Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава V. МОДИФИКАЦИИ ОРТОПТЕРОИДНОГО РОТОВОГО АППАРАТА



Мы ознакомились с ортоптероидным ротовым аппаратом насекомых и с теми его примерами, которые наиболее близки к этой основной форме. Уже было указано, что при переходе к питанию жидкой пищей ротовой аппарат подвергается весьма глубоким модификациям и большей частью превращается в различного рода хоботки.

Однако в некоторых случаях ротовой аппарат, не отклоняясь далеко от основной схемы, обнаруживает тем не менее значительные изменения адаптивного характера. Так например, консистенция перерабатываемой пищи во многих случаях заметно отражается на строении мандибул. У всеядного таракана (рис. 12 D) зубцы находятся только на резцовом крае, а коренной лишен их. У растительноядной саранчи зубцы грубы, а на коренном крае развились гребни (Е), у питающейся древесиной личинки жука усача зазубренность отсутствует (F), у питающегося детритом жука-водолюба мандибулы превратились в фильтрующий аппарат (G), у навозника, питающегося мягкой пищей, они тонкостенны и пластинкоооразны (Н). Интересны также особенности мандибул у хищников. У стрекозы мандибулы снабжены многочисленными режущими зубцами, которые имеются даже на коренном крае. Жужелицы Carabus, обливающие добычу пищеварительным соком до проглатывания, пользуются мандибулами только для удерживания добычи. Их мандибулы удлинены и изогнуты, а коренной край их вырезан. Кроме того, на мандибуле имеется густая щетка волосков, служащая фильтром. Между тем, у других жужелиц (Pseudophonus), которые размельчают свою пищу, волосяная щетка выражена слабо, но коренной край развит хорошо (рис. 47 В), а вся мандибула имеет более типичную форму.

ГУСЕНИЦЫ

Остановимся также на ротовых частях гусениц, ввиду большого значения отряда Lepidoptera. Можно указать следующие особенности их ротового аппарата: мощное развитие мандибул, слияние нижней губы и максилл в один орган, несколько рудиментарный характер последнего и наличие прядильного сосочка. Кроме того, характерно раздвоение верхней губы.

Мандибулы гусениц снабжены сильными и несколько грубыми зубцами на рабочей поверхности и представляют собой типичные верхние челюсти ортоптероидного типа.

Максиллы и нижняя губа срастаются вместе в лабио-максиллярный комплекс, который представляет собой губообразный мясистый орган. Склериты составляющих его двух пар челюстей частью отсутствуют, а частью сильно уменьшены, вследствие чего между ними образуются обширные перепончатые пространства. Боковые части комплекса соответствуют максиллам. Концевой отдел максиллы иногда обозначается нейтральным наименованием лопасти с чувствительными сосочками. В нижнегубном отделе лабио-максиллярного комплекса видны две разделенные перепончатым промежутком пластинки, соответствующие постментуму. Прементум несет два рудиментарных придатка, видимо, отвечающих щупикам, и прядильный сосочек. Функция последнего будет разобрана позже. По положению он соответствует глоссам и параглоссам, но его природа недостаточно выяснена. К передней поверхности нижней губы присоединен гипофаринкс (Hyp). Верхняя губа у многих форм имеет глубокую медиальную вырезку.

Работа ротового аппарата гусениц весьма интересна и особенно подробно изучена у тутового шелкопряда. Шелковичный червь прочно удерживается на краю листа своими пятью парами брюшных ног. Два передних абдоминальных сегмента, лишенные придатков, настолько подвижны, что как бы играют роль шеи. Наоборот, грудные сегменты со своими тремя парами ног функционально объединяются в одно целое с головой. Сами грудные сегменты во время приема пищи несколько сокращаются, их ноги поэтому близко придвигаются к голове и служат вспомогательным аппаратом при питании. Подобно многим другим гусеницам, шелковичный червь ест лист с краю. Он охватывает листовую пластинку с боков грудными ногами, мандибулами и максиллярными щупиками, причем край листа входит в вырезку губы (рис. 50 А). Последнее обстоятельство позволяет захватить большой кусок листа и в то же время придает листу точную ориентировку по отношению к частям ротового аппарата. Когда достигнуто описанное исходное положение, гусеница дергает головой вверх и не столько откусывает, сколько отрывает захваченный мандибулами кусок листа. При отрывании большую роль играет туловищная мускулатура, приводящая в движение всю голову, и сравнивает эту работу с тем, что происходит у жвачных, которые зажимают пучок травы челюстями и затем движением головы отрывают его.

Характерно, что при отрывании куска листа движением головы, максиллярные щупики и верхняя губа остаются тем не менее в соприкосновении с остальным листом. Это, очевидно, происходит вследствие того, что они в этот момент несколько выдвигаются наружу. Общая мягкость нижней губы и подвижность верхнегубного сочленения делают такое выдвигание вполне возможным. Таким образом, гусеница все время как бы держится за край листа верхней губой и максиллярными щупиками, и поэтому перед захватом следующего куска ей не надо отыскивать правильное исходное положение мандибул. Так как куски проглатываются без размельчания, то поедание листа идет очень быстро.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.