Важнейшим условием реализации экополитики является информационно-аналитическое обеспечение
Информационное обеспечение управления природопользованием – это совокупность информации, главным образом о природных ресурсах, природных условиях, а также о деятельности хозяйствующих субъектов - природопользователей. Обеспечение информацией, необходимой для принятия решения по управлению предваряет применение тех или иных методов.
Информация о природных ресурсах сосредоточена в кадастрах природных ресурсов. Кадастр природных ресурсов представляет собой систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов. Включает их экономическую оценку и социально-экономическую значимость, а также характер их изменений под влиянием деятельности человека с рекомендациями по рационализации использования ресурсов и необходимыми мерами их охраны.
В практике имеют место следующие виды кадастров природных ресурсов: земельный, водный, лесной кадастры, кадастр месторождений полезных ископаемых, промысловый кадастр. Кроме того, создан кадастр особо охраняемых территорий, содержащий сведения о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках). К кадастрам следует отнести Красную книгу - список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов, а также Зеленую книгу - свод данных о редких, исчезающих и типичных растительных сообществах, нуждающихся в особой охране.
Порядок организации, ведения и финансирования кадастров регулируется законодательствами РФ и субъектов РФ. Новый элемент кадастрового учета - комплексный территориальный кадастр природных ресурсов (КТКПР), в который введены экологические регламентации и ограничения, а также дополнительная система сведений о правовом режиме природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала в целом; о распределении природных ресурсов по собственности, пользователям и арендаторам. Новый КТКПР является базой территориально-отраслевого управления природопользованием; призван преодолеть обособленность различных существующих отраслевых кадастров, не позволяющих проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала.
Получение объективной информации о состоянии окружающей среды (ОС) и характере антропогенного воздействия на нее требует создания системы наблюдения и контроля за состоянием ОС.
Контроль качества объектов ОС, выявление основных источников загрязнения, его динамики, а также прогнозирование осуществляется на основе государственного мониторинга ОС.
Мониторингом ОСназывают регулярные, выполняемые по заданной программе, наблюдения и контроль за состоянием природных ресурсов и природных сред, позволяющие оценить их состояние, а также характеризовать происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности. Под экологическим мониторингом(ЭМ) следует понимать организованный мониторинг ОС, при котором, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека, биологических объектов, оценка состояния и функциональной ценности экосистем, а также создаются условия для определения корректирующих действий.
Основными задачами ЭМ являются:
- наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия,
- наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием антропогенных факторов,
- оценка фактического состояния природной среды, прогноз динамики воздействия.
Требования полноты и регулярности данных, получаемых на основе наблюдений, свидетельствуют о необходимости организации мониторинга ОС на различных уровнях: глобальном (мировом), национальном, региональном, локальном. Важным этапом совершенствования информационного обеспечения является создание автоматизированной системы мониторинга ОС.
Информацию о деятельности природопользователей обеспечивает процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). ОВОС– это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на ОС хозяйственной или иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления, (например, реализации проектов).
Цели ОВОС:
· определение масштаба и возможной потенциальной угрозы ОС, здоровью человека в результате планируемой деятельности;
· сравнение проекта с его альтернативами;
· выявление возможных альтернативных мер по уменьшению вероятного ущерба в результате предполагаемой деятельности.
· В РФ для обеспечения информацией систем управления создана Единая республиканская система наблюдения и контроля за состоянием природной среды, которая включает: систему государственного контроля;
· сеть государственного мониторинга природных ресурсов и загрязнения природной среды
· ведомственные системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду;
· систему оперативного обнаружения, анализа и прогноза последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природной среды.
Сведения о текущих выбросах, сбросах загрязняющих веществ, размещении отходов, затратах на охрану природы, экологических и природно-ресурсных платежах можно найти в формах статистической отчетности:
2-тп (вода); 2-тп (воздух), 2-тп (отходы)
К информационным методам управления природопользованием относят также соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии ОС, а также организацию и развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры.
Следует отметить, что особенностями управления природопользованием и охраны ОС являются:
1. Сочетание (специфика) рыночных и административно-контрольных инструментов управления.
2. Относительно (с другими секторами экономики) более высокая роль государства и его институтов в механизме управления природопользованием и охраной ОС и как следствие
3. настоятельная необходимость отработки специальных механизмов управления природопользованием (включая социально-политические), нейтрализующих негативные стороны государственного воздействия на эту сферу.
Сам механизм природопользования должен носить рыночный характер, однако основные «правила игры» – параметры (ставки, нормативы, цены на продукцию) устанавливаются государством.