загрязнения окружающей природной среды.
Методы управления природопользованием.
Для реализации стратегических целей, исходя из внешних и внутренних предпосылок, намечаются более конкретные направления действий, например разработка единой системы природоохранного законодательства, экологических нормативов, переход на международные экологические стандарты хозяйственной деятельности, формирование эффективной системы органов управления в области природопользования и т.п.
На основе выделенных направлений определяются механизмы реализации и конкретные методы управления природопользованием.
В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены административно- правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно при приоритете экономических методов управления.
1) организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных технологий при использовании природных ресурсов.
2) социально-психологические методы управления представляют собой систему средств социального и психологического воздействия на коллективы предприятий с целью обеспечения благоприятных погодных условий проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности жизни людей, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов,
3) экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.
Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана:
. обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов;
. охрану и воспроизводство окружающей природной среды.
Конечные результаты работы предприятий должны быть тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении требований природоохранительного законодательства..
В настоящее время среди важнейших механизмов реализации экополитики следует назвать: информационный, административный, правовой. экономический.
Выбор методов управления определяется на основе информационного и нормативно-правового обеспечения процесса управления.