Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Закономерности развития социокультурной системы



В обыденной практике, а иногда и в печати встречаются суждения, в которых термины "социальная система" и "социально-культурная система" рассматриваются либо как синонимы, либо близкие друг другу понятия, но практически невозможно встретить сколько-нибудь убедительных, обоснованных научно толкований отличительных признаков указанных терминов.

Определенная эклектичность в исходных понятиях усугубляет процесс усвоения и производных соотношений терминов: "социальная сфера" - "социально-культурная сфера", "социальная деятельность" - "социально-культурная деятельность", "социальный менеджмент" - "социально-культурный менеджмент","социальное управление" - "социально-культурное управление"и т.д.

Действительно, непосвященному читателю, не специалисту в этих областях трудно разобраться и выделить отличительные признаки в терминологии и сути этих понятий. И в первой группе понятий, и во второй превалирует социальная составляющая, а культурные смыслы во второй группе воспринимаются как малозначительные, поглощающиеся социальной доминантой.

Между тем социокультурная система в значительной мере связана с большой силой эстетического и духовного воздействия на все стороны жизнедеятельности человека. Социокультурная система здесь не просто "сопровождает" или "обрамляет" социальную и культурную реальность, но и активно включена в нее.

Когда речь идет о тенденциях и закономерностях развития социально-культурной системы, следует одновременно иметь в виду как те или иные черты образа жизни личности в этой системе, так и определенную направленность развития самой системы, основных ее элементов и частей.

Здесь "социальное" и "культурное" не только тесно взаимо­действуют, они включены одно в другое, функционирование социокультурной системы становится процессом.

Согласно основной идее теории систем, целостная социокультурная система состоит из множества элементов, которые объединены различными взаимосвязями.

Она представляет собой обобщенный, суммарный результат состояния многих социальных и культурных компонентов, таких, как: конечные элементы (активная и массовая культуро-творческая деятельность людей); взаимосвязи элементов (социокультурные связи, межличностные отношения, культурные обмены, взаимодействия, общение и т.д.); функции элементов системы как целого(необходимость определенных культурно-нормативных действий для сохранения культуры); границы (расширение возможностей для включения людей в культурные процессы); подсистемы (численность коллективов самодеятельного творчества, любительских объединений и клубов по интересам и других клубных формирований); окружение (создание условий для культурной деятельности, взаимодействия с соседними социокультурными системами).

Целостная социокультурная система, как и всякая другая, образована на основе составляющих ее элементов, каждый из них, в то же время, может представлять собой самостоятельную систему, если ее рассматривать обособленно или как подсистему в целостной социокультурной системе.

Системообразующими элементами выступают социокультурные институты: государственные, негосударственные, частные и общественные органы, организации и учреждения, которые обеспечивают накопление, хранение и передачу культурных ценностей и культурного опыта, освоение культурных, образовательных, творческих форм деятельности людей.

Сюда же входят многочисленные объекты учреждений социально-культурной сферы: Дома культуры и клубы, библиотеки, театры, музеи, выставочные залы, парки культуры и отдыха, цирки, концертно-зрелищные учреждения, кинотеатры, спортивно-оздоровительные, курортно-санаторные, туристические учреждения и т.д. К системообразующим элементам относятся государственные и общественные комитеты, фонды и ассоциации (защиты ребенка, материнства и детства, инвалидов, ветеранов, социальной защиты населения, сохранения культуры, поддержки молодых дарований и т.д.).

Главной задачей социально-культурных институтов является объединение усилий людей для совместной деятельности по удовлетворению разнообразных потребностей человека, созданию условий для удовлетворения его социальных, культурных, творческих устремлений и жизненных проблем.

Таким образом, социально-культурная система является важнейшим компонентом общественной жизни социума, целенаправленно выполняя функции: кулътуросохранения, кулътуротворчества, просветительства, обучения и воспитания, социально-защитные, исследовательские, проектные, коммуникативные, рекреации, досуга и развлечений, информационно-рекламные и др.

Субъекты социокультурной системы имеют следующие характеристики:

а) социокультурные признаки обеспечения рациональности, эффективности, дисциплинированности, организованности, ра­зумности, скоординированности действий;

б) способность к осуществлению социокультурного про­
цесса, формирующегося и развивающегося в ходе практической деятельности, обучения и воспитания;

в) ценностные ориентации, потребность и интересы, которые формируются в ходе социокультурной деятельности и, в силу этого, имеют социокультурный характер;

г) знания, без которых невозможна социокультурная деятельность;

д) навыки и умения, необходимые для социокультурной деятельности.

Решая внутренние целевые задачи, социокультурные институты в различных организационных формах обеспечивают взаимодействие между собой, заключая на разных уровнях соглашения, контракты, договора, программы, способствующие развитию социокультурной сферы; проводят совместные семи­нары, конференции, фестивали, смотры, конкурсы; выдвигают от имени своих организаций в исполнительные, законодательные, представительные и общественные органы управления и руководства социально-культурной деятельностью своих представителей.

Для того чтобы сохранить логику последовательности в освоении материала и плавно перейти к изучению социально-культурной деятельности, необходимо уточнить еще раз неко­торые положения относительно состава структуры социокуль­турной системы, надежности или неустойчивости ее организа­ционных моделей.

Социокультурная система может об­рести равновесие или неустойчивость, консенсус или несогласие, гармонию или противоречия, процветание или кризис в зависимости от многих факторов. Прежде всего, отметим, что социокультурная система находится в постоянной зависимости от двух факторов: природной потребности в культурном развитии и уровня сознания людей.

Человек, как известно, не может существовать вне среды своего обитания. Он живет в определенном пространстве и времени, использует естественные ресурсы, воздействует на характер социокультурной среды, и, в этом смысле, его социальная и культурная жизнь как бы погружена в нее.

Культурная среда является первичным и необходимым окружением социального и культурного мира человека. Вместе с тем, люди, являясь разумными, мыслящими существами, используя символы, знаки, формируют верования, общение друг с другом, погружаются в мир культуры, как собственной, так и своих современников, и даже предшественников, и их невозможно представить вне этого процесса

Структура социокультурной системы развивается в двух взаимосвязанных направлениях: во-первых, определяющих от­носительно широкие структуры, в которые социокультурная система входит как подсистема, и с которыми она взаимодействует, во-вторых, характеризующих строение и внутреннюю связь составных частей социокультурной системы, ее подсистем (компонентов).

К первому направлению развития социокультурной системы следует отнести процессы, связанные с укреплением материальной базы субъектов системы, управлением и руководством, подготовкой профессиональных кадров, разработкой концепции культурной политики.

Следовательно, социокультурная система в широком понимании - это деятельность социальных объектов, связанная со "второй", внебиологической природой человека. В процессе деятельности этой системы осуществляется развертывание, реализация и развитие сущностных социально-культурных сил социальных субъектов.

Следует подчеркнуть, что совокупность социокультурных институтов может рассматриваться как вполне устойчивая система, равно как и каждый отдельный социокультурный институт является материализованным стабильным объектом.

Ко второму направлению развития самой социокультурной системы следует относить культурные и культуротворческие процессы, протекающие внутри каждого субъекта системы и процессы, являющиеся результатом взаимодействия между этими субъектами.

Структура коллективных групповых и индивидуальных отношений в этой системе и социальных институтах не является "твердой" и неизменной. Они, скорее всего, представляются в виде эластичных систем взаимоотношений.

В этом смысле большое значение приобретают два обстоятельства. С одной стороны необходимость сосредоточить внимание на всепроникающих динамических качествах социально-культурной практики, то есть на изучении постоянных и временных коллективев, групп и личностей в социокультурном процессе движения, с другой рассматривать коллектив, группу и личность не как постоянный объект, а как дематериализованное социокультурное, постоянно изменяющееся явление.

Такая чисто динамическая или процессуальная установка изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния дает воз­можность рассматривать социокультурную систему не в статичном, стабильном состоянии, а в ее процессе, не как жесткий объект, а как постоянный и бесконечный процесс.

В самом деле, любой коллектив, общность в социокультурной системе или отдельном учреждении может существовать лишь до тех пор, пока внутри него идет процесс, что-то происходит, случается, что-то меняется.

С уверенностью можно сказать, что социокультурная практика существует в процессе изменений различной скорости, интенсивности, ритма и темпа, так как при отсутствии динамики останавливается движение, нет изменений, наступает застой.

Такой подход в анализе является более объективным, так как сама жизнь представляет собой не что иное, как движение, изменение, побуждаемые стремлением к продуктивной деятель­ности.

Динамичность СКД

Социально-культурная деятельность представляется межличностной (межиндивидуальной) реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обменов, личных отношений.

Иными словами, она является своеобразной социокультурной тканью, соединяющей людей друг с другом. Она может расширяться и сжиматься, так как индивиды встраиваются в нее или выходят из нее. Она усиливает или ослабляет качество взаимосвязей, например, - от знакомства и привязанности к совместной социокультурной деятельности.

Она концентрируется и расслаивается, сближается и отдаляется, создавая или разрушая временные и постоянные коллективы. Их существование в качестве реальных объектов является иллюзорным, так как реально видны постоянные процессы группировки и перегруппировки, организации и реорганизации, процессы "структурирования" и формирования, а не стабильные группы, стабильные организации, формы, жесткие модели и структуры.

В социокультурных системах протекают динамичные процессы во всех формах взаимодействия людей, и на них с разной интенсивностью и силой воздействуют как социальные регуляторы и нормативные установки, так и альтернативные потенции свободы.

Известный русский культуролог Э.А. Орлова, например, считает, что категория регулятивных и референтных (референтными эти образования целесообразно назвать потому, что люди обращаются к ним как к критериям выбора и оценки своих действий и поведения, т.е. соотносятся с ними в социально значимых ситуациях) образований, в первую очередь, включает в себя ряд основных понятий - образцы деятельности, взаимодействия, поведения, культурные ценности, социокультурные нормы. Так, образцы конкретизируются через привычки, стереотипы, ритуализированое поведение, ценности - предпочтение, убеждение, идеалы и т.п.; нормы - через нравы, обычаи, правила и т.д.

Обратим внимание на глубокий смысл слов митрополита Питирима, который, определяя понятие "культура", подчеркивает ее земное происхождение, говоря, что культура - это, прежде всего, возделывание, поэтому сама по себе культура - это развитие из тех, естественно, лучших основ, которые заложены в самой идее бытия. "Мы верим, что почва, не испытывающая культивации, зарастает сорняками. И люди, которые не подвергаются культурному образованию, могут остаться в состоянии дикости или даже приобрести какие-то антикачества. Следовательно, понятие "культура" есть творчество в области совершенства".

Учреждения культуры, таким образом, следует рассматривать не как совокупность объектов культуры и не совокупность проводимых мероприятий. Учреждения культуры служат людям. Культура создается и воспроизводится людьми. Сохраняют и уничтожают культуру тоже люди.

Следовательно, носитель культуры - это не только музей, и не какой-либо совершенный памятник изобразительного искусства, партитура, записанная определенными знаками, древними или новыми. Именно люди являются носителями культуры, и люди должны быть главным объектом внимания социокультурных систем.

Из сказанного :следует, что социокультурная система представляет собой своеобразное социокультурное пространство, с высоконасыщенной инфраструктурой социальных, культурных объектов и социокультурных отношений, где накапливаются, сохраняются и развиваются знания, умения, ценности, нормы, формы общения, художественно- образные модели действительности. Это - место реализации интересов, ожиданий, потребностей социальных групп и отдельной личности.

Социокультурный процесс следует рассматривать как способ включения личности в культурную жизнь общества - в систему его культурных отношений, духовно-нравственных ценностей, бытовых, семейных, производственных отношений, политического устройства.

Уровень развитости социально-культурных процессов измеряется, прежде всего, степенью вовлечения человека в культурную деятельность, превращения его в субъект культурно-исторического процесса и творчества.

Социокультурная система, следовательно, стимулирует самостоятельность мышления и поведения человека, интенсивность его творческой деятельности.

Изначальной частицей социокультур- ной системы становится событие, которое может быть представлено как любое мо­ментальное состояние социокультурной деятельности (или ее сегмента). Социо­культурные взаимоотношения, как отмечалось, связывают человеческие личности и их взаимоотношения, поэтому они обладают свойством "неотступности".

Социокультурная система окружает человека, воздействуя на его сознание и психику своей многолюдностью или уединением, интеллектуальной сосредоточенностью или динамизмом происходящего вокруг.

Социокультурная система обостряет в человеке ощущение его коллективной сущности, сопринадлежности общему, соучастия в событиях, культуре. Именно в социокультурной системе сосредотачиваются институты руководства и управления, в ней происходят важные события, создается основной фонд произведений культуры и искусства.

Знание, ощущение всего этого с детства усваивается человеком: обычаи, символы, учреждения и организации образуют культурную почву, на которой он вырастает, поддерживается его жизненная энергия.

Социокультурная система, следовательно, стимулирует самостоятельность мышления и поведения личности, интенсивность ее творческой деятельности. Сосредоточение высших, наиболее творческих форм деятельности в социокультурной системе неизбежно стимулирует потребность в приобщении к этим высшим формам и результатам деятельности.

В обществе, воплощающем в себе единство материальной и духовной культуры, все большую роль играет фактор социокультурной системы, степень ее насыщенности социальными, культурными и другими функциями, а такжеизменениями отношений личностей к социокультурной системе в целом, к динамике и содержанию ее структурных элементов.

Более углубленное изучение этих связей приводит к пониманию того, что в действительности они связывают: духовные ценности, идеи, мысли, культурные и досуговые предпочтения индивидов, которые помогают поддерживать или ослаблять культурные отношения между людьми.

Реальная культурная жизнь может быть творческой, разнообразной и насыщенной или малопродуктивной, интересы могут соответствовать или находиться в противоречии с характером и содержанием деятельности учреждений культуры.

Отсюда напрашивается вывод, что существуют определенные уровни культурных связей, возникающих между людьми, которые можно сгруппировать следующим образом: объединение культурных интересов на основе культурно-ценностных предпочтений, общественно-культурных запросов и потребностей, правил общения, идей и действий.

Совокупность этих связей составляет оптимальное измерение культурной среды, социокультурного сознания личности. Эти взаимосвязанные совокупности правил, норм, ценностей, идеалов образуют нормативное измерение понятия социокультурной среды. В социально-культурной системе на каждом указанном уровне происходят непрерывные изменения, в результате чего можно рельефно выделить: изменения и пересмотр культурных ценностей; появление и разрушение культурных ориентиров; пересмотр норм, ценностей, образцов культуры; выработку, дифференциацию и переформирование путей социокультурного взаимодействия; возникновение и разрушение организационных, групповых социокультурных связей; возникновение или исчезновение творческих и культурно-нормативных групп, организаций, сфер общения.

Происходящие в социокультурной жизни сложные процессы на всех уровнях протекают не независимо друг от друга, а, наоборот, находятся в многочисленных и многомерных взаимосвязях, что указывает на наличие в этом процессе определенной системности.

Нетрудно заметить, что в социокультурной среде протекают социальные процессы в определенной последовательности событий; идет социокультурное развитие; идет прогресс, пред­ставляющий собой определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения.

На наличие в социокультурной среде системы протекающих процессов указывает протяженность и непрерывность изменений. Они происходят непрерывно, и любые два состояния социокультурной среды - и практически совпадающие во времени и отдаленные - будут качественно различны.

Духовные ценности, идеи, мысли, культурные и досуговые предпочтения человека помогают поддерживать или ослаблять культурные отношения между людьми.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.