Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы управления природопользованием.



УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1. Основные понятия, цели, функции управления природопользованием.

2. Методы управления природопользованием:

- информационно-аналитическое обеспечение программ;

- административные механизмы управления

- нормативно-правовое обеспечение программ;

- экономические методы регулирования природопользования.

3. Система органов управления и контроля природопользованием и экологической безопасностью в РФ.

 

Основные понятия, цели, функции управления природопользованием.

В условиях нарастания глобального экологического кризиса, экологизация общественного развития, как комплекс мер по обеспечению экологической безопасности, становится объективной закономерностью. Оптимальное решение многочисленных проблем окружающей среды оказывается возможным в результате разработки единой глобальной стратегии природопользования.

В Декларации конференции ООН по вопросам охраны окружающей среды и развитию (UNCED-92, Рио-де-Жанейро), а также программы "Повестка дня на XXI век", где были рассмотрены сущность и цели концепции "устойчивое развитие", подчеркивается, что природоохранная деятельность должна стать неотъемлемой частью экономического развития.

Переход к устойчивому развитию должен осуществляться на различных уровнях: глобальном, национальном, региональном и локальном, а также уровне предприятия. Наиболее всеобъемлющие меры по переходу к устойчивому развитию необходимы на национальном уровне, где формируются конкретные направления и условия природопользования и охраны ОС с учетом особенностей национального законодательства, состояния экономики, форм государственного управления.

Одна из основных задач обеспечения устойчивого развития страны — построение системы управления охраной окружающей среды, обеспечивающей сбалансированное, экологически эффективное развитие регионов. В связи с этим остро встает проблема управления природоохранной деятельностью в регионе.

Природопользование – это одно из самых сложных объектов управления. Поэтому немаловажное значение приобретает исследование управления экологическими процессами

Управление – целенаправленная деятельность по организации взаимосвязей между элементами системы, приводящая к намеченным результатам и целям.

Управление природопользованием в масштабе государства является специальной областью управления, заключающегося в регулировании государством сознательного воздействия человека на природные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических, культурных и других потребностей при условии устойчивого развития и сохранения природы.

Государственное УПП означает организующую деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению рационального природопользования, охране окружающей среды и экологической безопасности человеческой деятельности на всех уровнях управленческой иерархии: глобальном, национальном, региональном, локальном.

УПП представляет собой воздействие на сплошную систему взаимосвязей между обществом и природной средой с целью упорядочения, организации удовлетворения потребностей в природных ресурсах, свойствах, качествах объектов природы при одновременном сохранении и возможном приумножении природно-ресурсного потенциала.

Целью управления природопользованием является выработка экологической политики (экополитики), направленной на обеспечение экологически безопасного и устойчивого (сбалансированного) развития экономики, достижение оптимального состояния качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.

Организация системы управления природопользованием включает:

– формирование экополитики;

– установление приоритетов, конкретизацию целей, задач экополитики;

– выработку стратегии природопользования;

– выбор методов управления;

– создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления природопользованием;

– создание институциональной инфраструктуры (органов управления) для обеспечения управления в сфере природопользования.

Объектом управления природопользованием является деятельность людей в сфере природопользования, которая управляется на основе правового регулирования.

Субъектами управления природопользованием являются государственные органы, учреждения или организации, наделенные соответствующими функциями. Они имеют необходимый объем властных полномочий и финансируются за счет бюджета.

Объектами охраны ОСот негативного воздействияхозяйственной и иной деятельности являются: компоненты природы, ресурсы, естественные ландшафты, естественные экологические системы, государственные заповедники (ФЗ «Об охране окружающей среды», гл.1, ст.4).

Исходя из объектов воздействия, сложностей названных взаимосвязей в объекте воздействия, процесс управления может быть действенным, при условии, что он будет иметь научный характер, т.е. основываться на познании и использовании объективных закономерностей. Научно-обоснованное УПП должно учитывать несколько обстоятельств: объективную необходимость прогноза возможных воздействий хозяйственной и иной деятельности; необходимость перехода от ограничения воздействия к рациональному приспособлению человеческой деятельности к особенностям природной среды.

Комплексный характер экологических проблем требует комплексного управленияв области охраны окружающей среды.

К основным принципам экономического природопользования относятся:

1.Использовние отдельных ресурсов не должно превышать возможности воспроизводства возобновляемых ресурсов региона, в том же количестве и качестве.

2. Эксплуатация отдельных ресурсов не должна приводить к значительному уменьшению количества и ухудшению качества других ресурсов, взаимосвязанных с первым.

3. Общая антропогенная нагрузка на ресурсы не должна превышать предела устойчивости природной среды (восстановительных способностей), таким образом, общая ресурсная эффективность региона не должна снижаться.

4. Должна быть обоснована целесообразность в соотношении краткосрочных и потенциальных выгод использования ресурсов региона.

5. Формы природопользования наряду с отражением социально-экономических потребностей общества должны учитывать природную специфику региона, что обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие в условиях имеющихся экологических ограничений.

Функциями управления являются:

экологическое прогнозирование качества ОС и ее изменений под воздействием конкретной экологической политики;

экологическое планирование – т.е. разработка стратегии и программ по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов;

регулирование экономической деятельности с учетом экологического фактора посредством правовых норм;

руководство экологической деятельностью - организационное воздействие на реализацию экологических программ;

экологический мониторинг – наблюдение за состоянием ОС, учет наличия, качества и расходования природных ресурсов;

экологический контроль – деятельность по установлению соответствия и несоответствия ОС установленным требованиям законодательства;

экологическое образование, обеспечение населения экологической информацией и формирование общественного сознания с целью изменения культуры потребления, воздействия на принимаемые решения.

Экологизация хозяйственной деятельности рассматривается как процесс, предусматривающий комплекс мероприятий в многоуровневой системе (федеральный, региональный уровень, уровень самостоятельно хозяйствующих субъектов), имеющей целью повышение конкурентоспособности региональной экономики и обеспечение экологической безопасности населения.

Косновным принципам экологизации хозяйственной деятельности в регионе следует отнести:

• принцип сочетания административных и рыночных механизмов управления процессом экологизации хозяйственной деятельности в регионе;

• принцип экологической целенаправленности;

• принцип неухудшения экологической обстановки в регионе в результате развития производства и повышения валового внутреннего продукта;

• принципы приоритетности и комплексности при обосновании приоритетных направлений инвестирования в экологизацию хозяйственной деятельности;

• принцип соблюдения баланса текущих (тактических) и перспективных (стратегических) интересов в эколого-экономической деятельности.

Отмеченные принципы экологизации хозяйственной деятельности реализуются в процессе разработки и практического применения инструментов и механизмов привлечения инвестиций, главным образом, в экоинновации и развитие экологической инфраструктуры.

Экологизация производства – это расширенное воспроизводство природных ресурсов путем совершенствования технологии, организации материального производства, повышения эффективности труда в экологической сфере.

Можно выделить следующие основные направления экологизации общественного производства:

· сохранение и восстановление экологических систем;

· внедрение прогрессивных технологий добычи природного сырья;

· рациональное использование материальных ресурсов;

· создание и внедрение малоотходных и безотходных производств;

· экологически приемлемое размещение и территориальная организация производства;

· сокращение и ликвидация загрязнения окружающей природной среды.

Методы управления природопользованием.

Для реализации стратегических целей, исходя из внешних и внутренних предпосылок, намечаются более конкретные направления действий, например разработка единой системы природоохранного законодательства, экологических нормативов, переход на международные экологические стандарты хозяйственной деятельности, формирование эффективной системы органов управления в области природопользования и т.п.

На основе выделенных направлений определяются механизмы реализации и конкретные методы управления природопользованием.

В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены административно- правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно при приоритете экономических методов управления.

1) организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных технологий при использовании природных ресурсов.

2) социально-психологические методы управления представляют собой систему средств социального и психологического воздействия на коллективы предприятий с целью обеспечения благоприятных погодных условий проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности жизни людей, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов,

3) экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.

Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана:

. обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов;

. охрану и воспроизводство окружающей природной среды.

Конечные результаты работы предприятий должны быть тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении требований природоохранительного законодательства..

В настоящее время среди важнейших механизмов реализации экополитики следует назвать: информационный, административный, правовой. экономический.

Выбор методов управления определяется на основе информационного и нормативно-правового обеспечения процесса управления.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.