Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Человек — качественно новая ступень развития биосферы



Современные представления о человеке связаны с феноменом его появления как итога эволюции органического мира. Некоторые ученые считают началом выделения человека — появление прямохождения. Останки такого человека найдены в Эфиопии, им около 4 млн лет. По ним можно видеть, что тогда не было ни


огня, ни орудий труда. Прямохождение освободило руки, развивалась рука для иных целей — на ней выделился большой палец. Появление огня датировано 1,4 — 1,9 млн лет. Выделяет человека из животного мира не только использование огня, но и захоронение трупов. В Кении найдено захоронение человека в возрасте человека умелого, которому 1,8 млн лет. Считается, что заселение Европы и Азии шло с Ближнего Востока. В районе Горно-Алтайска академик А. П. Окладников обнаружил следы гоминизации на отметке 1,5 млн лет.

Появление человека — качественно новый этап развития биосферы, который обеспечил разум человека. Благодаря разуму человечество стало самоорганизующейся системой. Еще в прошлом веке И. М. Сеченов говорил, что понять человека можно только в единстве плоти, духа и природы, частью которой он является (1861): «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Сходство человека с животным определяется не только элементным составом и строением тела (те же белки и нуклеиновые кислоты, те же структуры и органы), но и поведением. Кроме того, человеческий зародыш проходит во внутриутробном развитии все стадии эволюции вида. Дополнительные доказательства: рудиментальные органы, атавизм, многие черты поведения. У животных, как и у человека, развита система общения с помощью тех или иных сигналов.

Изучив огромный материал по зародышевому развитию губок, иглокожих, кишечнополостных и других беспозвоночных, наши естествоиспытатели И. И. Мечников и А. О. Ковалевский обосновали идею единства происхождения всего органического мира. Развивая эти исследования и обнаружив внутриклеточное пищеварение в подвижных клетках соединительной ткани беспозвоночных, Мечников разработал теорию фагоцителлы — теорию происхождения многоклеточных организмов (1880). Фагоцитоз — это способность особых, блуждающих клеток активно захватывать и уничтожать различные инородные тела (в том числе и микробы). Если побеждают фагоциты, больной выздоравливает, в противном случае — умирает. У высших животных, например, типичными фагоцитами (пожирателями) являются белые кровяные тельца — лейкоциты. Процесс проникания лейкоцитов через стенки сосудов к месту воспаления — одно из наиболее интереснейших явлений природы. На многих опытах с холерными микробами (в том числе и на самом себе) Мечников доказал, что фагоцитоз играл наибольшую роль в формировании невосприимчивости организма к инфекциям.

В притягательную для любого человека область явлений психики впервые проник И.М.Сеченов. Он первым высказал положение о наличии


связи жизненной деятельности клетки с внешней средой. Сеченов доказал, что психическая жизнь человека и, в частности, его сознание являются результатом деятельности мозговых клеток (1863). Он утверждал, что все акты сознательной и бессознательной жизни человека по способу прохождения — только рефлексы, причем источником рефлексов могут быть как внутренние, так и внешние раздражители. У человека в качестве таких источников могут быть нравственные регуляторы. Демонстрируя в опытах на себе скорость прохождения рефлекса, он силой воли задерживал скорость некоторых из них. Отсюда — особая роль столкновения человека с жизнью, воспитания в широком смысле слова в нравственной регуляции поступков, а значит, и в скорости тех или иных реакций организма. Эти исследования дали основания И. П. Павлову утверждать, что «приближается важный этап человеческой мысли, когда физиологическое и психологическое, объективное и субъективное действительно сольются и... отпадет естественным путем противопоставление моего сознания моему телу». Павлов перешел от изучения связей организма с окружающей средой, осуществляемых нервной системой, к исследованиям функций больших полушарий головного мозга. Он разделил рефлексы на безусловные и условные. В 1925 г. он открыл при своей лаборатории две клиники — нервную и психиатрическую, в которых применял для лечения результаты, полученные в исследованиях высшей нервной деятельности. Таким образом, он показал, что ряд нарушений душевной деятельности (например, шизофрения) связан с подчеркнутым проявлением так называемого охранительного торможения.

Исследуя качественные различия высшей нервной деятельности человека и животных, Павлов разработал учение о двух сигнальных системах: первой, общей для обоих, и второй, свойственной только человеку. Высшие животные способны понимать слова и эмоции, но они не способны к формированию отвлеченных понятий. Мышление животных всегда конкретно, тогда как человек формирует обобщения, понятия. При помощи второй сигнальной системы осуществляется высшее человеческое отвлеченное мышление. Способность к понятийному мышлению отражает интеллект человека. Человек имеет план своей работы, он способен сознавать и понимать происходящее в мире. Развитая речь позволила расширить общение с помощью слов, к этому не способны животные. Недаром — «в начале было Слово». Оно способствовало организации людей в общество. Человек не только способен к труду, но и целенаправленно изготовлять орудия труда.

Мир живого — самоорганизующийся. Подобно тому как биосфера — самоорганизующая целостность, таковы и все ее уровни. Для животного мира формой организации является стадо. Социальное поведение животных — это эволюционный механизм, определяемый преимуществами общественной жизни. Постепенно потребность в обеспечении безопасности у животных становилась высшей потребностью, сформировала соответствующие инстинкты. Сначала была анонимная стая, потом появилась безличная,


затем личная семья. Этология (от греч. этос — поведение, характер, нрав) — наука о поведении животных — показывает, что в животном мире есть общественная жизнь с эмоциями и чувствами. К. Фриш экспериментировал с пчелами, а К.Лоренц и Н.Тинберген изучали более сложное поведение многих видов птиц, рыб, млекопитающих и насекомых.

Проблема соотношения социального и биологического интересовала ученых и философов во второй половине XX в. Любовь — сдерживающий агрессию фактор, эволюционно выгодный, поскольку обеспечивает репродукцию. У большого числа видов существует иерархическая форма организации, в том числе и у высших животных. Управляет такой организацией чаще всего одна особь, но встречается и коллегиальное управление. Пчелы, муравьи и термиты живут колониями, организованными по кастовому признаку. Приматы имеют более гибкую систему, в которой возможно перераспределение ролей. Есть группы, которые ведут непримиримую борьбу за первенство, такими являются сообщества крыс — спутников человека. По Лоренцу, «крыса пользуется теми же методами, что и человек: традиционной передачей опыта и его распространением внутри тесно сплоченного сообщества... Там, где отбор производится соперничеством сородичей самим по себе, — там существует огромная опасность, что сородичи в слепой конкуренции загонят друг друга в самые темные тупики эволюции». К 80-м гг. позиция Лоренца сместилась в сторону большей гуманизации человека и общества. Биологизация человека ведет не только к пассивности в воспитании, она может служить и идейным основанием различных форм расизма. Но к началу XXI в. был расшифрован геном человека, и стало известно, что расовые отличия в нем отсутствуют.

Человек — биосоциальное существо. Он прошел путь эволюции, сформировалось общество, и человек — его социальный продукт. Разрушение в человеке его социальной сущности — возврат к животному миру. Эти проблемы обсуждались еще в античности: киники видели природу человека в его естественном образе жизни, Эпикур — в его чувствах (одинаковых у человека и животных), стоики — в разуме. Сейчас этим занимается наука — социо-биология. Поэтому человек обречен на развитие, на самоусовершенствование через индивидуальность и через общество. Индивидуальность оттачивает миропонимание, общество ставит рамки, в которых индивидуальное миропонимание играет положительную роль в обществе. Появление противоречий между индивидуальным и общественным отражает инерцию в развитии; она спасает от крайних флуктуаций в развитии индивидуальности и действий индивида в отношении общества. Но слишком большая инерционность общества может и «задавить» личность, если индивидуальность не будет ее учитывать, т.е. система «личность — обще-


ство» развивается в самосогласованном режиме: личность созревает в обществе, а общество создается под влиянием личности. Единство биологического и социального — основа феноменоло-гилизма человека. Примеров нарушения этого баланса в человеческой истории предостаточно, и все они поучительны. Многократно общество расправлялось с индивидуальностью, чем наносило ущерб своему развитию. Часто и гениальная личность ввергала общество в различные авантюры.

Общество тоже прошло определенную эволюцию. Существует культурно-историческая концепция, идущая из Древней Греции. Геродот противопоставлял Европу — мир эллинских полисов и Азию — персидскую монархию. Деление на пролетариат и буржуазию в некотором роде соответствует этой концепции. Согласно другой концепции, история общества — единый процесс развития всей планеты. Сначала общество опиралось на четыре империи — Ассирийскую, Персидскую, Македонскую и Римскую. А.Дж.Тойнби в качестве единицы всемирной истории выбрал национальное государство, пытаясь совместить эти оба подхода. Потом заменил новой единицей — локальной цивилизацией. Он выделил среди «неевропейских» 21 цивилизацию в 16 регионах планеты. Среди цивилизаций — «примитивные» и «цивилизованные». Развитие общества идет через мимесис (подражание). В примитивных цивилизациях — это подражание предкам, т. е. общества статичны. Цивилизованные общества динамичны: подражают личностям, которые «бросают вызов» трудностям и преодолевают их через усилия. Этими вызовами могут быть природные катаклизмы, нападение чужеземцев или распад предыдущих цивилизаций. Объединительные тенденции развития обществ Тойнби связал с мировыми религиями, среди которых — зороастризм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам. При этом он постепенно пришел к идее «экуменического» видения истории, считая, что главное последнее единение может быть достигнуто на базе объединенной религии.

Универсальный эволюционизм исходит из представления, что возникновение духовного мира человека, его планеты и Вселенной — результат самоорганизации, саморазвития человека как биологического вида и общества как структур человечества.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.