Кияс - один из источников мусульманского права (шариата). Представляет собой толкование Корана и Сунны, суждение по аналогии по тем вопросам, которые прямо не урегулированы последними. Он приобретает силу закона, если признан высшим мусульманским духовенством. Правом толкования обладает муфтий - высшее духовное лицо.
Маджалла - крупнейшая кодификация норм мусульманского права. Принята в Турции (Османской империи) в 1869-1877 гг. в рамках курса на модернизацию страны. Действие М. распространялось на большинство арабских стран, входивших в состав Османской империи (за исключением Египта). М. регулировала вопросы правоспособности и ее ограничения, вещного и обязательственного права, но не затрагивала семейных отношений, которые в соответствии с принципом свободы веры и "персонального права" последователей многочисленных сект и толков продолжали регулироваться различными школами мусульманского права в традиционной форме доктрины.
Кисас - в мусульманском праве категория преступлений, за которые шариат устанавливает точную санкцию - К., означающую, по общепринятому определению, "возмездие", т.е. наказание, "равное" по тяжести совершенному противоправному деянию. Основными преступлениями данной категории считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера.
Вакф (вакуфные имущества) - в мусульманском праве термин, означающий имущество, частично изъятое из гражданского оборота и предназначенное для достижения благотворительных, религиозных или определенных общественных целей. Отчуждение допускается лишь в случае прекращения существования того учреждения или юридического лица, в пользу которого В. установлен (в этом случае он переходит к наследникам учредителя В.), или в случае, когда В. имущество, при непродаже его, может потерпеть ущерб или стать бездоходным.
Дийя - в мусульманском праве "выкуп за кровь", денежная компенсация родственникам убитого.
Иджма - один из основных источников мусульманского права - единодушное мнение наиболее авторитетных исламских правоведов по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и Сунной. И. представляют собой комментарии, которые восполняют пробелы в религиозных нормах. Поскольку окончательное толкование ислама дается в И., Коран и Сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие И.
Кади (араб.; тюрк. и перс. - кази) - в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата. В Турции, Египте и Тунисе вместе с упразднением шариатского суда ликвидирован в 1930-1950-х гг. и институт К. В настоящее время в мусульманских странах К. именуются судьи не только шариатских судов, но и всех иных судебных органов.
Хадд - в мусульманском праве категория преступных деяний, которые, во-первых, посягают только на интересы всей общины ("права Аллаха") и, во-вторых, влекут наказания, либо однозначно определенные Кораном или Сунной, либо нормативно точно установленные правоприменительной практикой "праведных" халифов. Однако мусульманские ученые-юристы не единодушны в том, какие конкретно правонарушения должны быть включены в данную категорию преступлений. Большинство исследователей полагают, что к ним относятся семь наиболее опасных общественных деяний - прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт.
Шариат (араб. "шариа" - прямой, правильный путь, обязательные предписания, право, закон) - свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и Сунне и провозглашенных исламом "вечным и неизменным" плодом божественных установлений. Ш., понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом. В этом смысле Ш. нередко отождествляется с мусульманским правом. Ш. непосредственно действует в Иране, Судане, Пакистане и ряде других мусульманских стран.
Фикх (араб. - глубокое понимание, знание) - в мусульманском праве означает, прежде всего, мусульманско-правовую доктрину - систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле Ф. является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата. Термин "Ф." употребляется также в значении самих норм, регулирующих поведение мусульман и сформулированных мусульманскими правоведами в рамках различных школ фикха-доктрины.
Мусульманское право - одна из основных правовых систем (правовых семей) современности, комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие связанные с религией системы права, М. п. является, как правило, не территориальным, а персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины, но не на иноверцев. Источниками М. п. являются Коран, Сунна, иджма, кияс.
Тестові завдання
1. Виникнення ісламу пов’язане:
1) з вченням Абу Бакра,
2) з виникненням Арабського халифату,
3) з життєдіяльністю Пророка Мухаммада.
2. Оберіть вірні відповіді. До основоположних джерел мусульманського права входять: