Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Шкала ветра и волнения



Таблица 5

Сила ветра по Бофорту Скорость ветра (в м/сек) Скорость ветра (в км / час) Словесное обозначение Влияние ветра на предметы Воздействие на море Баллы волнения Приблизительная высота волны в Балтийском море
0-0, 2 Штиль Дым поднимается вертикально вверх   Зеркально гладкое море -
0, 3-1, 5 1-5 Тихий ветер Дым слегка отклоняется Очень спокойное море Ниже 0 м
1, 6-3, 3 6-11 Легкий ветер Ветер чувствуется, листья шевелятся Небольшие короткие волны без гребешков пены на спокойном море До 0, 5 м
3, 4-5, 4 12-19 Слабый ветер Вымпелы и ветки колеблются Легкое волнение на море с небольшими удлиненными волнами, в отдельных случаях белые гребешки пены До 1 м
5, 5-7, 9 20-28 Умеренный ветер Вымпелы вытянуты, более толстые ветки колеблются ветер поднимает с земли клочки бумаги      
8, 0-10, 7 29-38 Свежий ветер Вытягиваются и развеваются флаги небольшие деревья раскачиваются Умеренное волнение Белые барашки Длинные волны 1 м
10, 8-13, 8 39-49 Сильный ветер Ветки деревьев качаются и слышен свист в телефонных проводах Большие волны с пенящимися и ломающимися гребнями; сильное волнение 1-2
13, 9-17, 1 50-61 Крепкий ветер Качаются стволы деревьев. Заметно задерживается движение против ветра Беспокойное море с крупными волнами и большими пенящимися гребнями; пена ложится полосами по ветру 2 м
17, 2-20, 7 62-74 Очень крепкий ветер Идти значительно труднее, ломаются ветви Большое волнение с высокими длинными волнами, полосы пены ложатся тесными рядами по ветру; ветер срывает пену с гребней 3 м
20, 8-24, 4 75-88 Шторм Легкие повреждения крыш домов Вырывает с корнями деревья, повреждения домов Высокие гороподобные волны с длинными ломающимися гребнями. Море сплошь покрыто пеной 4 м
24, 5-28, 4 89-102 Сильный шторм        
28, 5-32, 6 103-117 Жесткий шторм Разрушительные действия Исключительное волнение с сильными раскатами от волн   5 м
Свыше 32, 7 Свыше 118 Ураган Происходят опустошения Воздух наполнен пеной, огромные горы волн с непрерывным гулом Свыше 5 м

Если сила ветра увеличивается настолько, что палуба подветренной стороны с вантами, планширом и леерами погружается в воду, то это значит, что наступил момент для взятия рифов.

Когда следует взять рифы? На швертботах и килевых яхтах этот момент наступает по-разному, и в обоих случаях это дело опыта. Сильно перегруженная яхта или яхта с большим креном и с чрезмерно большой парусностью теряет ход, поэтому взять рифы необходимо для того, чтобы и при уменьшенных парусах сохранить максимальный ход.

Если вы собираетесь ходить под парусами при сильном ветре, то лучше сначала взять рифов больше, чем меньше, так как трудно правильно определить силу ветра на причале, защищенном домами и деревьями. Особенно трудно это сделать, когда ветер береговой, т. е. дует с суши на море, и в гавани он кажется слабее, чем есть на самом деле.

Рис. 182. Работа стакселя

Ветер не всегда дует равномерно, его сила и направление часто меняются. Если сила ветра увеличивается, то мы говорим, что ветер свежеет, если же уменьшается, то — спадает. Порывы ветра, вызванные атмосферными помехами, называют шквалистым ветром. Подобные шквалы распознают по быстро приближающимся тёмным полосам ряби. Если же ветер несет с собой темные тучи, то шквалы сопровождаются дождем или градом. Часто при неожиданно налетевшем шквале от внезапного напора ветра на парус швертботы опрокидываются. От легкого шквала можно уберечься, приведясь к ветру, а при приближении идущего фронтом шквала рекомендуется глухо зарифить паруса или совершенно убрать их. Старая заповедь парусника гласит: «Если перед ветром приходит дождь, убирай скорей паруса!»

При усилении ветра вы заметите, что ваш швертбот заметно, рывком, набирает большую скорость. Однако может случиться и так, что при очень сильном и внезапном шквале скорость ветра вдруг начинает возрастать и сидящий даже у самого борта экипаж уже не в состоянии будет препятствовать чрезмерному крену. Увеличивающийся напор ветра больше не станет способствовать движению вперед, швертбот начнет ложиться подветренным бортом и в конце концов опрокинется. Помешать опрокидыванию швертбота можно своевременной разгрузкой паруса путем травления шкотов. Неопрокидывающейся килевой яхте при сильном порыве ветра угрожает опасность потерять мачту.

Местные влияния (группа деревьев, лесок) изменяют или возмущают направление ветра. При перемене направления ветра из-за изменения атмосферных условий мы говорим о ветрах, заходящих справа или слева по направлению часовой стрелки в соответствии с картушкой компаса.

Легкие шелковые ленточки («колдунчики»), вплетенные в ванты, облегчают определение направления ветра. В результате отклонения ветра мачтами и вантами колдунчики, правда не так точно, как флюгарка, показывают вымпельный ветер. Опытом доказано, что парус лучше всего тянет, когда падающий вымпельный ветер и гик хорошо обтянутого грота образуют угол 20°, так как для хода парусного судна менее решающим является напор ветра с наветренной стороны, чем разрежение на подветренной стороне паруса. При таком угле между направлением ветра и парусом получается плавное безвихревое обтекание ветра, которое используют для движения вперед.

Однако и не глядя на флюгарку, можно установить стаксель по кажущемуся ветру; для этого нужно вытравить гика-шкот, чтобы грот был близок к заполаскиванию. Установить стаксель в самом эффективном положении в этом случае просто: нужно выбрать шкоты так, чтобы между задней шкаториной и гротом возникло как бы сопло, настолько узкое, насколько позволяет проходящая через эту щель струя воздуха, стекающая со стакселя (рис. 182). Если грот от этой струи заполаскивает по передней кромке, то следует потравить стаксель и увеличить щель, с тем чтобы стаксель не заполаскивал, а струя воздуха, стекающая с него, не направлялась в грот.

 

 

Глава 3. ПЕРВЫЙ УРОК РУЛЕВОГО

В теплый солнечный день при легком ветре вы поменяетесь местами со своим тренером, став у румпеля и передав ему шкоты.

И вот теперь вы сможете на практике применить теорию паруса, которую вы до сих пор прилежно изучали.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.