Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ХАРАКТЕРИСТИКА ХЛОПЧАТОБУМАЖНОЙ ТКАНИ



Рис. 121. Нитемер.

 

Вес ткани. Вес ткани во многом зависит от основы и утка, вида скручивания, толщины нити и длины волокон. В данной таблице приводятся наиболее употребительные веса ткани на 1 м2 при нормальном оснащении из хорошей хлопчатобумажной ткани:


Таблица 4

Тип яхты   Грот (в г)   Передний парус для среднего ветра (в г) Передний парус для легкого ветра (в г) Спинакер (в г)  
Швертбот с парусностью от 10 до 15 м2        
Крейсерский швертбот с парусностью от 15 до 20 м2        
То же от 15 до 30 м2        
Килевая яхта с национальным гоночным классом 6 (парусностью 30 м2) 220—250        
Килевая яхта с национальным гоночным баллом 8 (парусностью 50 м2) 280—300        
Килевая яхта с национальным гоночным баллом 10 (парусностью 100 м2) 350—400        

Яхтсмен, который с постоянной опаской думает, как бы уменьшить вес вооружения своей яхты, склонен предпочитать легкие ткани. Но как ни идеальна легкая парусная ткань для умеренного ветра, при сильном она быстро рвется. Если у вас имеется возможность подобрать ткань различного качества при одинаковом весе, то выбирайте себе материал более мягкий и гладкий, т. е. имеющий наибольшее количество нитей на 1 см2, но в то же время плотный. Лупа или нитемер (рис. 121) облегчит вам выбор. Если вы скомкаете ткань рукой, то можете определить степень ее остаточной деформации.

Гигроскопичность. Хлопчатобумажные волокна в состоянии впитать в себя большое количество влаги. Хотя после впитывания влаги прочность ткани увеличивается от 5 до 10%, однако при этом ткань значительно садится: при впитывании влаги волокна набухают и делаются толще; скрученные вместе и расположенные спирально относительно друг друга нити начинают расширяться в стороны за счет своей длины. Чем больше становится натяжение крученых нитей, тем больше усадка ткани, доходящая обычно до 5—8% ее длины. Однако усадка основной и уточной нитей на обликованной стороне паруса, а также на всей парусной ткани в целом происходит неравномерно. При усадке вес паруса повышается до 180% (один только топовый вес увеличивается на 10 и даже 20 кг), а это может отрицательно сказаться на качествах паруса вашего судна.

Рис. 122. Распрямление нити

Растяжение. Обшивка паруса и наложение фальшивых швов на его поверхности хотя и препятствуют боковому сдвигу нитей в плоскости самой ткани, однако не предохраняют материал от растягивания или «вытяжки». Под «вытяжкой» подразумевается выпрямление волнового изгиба (особенно основной нити), который частично получается в результате огиба уточины (рис. 122). В более плотных тканях изгиб бывает чаще, чем в редких, так как а первом случае уточины располагаются близко одна к другой и количество изгибов, которые делает основная нить, больше. «Растяжение» обозначает простое увеличение длины нити под влиянием нагрузки; в этом случае скрученные в нить волокна ближе прижимаются друг к другу и нить сжимается, уменьшая свой диаметр. Чем толще и прочнее ткань, тем меньше она растягивается в продольном и диагональном направлениях (рис. 123).

Рис. 123. а — ткань до растяжения, b — диагональное растяжение, с — растяжение уточной нити

Обычно ткань растягивается на 10—15%. Из этой величины 8—10% падает на вытяжку нити и от 3—5% на ее растяжение. Такие показатели получаются уже после 24-часовой постоянной нагрузки. Поэтому такой же промежуток времени следует установить и для постепенного «выхаживания» паруса перед тем, как дать ему полную нагрузку.

Прочность на разрыв является важнейшим свойством парусной ткани, показывающим, как ткань выдерживает разнообразные нагрузки. Прочность на разрыв в первую очередь зависит от правильного выбора нитей, идущих на основу и уток. Так как полотнища паруса расположены перпендикулярно к задней или нижней шкаторине, уточная нить берет на себя небольшую нагрузку; в силу этого ткань (особенно в своем продольном направлении) должна совмещать прочность со способностью сохранять форму. Прочность нитей зависит в основном от длины волокон. Суровая ткань, которая большей частью изготовляется из коротких волокон, имеет низкую прочность на разрыв и поэтому малопригодна для использования в качестве парусной ткани. Плотная, частотканная ткань имеет свойство выдерживать сильную нагрузку. Намокание ткани не влияет на ее прочность, если ткань после этого немедленно будет тщательно просушена. Если же парус затвердеет, а это происходит только при неправильном обращении с ним, он уже теряет свою прочность.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.