Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Информационно- аналитическое обеспечение УПП и ООС



Важнейшим условием реализации экополитики является информационно-аналитическое обеспечение

Информационное обеспечение управления природопользованием – это совокупность информации, главным образом о природных ресурсах, природных условиях, а также о деятельности хозяйствующих субъектов - природопользователей. Обеспечение информацией, необходимой для принятия решения по управлению предваряет применение тех или иных методов.

Информация о природных ресурсах сосредоточена в кадастрах природных ресурсов. Кадастр природных ресурсов представляет собой систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов. Включает их экономическую оценку и социально-экономическую значимость, а также характер их изменений под влиянием деятельности человека с рекомендациями по рационализации использования ресурсов и необходимыми мерами их охраны.

В практике имеют место следующие виды кадастров природных ресурсов: земельный, водный, лесной кадастры, кадастр месторождений полезных ископаемых, промысловый кадастр. Кроме того, создан кадастр особо охраняемых территорий, содержащий сведения о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках). К кадастрам следует отнести Красную книгу - список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов, а также Зеленую книгу - свод данных о редких, исчезающих и типичных растительных сообществах, нуждающихся в особой охране.

Порядок организации, ведения и финансирования кадастров регулируется законодательствами РФ и субъектов РФ. Новый элемент кадастрового учета - комплексный территориальный кадастр природных ресурсов (КТКПР), в который введены экологические регламентации и ограничения, а также дополнительная система сведений о правовом режиме природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала в целом; о распределении природных ресурсов по собственности, пользователям и арендаторам. Новый КТКПР является базой территориально-отраслевого управления природопользованием; призван преодолеть обособленность различных существующих отраслевых кадастров, не позволяющих проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала.

Получение объективной информации о состоянии окружающей среды (ОС) и характере антропогенного воздействия на нее требует создания системы наблюдения и контроля за состоянием ОС.

Контроль качества объектов ОС, выявление основных источников загрязнения, его динамики, а также прогнозирование осуществляется на основе государственного мониторинга ОС.

Мониторингом ОСназывают регулярные, выполняемые по заданной программе, наблюдения и контроль за состоянием природных ресурсов и природных сред, позволяющие оценить их состояние, а также характеризовать происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности. Под экологическим мониторингом(ЭМ) следует понимать организованный мониторинг ОС, при котором, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека, биологических объектов, оценка состояния и функциональной ценности экосистем, а также создаются условия для определения корректирующих действий.

Основными задачами ЭМ являются:

- наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия,

- наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием антропогенных факторов,

- оценка фактического состояния природной среды, прогноз динамики воздействия.

Требования полноты и регулярности данных, получаемых на основе наблюдений, свидетельствуют о необходимости организации мониторинга ОС на различных уровнях: глобальном (мировом), национальном, региональном, локальном. Важным этапом совершенствования информационного обеспечения является создание автоматизированной системы мониторинга ОС.

Информацию о деятельности природопользователей обеспечивает процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). ОВОС– это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на ОС хозяйственной или иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления, (например, реализации проектов).

Цели ОВОС:

· определение масштаба и возможной потенциальной угрозы ОС, здоровью человека в результате планируемой деятельности;

· сравнение проекта с его альтернативами;

· выявление возможных альтернативных мер по уменьшению вероятного ущерба в результате предполагаемой деятельности.

· В РФ для обеспечения информацией систем управления создана Единая республиканская система наблюдения и контроля за состоянием природной среды, которая включает: систему государственного контроля;

· сеть государственного мониторинга природных ресурсов и загрязнения природной среды

· ведомственные системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду;

· систему оперативного обнаружения, анализа и прогноза последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природной среды.

Сведения о текущих выбросах, сбросах загрязняющих веществ, размещении отходов, затратах на охрану природы, экологических и природно-ресурсных платежах можно найти в формах статистической отчетности:

2-тп (вода); 2-тп (воздух), 2-тп (отходы)

К информационным методам управления природопользованием относят также соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии ОС, а также организацию и развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры.

Следует отметить, что особенностями управления природопользованием и охраны ОС являются:

1. Сочетание (специфика) рыночных и административно-контрольных инструментов управления.

2. Относительно (с другими секторами экономики) более высокая роль государства и его институтов в механизме управления природопользованием и охраной ОС и как следствие

3. настоятельная необходимость отработки специальных механизмов управления природопользованием (включая социально-политические), нейтрализующих негативные стороны государственного воздействия на эту сферу.

Сам механизм природопользования должен носить рыночный характер, однако основные «правила игры» – параметры (ставки, нормативы, цены на продукцию) устанавливаются государством.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.